Чем занять досуг детей? Чем их отвлечь от вредного влияния улицы? Этому вопросу было посвящено недавнее совещание учителей, комсоргов и пионервожатых. Все выступавшие соглашались с тем, что одной из главных форм массовой внешкольной работы являются кружки. Этих кружков создано немало, в некоторых школах более 30. Но многие кружки плохо работают, не привлекают внимания детей или не удерживают этого внимания, и кружки распадаются. Ясно, вопрос не в количестве кружков, а главное -- в качестве их работы. Нет ничего легче, как составить программу организации всевозможнейших кружков; но не так легко вести в них работу.
Чем же объясняется неуспех многих кружков?
Тремя главными причинами: 1) неумелым руководством, -- неудачным выбором руководителей, 2) неудачными методами работы, 3) отсутствием постоянного контроля. Недостаток средств, помещения и пр., в большинстве случаев, является "объективной" причиной, которой стараются объяснить неудовлетворительную работу кружков.
Вопрос об умелых, талантливых руководителях является главным. Вот несколько примеров. Преподаватель физики 610-й школы в Москве Н. Т. Курындин организовал кружок любителей науки. Ни средств, ни помещения не было. Но учитель показал детям, как с помощью простого ножика, листа фанеры, баночки клея и других незамысловатых вещей можно создавать приборы, в которых проявляются законы физики, механики, оптики и пр. В течение двух месяцев дети создали множество занимательнейших приборов, которые наполнили две комнаты. Теперь этот самодеятельный "дом занимательной науки" привлекает интерес не только москвичей, но и приезжих, вызывая удивление и восхищение даже взрослых.
Кружки юных натуралистов, при умелом руководстве, создали немало интересных и полезных вещей. Армавирские юннаты нашли значительные запасы мергеля, охры, гипсоносные глины, горючие газы с присутствием гелия, акклиматизировали несколько полезных растений, исследовали листья батата на их способность к вегетативному размножению и т. п. Харьковские юннаты провели успешные испытания 22 сортов томата в условиях своей области. Клара Левиш успешно разрешила важную задачу выращивания ворсовальной шишки, необходимой для текстильной промышленности. Эта шишка до сих пор произрастала только в Закавказье.
Как далеко все это от шаблонных школьных "уголков живой природы", которые через месяц-два, когда у ребят проходит первый интерес, превращаются в запыленные, запущенные уголки. Тов. Курындин и руководители указанных кружков юннатов добились успеха потому, что они ввели ребят в самую суть научной работы, не побоялись привлечь детей к научно-исследовательской работе, увлекательной, динамичной, изобилующей удачами, неудачами и неожиданностями, как увлекательный роман, который, раз начав читать, не бросишь, пока не прочитаешь до конца. А если с этими работами связана и практическая полезность, немудрено, что дети увлекаются ими всерьез и надолго, переделывая, улучшая, совершенствуя не только природу, но и самих себя. Это основное в методике работы всех кружков.
Вопрос о контроле, надзоре ясен. Часто, выработав отличную программу и избрав руководителя, мы считаем дело оконченным и больше уже не интересуемся деятельностью кружка, если только он через некоторое время не развалится окончательно.
Лишь с такими оговорками можно предлагать план занятий детей вне школы. Тем же так много, что их трудно перечислить в статье.
Считаясь с местными условиями, на первом месте, разумеется, нужно поставить кружки юннатов, опирающиеся на местные институты. Успехи харьковских юннатов объясняются тем, что они работали на базе Харьковской детской сельскохозяйственной станции. Такую станцию можно создать и у нас. Для этого есть научные руководители, найдется и территория.
Но не следует ограничивать работу юннатов рамками научных работ институтов. Можно поставить перед юннатами ряд научных проблем исследовательского характера на базе научных работ Тимирязева, Козлова, Мичурина, Лысенко. Это не может не увлечь их.
Кроме того, можно создать кружки для насаждения и охраны цветов, кустарников, деревьев во дворах домов и на свободных городских участках.
У нас есть интересный дендрарий. Он ног бы давать посадочный материал. Создание детьми небольших новых городских скверов могло бы сыграть большую педагогическую роль. Дети -- будущие хозяева города -- привыкали бы украшать его и беречь общественную собственность.
Секция борьбы с вредителями растений следила бы за появлением их на зеленых насаждениях и могла бы сигнализировать о появившемся враге и принимать участие в борьбе с ним. Многие юннаты успешно занимаются комнатным садоводством, увлекаясь разведением лимонных деревьев.
Иные кружки юннатов создали очень полные и интересные коллекции местных растений и насекомых. Как видим, только по кружкам юннатов неисчерпаемое количество тем. Все дело в том, чтобы увлечь ребят работой.
Кружок астрономов мог бы установить живую связь с Пулковской обсерваторией. Оторванные от целого, экскурсии в обсерваторию дают немного. Можно было бы создать обсерваторию на одной из парковских башен. Еще проще и доступнее смастерить самодельную зрительную трубу.
Астрономы очень дорожат сообщениями любителей астрономии о падающих болидах, метеорах: Можно объяснить школьникам, как измерять угол падения, быстроту, силу света, приблизительное расстояние, направление и т. п. Летчики и моряки ориентируются по звездам и солнцу. Полезно научить школьников, как делается это. Наконец, в настоящее время у астрономов приобретает все большее значение астрофизика, изучение солнца. Школьники могли бы заняться и этой областью астрономии, тем более удобной для них, что наблюдения производятся днем.
Не менее может дать и геология. Выезжая из Ленинграда в город Пушкин, пассажир видит за городской чертой однообразную, плоскую, местами заболоченную равнину. Многие ли знают, что это древнее дно послеледникового пресноводного бассейна -- Анцилового озера. Проехав станцию Шушары, из правых окон можно видеть возвышенную гряду. Это терраса -- древний берег еще более раннего существовавшего здесь бассейна -- Иольдиева моря. Разве не интересно было бы воссоздать в макетах картины того, что представляла собою знакомая местность во времена кембрийского, силурийского и др. периодов, сделать панораму с растениями и животными того времени, собрать образцы пород.
Совсем рядом с Пушкиным, -- в двух километрах от Слуцка находится интереснейшее в геологическом отношении место -- прекрасные обнажения на пространстве почти двух километров реки Поповки, впадающей в реку Славянку, которая протекает через Павловский парк. Сюда приезжали геологи издалека, а многие пушкинцы и не подозревают о соседстве этой геологической знаменитости. На р. Поповку можно было бы совершить не одну геологическую экскурсию.
Любители науки могли бы создать не только комнаты занимательных приборов. Какой простор для выдумки, изобретательства дали бы опыты по использованию энергии солнца, ветра. Оптики удивляли бы чудесами этой области науки, создавая новые зрелищные эффекты.
Кинематограф, например, почти убил, отодвинул на задний план проекционный фонарь, который далеко еще не раскрыл всех своих возможностей. При помощи этого фонаря можно было бы создавать прекрасные иллюстрации по географии с многими световыми эффектами, теперь уже забытыми.
Взамен устаревшего и тоже полузабытого хромотропа можно было бы сконструировать калейдоскоп с проекцией на экране. Это дало бы возможность не только увлекать феерией красок и форм, но и объяснять теорию смешения цветов. Пригодились бы оптики и для кружков художественной самодеятельности. За границей, например, уже начали применяться световые декорации при помощи проекционного фонаря. Какое упрощение для сцены, любительской тем более! Вместо громоздких декораций фонарь и несколько диапозитивов и в одно мгновение можно менять декорацию -- море заменять дворцом, дворец горными ущельями и т.п.
Наконец, при помощи той же оптики можно создать для младших школьников и дошкольников своеобразный -- тоже забытый -- театр китайских теней.
Рядом с Пушкиным, в Слуцке, находится крупное научное учреждение по аэрологии и метеорологии. Каждый день пускаются шары-зонды для исследования атмосферы. Шарами всегда увлекаются дети. Они могли бы ознакомиться с этой областью, попробовать сами конструировать аппараты и пускать шары хотя бы на нитке.
Воронежский юннат Борис Песьяуков не только обзавелся примитивными метеорологическими приборами, но и сконструировал новые -- электрифицированный ветромер, флюгер. Юннаты могли бы ставить опыты исследования атмосферы и при помощи воздушных змеев. Эта старая любимая забава детей может по-новому заинтересовать их.
С помощью воздушных змеев можно исследовать аэродинамические законы, попытаться делать высотные фотосъемки и т. п.
Межпланетные полеты чрезвычайно увлекают ребят. Почему бы не создать кружок, посвященный разработке этой темы? Можно было бы заняться и изготовлением ракет, делать опыты спуска сгоревшей ракеты на парашюте и т. п.
Переходим к другому кругу внешкольных занятий и работ.
Оборонные кружки. Дети увлекаются стрельбой в тире. Но этого недостаточно. Надо широко поставить военизированные игры. Из петровских потешных создались первые русские регулярные полки по европейскому образцу. Почему бы не создать окопы, убежища, заграждения, форты и т. п., где ребята, играя, знакомились бы с военными занятиями вплоть до тактики стратегии? Многие юннаты в других городах и селах успешно разводят почтовых голубей и дрессируют собак. Интересно было бы, если бы, например, пушкинские юннаты -- голубеводы установили регулярную голубиную почту с ленинградскими, слуцкими, и т. п.
Спортивные кружки. Физкультура у нас пока ограничивается почти исключительно утренней зарядкой да уменьем кое-как идти в строю. Можно было бы усилить массовые формы физкультурных, гимнастических упражнений, например, в виде сокольской гимнастики или ритмической гимнастики Далькроза.
Пока у нас делается ставка на одаренных детей, которые занимаются в кружках пластики и в балетной студии. Вполне возможно создать специальные упражнения, которые учили бы каждого, как вести себя в толпе, организовать ряд упражнений, которые учили бы лучше владеть своим корпусом, движениями ног, рук, учили бы тому, как быстро, без толкотни, в порядке освобождать класс, зал и пр.
Тем же недостатком отбора лишь способных, -- характеризуется и работа художественных кружков. Только часть желающих поет, учится играть на инструментах, десятки остаются в стороне.
Между тем даже ребята, не имеющие слуха, могут быть привлечены в музыкальные кружки.
Каждая школа могла бы создать своих специалистов, затейников и пр., которые гастролировали бы по другим школам. Это надолго привлекло бы школьников к своей "побочной профессии". Акробатику, пожалуй, можно и не вводить, но жонглирование было бы очень подходящим занятием. Другие специализировались бы на научных фокусах. Одна химия дает материал для "чудес", которые способны ошеломить и взрослого.
Местная саншкола поставила несколько театральных постановок. Ребята сами пишут пьесы, инсценируя различные произведения. Их очень увлекла постановка "Острова сокровищ". Затевают они инсценировки и научно-фантастических романов. Такие постановки могли бы показываться и в других школах. Вообще основным должно быть: связь школ и обмен опытом, а также там, где это возможно -- связь между кружками. Например, как было уже сказано, оптики могут принимать живейшее участие в театральных постановках так же, как и музыкальные, хоровые кружки. При такой постановке работа каждого кружка будет связана с другими, будут выдвигаться новые цели.