Аннотация: Текст издания: газета "Наш путь", июль 1920.
Господа націоналисты.
Только недавно мы высказывали предположеніе о том, что господа правые вѣроятно будут дѣлать попытки использовать деревню для своих цѣлей. И вот мы уже имѣем факт в этом родѣ. Центральный орган русской національной общины высказал пожеланіе о вступленіи членов общины в крестьянскіе союзы "с цѣлью сведенія на нѣт работы соціалистов и объединенія крестьянства в духѣ націонализма".
Прежде всего о маленьком противорѣчіи: именно со стороны націоналистов чаще всего приходится слышать о том, что крестьяне, будто-бы, давно уже смотрят на политику одними глазами с націоналистами. Будто крестьяне спят и во снѣ видят тот политическій режим, который является идеалом и для націоналиста! И если крестьяне политически инертны, то будто-бы только потому, что открыто не выброшены еще наверху лозунги наших націоналистов.
А теперь выходит, что крестьян еще надо объединять в духѣ націонализма и искоренять среди них дух соціализма. И для этого члены русской общины должны "поступить в мужички",-- записываться в крестьянскіе союзы, чтобы научить настоящих мужичков тому, как сдѣлаться настоящими мужичками: проникнуться "русским духом" и, конечно, сдѣлаться "государственно-мыслящими".
О, г.г. націоналисты очень любят такія словечки, как "государственно мыслящій", "истиная", подлинная государственность" и т. п. И пока они отдѣлываются общими фразами, им удается еще сохранить вид внушительнаго инкогнито. Не как только приступают они к конкретной программѣ, то обнаруживается не только весь их "русскій дух" но и такой душок... о котором лучше не говорить. Перейдем к фактам.
Во-первых "еврейскій вопрос", которому г.г. націоналисты отводят существенное значеніе.
В видѣ маленькаго предисловія напомним, что, в недавнем интервью, Главнокомандующій объясняя сущность современных анти-еврейских погромных настроеній тѣм, что толпа не уясняет себѣ той простой мысли, что не все еврейство причастно к большевизму, и что, благодаря этому, за вину части еврейства толпою переносится отвѣтственность на цѣлое.
Будем исходить из этого опредѣленія.
Казалось бы ясно, что если все дѣло в своего рода логической ошибкѣ русской толпы,-- в ошибкѣ неправильнаго обобщенія, то всякій политик, который искренне желает -- как говорят націоналисты ослабить "ненависть к еврейству со стороны русскаго народа", должен уяснить этому народу его ошибку. Должен показать и доказать, что за вину одних нельзя наказывать других. А главное, доказать, что и виноватых то наказывать -- это не дѣло толпы, а дѣло начальства.
Все это так просто. Но не так то просто выходит это у г.г. націоналистов. За то, что русская толпа не разбирается, сваливая в кучу правыя и виновныя,-- за это націоналистами возлагается отвѣтственность... на самих же евреев.
Судите сами. Націоналисты постановили "обратиться к еврейскому обществу с призывом отмежеваться от коммунизма в предупрежденіе національной ненависти к еврейству со стороны русскаго народа".
Этому своеобразному "предупрежденію" мог бы позавидовать сам Маккіавели.
Так как толпа не желает или не может различать правых от виноватых, то евреи сами должны произвести этот своеобразный подсчет, это отдѣленіе овец от козлищ. Допустим, что евреи вняли "предупрежденію". Как же практически может произойти рекомендуемое отмежеваніе? Коллективно, от каждой общины или персонально?..
"Я мол не большевик, а брат мой большевик".
Какая нелѣпость!
Но допустим, что люди, по необходимости, пошли и на эту нелѣпость. Часть небольшевистскаго еврейства торжественно, всенародно, гласно (в этом все дѣло!) отмежевалось от части еврейства, причастнаго к большевизму.
Положеніе, дѣйствительно, упростилось бы. "Русскій народ" знал бы точно, на какую часть еврейства обратить "гнѣв свой", ну, а "чрезвычайки" тоже точно узнали бы, на какую часть еврейства обратить свое благосклонное вниманіе.
Русскій "народ" ликвидировал бы большевистскую, "чрезвычайки" -- анти-большевистскую часть еврейства -- и еврейскій вопрос был бы радикально разрѣшон.
Так рисуется перспектива разрѣшенія еврейскаго вопроса в том случай, если еврейство примет предупрежденіе и "отмежуется" от коммунизма.
Если же оно же отмежуется,-- тогда положеніе еще проще... И послѣдній вывод из этого положенія должен сдѣлать "русскій народ"...
Жутко подумать, что именно в таком "національной духѣ" хотят воспитывать г.г. націоналисты русскую деревню...
Если от постановки г. г. націоналистами еврейскаго вопроса становится жутко, то их проект реформы выборов в городскія и земскія самоуправленія может вызвать только улыбку.
Конечно, говорят они, должно быть возстановлено цензовое имущественное право, ну и двухлѣтнее проживаніе. Все это не ново. Но все это пріобрѣтает особую пикантность в современных условіях.
В той же газетѣ, в которой помѣщена эта программа г.г. націоналистов, непосредственно вслѣд за этим помѣщена такая любопытная справка: "За послѣдніе два года большинство недвижимостей Ялты и окрестностей перешли во владѣніе друтих лиц". При таких условіях много ли окажется лиц, которыя обладали бы необходимым и имущественным, и локальный цензом?..
Единицы, много десятки.
Идеалом г.г. націоналистов оказывается превращеніе городов в своего рода "гнилыя мѣстечки", какія были в Англіи сто лѣт тому назад, когда, напримѣр, в одном шотландском графствѣ (историческій факт) на выборы прибыл только один избиратель. Открыл собраніе, сдѣлал перекличку избирателей, отозвался на собственный вызов, назначил себя предсѣдателем собранія, произнес рѣчь в пользу своего избранія, затѣм приступил к голосованію и объянил себя единогласно выбранным.
В Ялтѣ, может бить, наберется десяток старожилов, которые такимъ же способомъ сами выбрали бы себя. Это дѣйствительно была бы идиллія...
-----
Послѣдній вопрос: если г.г. націоналисты выдвигают такую программу выборов, то сами они, очевидно, обладают всѣми цензами. А так как этих счастливцев,-- как показала статистика,-- по пальцам перечесть,-- то каков же должен быть количественный состав русской національной общины, которая собралась научить всю многомилліонную крестьянскую массу -- быть "русскими?".