Беляев Александр Романович
Непраздничные размышления

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


Непраздничныя размышленія.

   Из "Крестовых сестер" Ремизова мнѣ запомнилась такая фраза: "Только и ждешь праздников: всетаки праздники"
   Тихо и сонно шла жизнь великаго всероссійскаго захолустья. Мало чего новаго вносили в это мѣрное ея теченіе правдники, но "всетаки" это были праздники. Мы не имѣем и этого утѣшенія...
   В наши дни праздничный фон способен только оттѣнить еще рѣзче траур наших дум, наших настроеній. Мысль невольно уходит в прошлое, в эту сказочную страну воспоминаній,-- страну "млека и меда", молочных рѣк и кисельных берегов, и еще безотраднѣй кажется дѣйствительность, и еще неотвязнѣй встает вопрос: когда же все это кончится?
   Этот вопрос преслѣдует нас как черная тѣнь, как хроническая болѣзнь, преслѣдует упорно, неотступно, преслѣдует дни и ночи..
   У всѣх одна мысль...
   Варіаціи ея безконечно разнообразны. Один ждет писем или денежнаго перевода, другой безпокоится о судьбѣ родных, третій тоскует о давно оставленном городѣ,-- но все это сводится к одному,-- когда-же, когда, на конец, узрим мы на землѣ мир, а не войну, "в человѣцѣх благоволеніе" а не озлобленіе?
   Такое непрерывное, напряженное и длительное сосредоточеніе всѣх душевных сил на одной идеѣ не может пройти безслѣдно для душевнаго здоровья современников.
   Этот проклятый вопрос -- когда-же, когда?-- камнем давит на всю нашу психику.
   -- Вѣрите-ли,-- говорила мнѣ одна из многих, застрявших на чужбинѣ с ребенком, без денег,-- я как помѣшанная стала... ѣм ли я, работаю ли хожу ли, разговариваю,-- одна мысль неотступно сверлит мозг... И я нерѣдко останавливаюсь или прерываю на полусловѣ разговор... Даже ночью, в полуснѣ эта мысль преслѣдует меня... Я чувствую, что это надо как-то разрѣшить, надо отдѣлаться от этой мысли во чтобы то ни стало... Стыдно сознаться, я, женщина без предразсудков, кончившая естественный факультет,-- я была у гадалки... Мнѣ нужен был какой-нибудь отвѣт, какой нибудь выход из этой неопредѣленности. Гадалка, конечно, нагадала мнѣ три короба всякой чепухи, и не смотря на это, я... я собираюсь к другой гадалкѣ... Что дѣлать?..
   Другой случай. Жена офицера раз сказывала мнѣ.
   -- Я не получала вѣстей от мужа и изнервничалась до послѣдней степени.
   Подруга посовѣтовала мнѣ попробовать нюхать кокаин. И мы нюхали с ней цѣлыя сутки. Мы даже натирали себѣ кокаином десны, и мы говорили, говорили без конца... Мебель двигалась со своих мѣст, пред главами плавал какой-то туман, а мы все говорили, не слушая друг друга...
   Вдруг меня позвали. Привезли раненаго мужа.
   -- Здравствуй, сказала я совершенно равнодушно, увидав его лежащим. Ранен? Ну что-ж, не надо было уѣзжать от меня! И уж не помню, что я болтала...
   Муж был в отчаяніи... я была как безумная, с изсохшими, запекшимися губами и глубоко запавшими глазами...
   Так многіе не находят сил нести тяжесть неотступной мысли и пытаются хоть механически разорвать этот безысходный круг... Если силою воли нельзя заставить умолкнуть это вѣчное внутреннее безпокойство, то пусть же хоть временное забвенье избавит нас от него!
   Забвенье! К нему прибѣгают, как к послѣднему убѣжищу. Забвенія ищет каждый по своему вкусу и своим средствам.
   "Тыл безумствует. В тылу оргіи и кутежи". Все это вѣрно, так же, как и то, что среди этих безумствующих много людей, забывших долг, много спекулирующих на несчастьи.
   Но нельзя одним паденіем нравов, одной распущеностью объяснить этот пир во время чумы.
   Вѣдь, и пиры во время чумы дѣлались, главный образом, для того, что бы в винѣ и пѣснѣ утопить мысль об ужасах окружающаго; каждый жил как бы своим послѣдним днем, спѣшил
   взять от жизни, что возможно, или, по крайней мѣрѣ, забыться.
   Так и теперь. Одни ищут забвенія в винѣ, другіе в азартѣ, третьи в наркотиках. Говорят, среди красноармейцев кокаин страшно распространен.
   Есть и иныя формы ухода от жизни.
   Как в эпоху реакціи, послѣдовавшей послѣ первой русской революціи, появилось практическое и теоретическое изученіе "проблем пола", так и теперь сексуализм становится для многих убѣжищем, средством ухода от жизни.
   Недавно я получил письмо от моего пріятеля, живущаго в одном небольшом крымской городкѣ.
   Вот что он пишет: В нашем городѣ образовался странный кружок вполнѣ интеллигентных людей, среди которых есть нѣсколько с литературными именами. Это даже не кружок, а скорѣе какая-то секта, потому что своим "радѣніям" они придают характер прямо какого-то религіознаго экстаза. Они отрицают пол. Они говорят, что для любви пола не существует.
   Они любят ссылаться на миф о происхожденіи людей из рук Прометея. Помните этот миф? Прометей надѣлал из глины сначала в отдѣльности всѣ части, долженствовавшія образовать как мужскія, так и женскія тѣла. Когда эта подготовительная работа была окончена, он был приглашен на пирушку к Бахусу, вернувшись с которой и пошатываясь, он принялся за окончаніе своей работы; ну, и не всегда правильно распредѣлял заготовленныя части. От этого так часто встрѣчается в мужчинах, по вейнингеровской терминологіи элемент "Ж", а в женщинах -- "М" .
   Поэтому-то и наши "кружковцы" говорят, что для них не существует различія людей на полы.
   Они зачитываются книгою В. Розанова "Люди луннаго свѣта"; Крафт-Эбинг их настольная книга. Они говорят, что у них выросли "крылья" (М. Кузьмина)". Они говорят, что только теперь они постигли радость бытія. Как они бранили меня за "отсталость" и мое неумѣнье и нежеланье проникнуться их "освобождающим" культом!
   "Одна их поэтесса (без литературнаго имени) написала стихотвореніе, из котораго я запомнил нѣсколько строк:
   
   Глаза горячіе закрылись
   Сплетались руки в объятьи жарком
   Их было трое... Они забылись
   В сіяньи лунном... В экстазѣ страстном...
   ... То было чудо голубое...
   Безумье пьяной ночи юга...
   Безумье, да! Их было трое
   Во власти сладкаго недуга и т. д.".
   
   К чести автора этого стихотворенія, он сам опредѣлял этот "тройной экстаз", как недуг. Недуг, явившійся слѣдствіем другого недуга,-- нашей неотвязчивой идеи...
   Есть и такіе, которые, в поисках забвенья, уходят в мистику в мір "потусторонняго бытія".
   Многих стала притягивать теософія и оккультизм. Даже "астрологи из Индіи" дѣлают прекрасныя дѣла.
   Ни во всей этой тягѣ к мистическому, потустороннему проявляется не столько глубокій, философскій интерес к тайнам бытія сколько стремленіе найти хоть какую нибудь щель, кудабы можно было забиться, уйти от нашей ненавистной idée fixe.
   Религія -- самое древнее средство врачеванія души и ухода от міра повседневности в монастырь, от міра временнаго в экстаз и молитву.
   И сейчас идут в храмы тѣ, кто уже давно не бывал там, кто успѣл позабыть слова привычных молитв. Да для многих из них слова и не важны. Потому, что у них, как и у большинства, одна сейчас мысль и одна молитва:
   "Боже, когда же ниспошлешь Ты землѣ мир и человѣкам благоволеніе"? ..

А. Бѣляев.

"Ялтинский голос", No 646, 29.12.19, с.1.

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru