Мы опять оказались на нѣкоторое время отрѣзанными от сѣвера. Махно вновь заставил говорить о себѣ.
Что же представляет из себя Махно и махновщина? Каковы ея цѣли?
Говорят: цѣли эти очень просты,-- грабеж. Махновцы,-- отбившіеся от рук, избаловавшіеся парни, да разный уголовный сброд.
Все это вѣрно, хотя и не так просто. В сущности, что представляет из себя Махно, мало интересно. Гораздо интереснѣе остановить свое вниманіе на махновщинѣ, как извѣстном общественном явленіи.
Шайка Махно -- воровская шайка. Ни когда воры объединяются в полки, имѣют вооруженіе, захватывают города, и с ними приходится вести войну,-- махновщина перестаег быть явленіем простой уголовщины и пріобрѣтает особый характер.
Какже возникает махновщина, чѣм питается она?
Когда-то Стенька Разин кликал такой клич:
Судари мои, братцы, голь кабацкая!
Поѣдем-ли, братцы, на сине-морѣ гулять,
Возьмем, братцы, бусурманскій корабль,
Возьмем мы казны, сколько надобно.
Мы веслом махнем-- караван собьем
Мы рукой махнем, -- дѣвицу возьмем!
На такой заманчивый зов, конечно, охотно откликнется голь кабацкая, именно голь. Потому, что хотя удаль молодецкая, воля вольная и очень заманчива, но все-же эта предпріятіе рискованное.
Хорошо пировать, плохо "отвѣт держать". Рѣдко какой хозяйственный мужик бросит свою землю и семью ради легкаго, но опаснаго промысла.
Армія разиновская поподнялась, главным образим, "голью кабацкой", которая шла в стан Разина "от скудости большой" "за зипунами". Так оно в общем, и теперь. Годы войны европейской и гражданской увеличили у нас кадры этой "голи", не имѣющей ни кола, ни двора.
Эго основное ядро заключено в цѣлый ряд оболочек. К Разину приставали всякіе воры,--недаром разиновскій стан назывался "воровским собраніем", у Разина спасался всякій люд, боявшійся отвѣтственности "за разбойнвыя татины и прочія дѣла". Не мало уголовнаго элемента и в шайкѣ Махно, обосновавшаго одно время свою резиденцію в селѣ с таким поразински колоритным названіем Гуляй-поле.
Здѣсь и каторжанин, и жулики, и разбойники всѣх сортов. Это -- уголовная оболочка разино махновщины, имѣющей "голутвенное" ядро.
Шли к Разину и тѣ, кто спасался от "обид, отягощенія и разоренія".
Такой элемент существует и у махновщины. Сюда могут попасть тѣ, которых разорила, обидѣла, или отягчила гражданская война. Сюда стекаются недовольные тѣми, другими, или всѣми.
Была в разиновщинѣ и сепаратистская, самостійная оболочка. К нему присоединялись, напр., многіе из за кубанских народов, протестовавшіе против зависимости от Россіи. Присутствіе непримиримых самостійников возможно допустить и у Махно,-- поскольку Махно может оказаться полезным их цѣлям.
Такое разнообразіе элементов, составляющих махновщину, не может не отразиться и на цѣлях движенія. Начиналось с грабежа, но помимо простого грабежа, "воровское собраніе" Стеньки Разина пыталось ставить какія-то смутныя соціальныя цѣли. Тут и дѣлеж земли, и вольное казацкое житье.
Махновщина, по своим цѣлям, представляет еще болѣе сумбурное явленіе, чѣм разиновщина. Чего только нѣт у Махновцев. Она то большевики, то их заклятые враги, они борятся с Добровольческой арміей и "спасают народ" погромами. Коммунизм, анархизм, зоологическій націонализмъ.
При такой анархичности, стихійности подобных движеній они, разумѣется, не могут привести ни к чему, кромѣ разрушенія и не могут обогатить даже "голь кабацкую". Сохранить награбленное, в условіях бродячей разбойничей жизни трудно,-- и вот, как поется в разиновских пѣснях.--
Что пропились, ребятушки, промоталися,
В косточки и в карты проигралися...
... Попили, поѣли, поцарствовали,
А потом на отвал пошли...
...Уж мы, братцы, разойдемтесь-ка,
Разойдемтесь-ка по диким мѣстам...
Махновцев также тянет, когда приходит плохо, к "диким мѣстам", к днѣпровским плавням, к заросшим камышами берегам, гдѣ так удобно скрываться .
Под вліяніем вооруженной силы, расходится "голь кабацкая" по диким мѣстам, чтобы вновь собраться в шайку при первом благопріятном случаѣ.
Когда эта голь собирается в шайку разиновскую или махновскую, то с ней мыслима только вооруженная борьба.
Но страна только тогда будет гарантирована от рецидивов, когда перестанут существовать корни, питающіе это ненормальное соціальное явленіе.