Какъ все яркое, выдающееся, Художественный театръ имѣетъ не только друзей, но и враговъ. Послѣдніе долго бранили Художественный театръ, правда, съ оговорочками, признавая "кое-какія" заслуги въ прошломъ, теперь они начинаютъ хоронить московскихъ художниковъ, которымъ-де, пора, какъ вышедшей въ столицѣ изъ моды шляпѣ, или пѣвцу на старости лѣтъ, отправляться въ провинцію, изумлять наивныхъ провинціаловъ остатками своего былого величія, а больше блескомъ славнаго имени.
Не будемъ спорить о томъ, переживаетъ или нѣтъ Художественный театръ свои "осеннія скрипки", этотъ спорь завелъ бы насъ слишкомъ далеко.
Но съ необходимостью поѣздокъ Художественнаго театра по провинціи мы соглашаемся вполнѣ, хотя и но инымъ основаніямъ. "Въ Москву, въ Москву",-- когда то восклицали чеховскія "Три сестры". О, онѣ, провинціалки, имѣющія духовнаго отца изъ провинціальнаго Таганрога, достигли своей цѣли: попали въ Москву. Жили въ уютномъ зданіи Камергерскаго переулка. Закончили свое образованіе, стали "солью земли". Пора и домой. Если не на жительство, то для того, чтобы подѣлиться со своими провинціальными сестрами, которымъ не выпало счастья перебраться въ Москву, богатствомъ пріобрѣтенной культуры.
Это звучитъ парадоксомъ, но Художественный театръ долженъ ѣхать въ провинцію, чтобы тамъ реабилитировать себя.
Провинція въ цѣломъ знаетъ Художественный театръ по разнорѣчивой литературѣ о немъ, да по постановкамъ провинціальныхъ театровъ, оповѣщавшихъ о своихъ постановкахъ въ "mise en scène" Художественнаго театра". Плохую услугу оказали эти постановки провинціальныхъ театровъ Художественному театру. Застывшій въ рутинѣ, лишенный творческой иниціативы, провинціальный театръ давно питается крохами Художественнаго. И не вина Художественнаго въ томъ, что онъ обратился въ Прокрустово ложе для провинціальнаго театра. Послѣдній, не спросясь Прокруста, укладывается въ его кровать. Копируетъ внѣшность,-- всѣхъ этихъ сверчковъ,-- оставляя въ сторонѣ самоцѣнное и непреходящее, что далъ Художественный театръ: его безграничную любовь къ искусству, его подвижническій трудъ, его исканія.
И какъ это часто бываетъ съ рабами, рабски подражая, провинціальный театръ ненавидитъ своего благодѣтеля. По крайней мѣрѣ, въ провинціи любимая тема актерскихъ разговоровъ -- брань по адресу Художественнаго театра. Тамъ-де, не актеры, а манекены, декораторъ тамъ заслоняетъ творца-художника и т. п. И провинція получаетъ совершенно превратное представленіе о Художественномъ театрѣ. Выходить, что провинціальный чуть не выше Художественнаго, отъ котораго онъ взялъ "лучшее" (?) (mise en scène), замѣнивъ, къ тому же, художественныхъ "манекеновъ" темпераментными провинціальными артистами.
Разсѣять этотъ провинціальный туманъ -- нравственная обязанность Художественнаго театра.
Но этого мало.
Художественный театръ неисполнилъ бы своей культурной миссія, если бы не поднялъ не только провинціальный театръ, но и провинціальнаго зрителя. А первое невозможно безъ послѣдняго. Если провинціальный театръ, такъ медленно прогрессируетъ, то только потому, что онъ ведетъ за собой зрителя, который, не имѣя иныхъ масштабовъ, иныхъ образцовъ, высшее достиженіе искусства видитъ въ томъ, что преподносятъ ему на его провинціальной сценѣ.
Покажите провинціальному зрителю подлинный Художественный театръ, предъ которымъ преклоняется самъ Гордонъ Крэгъ, из.чившій театры всего міра, и провинціальный зритель будетъ "отравленъ" сладкой отравой истиннаго искусства. Грубыя поддѣлки подъ это искусство перестанутъ удовлетворять его, онѣ станутъ немыслимы. И провинціальный театръ, чтобы не потерять своей аудиторіи, принужденъ будетъ подняться на высшую ступень искусства дать, хотя и въ узкихъ рамкахъ провинціальныхъ средствъ, подлинное искусство, проявить, хоть маленькое, по самостоятельное творчество.
Однако, достигнуть этого можно, показавъ провинціи подлинный Художественный театръ.
Къ сожалѣнію, то, что мы видимъ въ гастролирующемъ у насъ "ансамблѣ" Художественнаго театра не есть Художественный театръ.
Прежде всего, гастролеры путешествуютъ безъ декорацій, безъ сложнаго реквизита Художественнаго театра. А это хуже, чѣмъ картина безъ рамы.
Какъ бы ни нападали "нутряные" провинціальные актеры на пресловутаго "сверчка", безъ него немыслимъ Художественный театръ, поднявшій на небывалую высоту обстановочную часть театральнаго зрѣлища.
Были постановки, когда зрители Художественнаго театра не могли удержаться отъ аплодисментовъ при видѣ однѣхъ только декорацій, такъ очаровательны, такъ захватывающи были онѣ. Здѣсь, въ Ростовѣ, мы не видѣли падающихъ листьевъ даже тогда, когда о нихъ говорится въ пьесѣ. Все это мелочи, но онѣ разбиваютъ впечатлѣніе. Весь театръ -- мозаичная картина, состоящая изъ такихъ мелочей.
Затѣмъ,-- выборъ пьесы.
Почему онъ палъ на автора съ болѣе чѣмъ скромнымъ дарованіемъ, сработавшаго пьесу "подъ Чехова", когда въ репертуарѣ Художественнаго театра есть подлинный Чеховъ, наша гордость, и гордость нашего лучшаго театра?
Наконецъ, исполнители.
Книпперъ, съ ея великолѣпной техникой и внутреннимъ холодкомъ. Вишневскій,-- не лучшій Дмитрій Ивановичъ даже среди провинціальныхъ исполнителей этой роли, Берсеньевъ, хорошій актеръ, въ этой роли безсильный, однако, показать существенную разницу между "мы" и "они". Вотъ и всѣ корифеи.
А дальше -- молодежь.
Только въ массовыхъ сценахъ третьяго акта пахнуло подлиннымъ Художественнымъ театромъ. Были изумительныя детали, остроумныя группировки, умѣю разставленныя точки на і. Быль "чистенькій" спектакль прекрасной труппы Художественнаго театра, но не было Художественнаго театра.
И, вмѣсто реабилитаціи, такого рода случайныя ансамблевыя поѣздки могутъ только укрѣпить предразсудки провинціи объ истинной сущности Художественнаго театра.
На провинціальномъ фонѣ спектакль можно назвать блестящимъ, но онъ не показателенъ для перваго знакомства съ Художественнымъ театромъ.