Неизвестный Александр Беляев. Театральные Заметки.
А. Беляев (под псевдонимом В-la-f)
"Прохожие"
Курганов пленил когда-то Ольгу Светланову и бросил. А через десять лет влюбился в ее сестру, Софью. Но Ольге удалось спасти свою младшую сестру от этого "прохожего молодца".
Такие "прохожие молодцы" есть и в области литературы. Они вступают с литературой в незаконную связь, и на свет рождается литературное детище с литературными "отцами" корифеями имеющее мало общего: "ни в мать, ни в отца, а в прохожего молодца". Это -- связь по расчету.
"Ваши деньги, мой товар", как говорит Светланова своему "покровителю" Визигину.
И, право, г. Рышков умеет показать товар лицом.
Пьеса смотрится с интересом. Есть места драматические и даже "мело". Щедрой рукой награждены и нагромождены остроумием почти все действующие лица, масса движения, занимательные типы.
Набатов Афанасий -- удешевленное издание Шабельского. Шоломоткин Епиходов в общедоступном изложении. Словом пьеса внешне занимательная, -- как вся "железнодорожная "литература"". Но "поезд стал", книга закрыта и ее не жалко бросить в вагоне.
Таковы Pышковские пьесы вообще и "Прохожие" в особенности. "Для приятного времяпрепровождения". Его товар -- наши деньги. Бедная литература...
Постановка и исполнение в театре Басманова содействовали успеху пьесы.
Исполнять Рышковские "образы" не легко, так как автор, за исключением некоторых шаблонных "типов", дает очень неопределенные характepиcтики.
Василий Набатов, например, с одной стороны, будто, под башмаком жены, будто и "тряпка", а с другой проявляет большое уменье управлять людьми. Эта двойственность чувствовалась в исполнении г-на Бороздина, которому следовало несколько резче выявить если не силу воли, то умелое политиканство Набатова и не запрятывать его хитрость так далеко. Получился Набатов несколько облагодушенный и облагороженный.
В не менее трудное положение была поставлена и г-жа Буткевич. При ее прекрасном даровании она сумела создать из неблагодарной роли живое лицо, но, уважая это дарование, о художественности игры артистки поговорим при исполнении ею какой-нибудь более достойной ее роли.
Г-же Панцеховской вредит несколько тембр ее голоса. В игре есть искренность, как частный спутник некоторой неопытности молодой артистки. Очень интересная артистка г-жа Яблочкина, хотя местами чуть-чуть переигрывает. Г-н Медведев играет в духе автора: мелодраматично.
Простота тона была бы очень кстати в этой роли. Ходульнее роли Черепова ничего себе нельзя представить. Г-н Валентинов сумел показать, что в этом не его вина. Г-н Борин "соответствовал" роли Шоломоткина.
Об остальных поговорим в другой раз.
Публика не скучала, театр был полон.
"Деньги наши, товар Рышкова".
________
Сегодня в театре Лопатинского сада ставится популярная пьеса Макса Дрейера "Любовь в 17 лет". В ролях "семнадцатилетних" выступают г-жа Павлова и г. Глаголин, неоднократно исполнявший свою роль на сцене петербургского малого театра. В заключение идет пьеса репертуара театра "Кривое зеркало" -- "Страшный кабачок". В среду идет "Псиша" -- Ю. Беляева.
Поставленная в воскресенье пьеса "Женщина и паяц" сделала полный сбор.
"Смоленский вестник". -- 1912. -- No 148. -- (3.07). -- С. 2.
Комментарии
Комедия в четырех действиях В.А. Рышкова "Прохожие" была издана в 1911 г. в Петербурге в приложении к журналу "Театр и Искусство". Приложение "Библиотека журнала "Театр и искусство"" очень ценилась актерами, так как здесь издавались сборники пьес, нот, театральных мемуаров.
23 ноября 1911 года комедия в 4 действиях В. А. Рышкова "Прохожие" шла в Малом театре в постановке режиссера И. С. Платона с декорациями Б. О. Гейкблюма.
В спектакле принимала участие Александра Александровна Яблочкина (3(15).11.1866, Петербург, -- 20.3.1964, Москва), в 1886-1888 актриса московского театра Корша; с 1888 года актриса Малого театра, впоследствии народная артистка СССР (1937). На сайте Малого театра в списке ролей актрисы, слишком большом, чтобы что-либо не забыть, о смоленских гастролях 1911 года не упоминается.
_________
Рышков В. Прохожие:. Комедия в четырех действиях. СПБ. Издание журнала "Театр и Искусство", 1911 г. 46 с.