Неизвестный Александр Беляев. Театральные Заметки.
А. Беляев (под псевдонимом В-la-f)
"Милый Жоржъ"
"Чуденъ Днепръ при тихой погоде"... Гоголь
Чуден Жоржъ "при тихой погоде", когда вольно и плавно мчит он сквозь рой красавиц бурныя страсти свои...
Ни зашелохнет, ни прогремит неловко сдвинутым стулом, глядишь, и не знаешь: идет или бесшумно плывет он по сцене!
И чудится, будто весь он сделан из замши и любви, будто легкомысленная бабочка в зеркальных штиблетах реет и вьется по салонному миру.
Любо тогда ясному солнцу прекрасных женских глаз заглядеться на него и погрузиться всем своим существом в беспредельный простор его всеобъемлющего сердца и без конца глядеть и не наглядеться на него, не налюбоваться ясным его взором.
Но редкая женщина удержит его больше недели подле себя.
Чуден Жоржъ и в тихую летнюю ночь, когда придет он после трудового дня и, как море звезды, отражает в себе безчисленныя женские глаза, которые за день притягивали его и в поэтическом настроении начинает он "думать ногами" под тихую музыку, доносящуюся с казино...
Когда же соберутся над ним черныя тучи, по всей его квартире понесутся зловещия звонки и мрачный, как старый дуб, Адольф громовым голосом начнет докладывать о приходе дам, -- жалок тогда Жоржъ.
Молнии извиваются из-под прекрасных бровей, дружеския отношения трещат, душа бедного Жоржа волнуется до последних вершковых глубин -- и... убегает тогда Жоржъ.
Но прошла буря и опять реет и вьется без меры в ширину, без конца в длину неизсякаемая река его увлечений.
Чуден Жорж и нет равнаго ему в Париже!
Taк поэтически настроил меня "Милый Жоржъ".
Милый Жорж, милая пьеса, милый спектакль.
Нет, мы еще не разучились смеяться. И если мы редко смеемся в театре от души, то это только потому, что редки такие непритязательные, остроумныя пьесы, как "Милый Жоржъ".
Здесь все легко, игриво, изящно, как сама беспечная натура Жоржа. И редко приходится видеть таких милых исполнителей, как г. Глаголин.
Если не ошибаюсь, пьеса "Милый Жоржъ", шла уже в Смоленске. ("Буриданов осел"). И вместе с тем, не видели совершенно новую пьесу. Этим мы обязаны г-ну Глаголину.
В роль Жоржа он вложил столько личного творчества, столько остроумных деталей, что пьеса, по справедливости, принадлежать столько же г. Глаголину, как и авторам. Когда смотришь такое исполнение, жалеешь только о том, что творчество актера неотделимо от исполнителя и умирает вместе с ним.
Без г. Глаголина "Милый Жоржъ" -- лишь остроумная пьеска в легком французском жанре; с ним -- это законченное художественное произведение.
Глядя на игру г. Глаголина в этой роли, хочется призвать Гордона Крэга и устыдить его за его призыв к изгнанию всех артистов из театра.
Игра г. Глаголина является красноречивым примером того, что человек может быть "годным материалом" для искусства, чуждого всякой случайности. Г-н Глаголин полный хозяин своих эмоций. Вся игра, от начала до конца художественно закончена и не одна "случайность" не врывается диссонансом и не разбивает иллюзии.
Следует отметить г-на Эйке в роли Люсьен де Версани.
Пожалуй, только по видимости он несколько моложав для Версана. В исполнении, как всегда, приятное впечатление производит его ровный тон и совершенное отсутствие дешевых эффектов. Талантливый и очень полезный артист.
Прекрасная Мишклини г-жа Павлова, показывавшая уже себя в нескольких ролях с выгодной стороны. К ее исполнению мы еще вернемся.
Мила и изящна г-жа Струйская в роли Виват.
________
Сегодня труппа Д. И. Басманова ставит во 2-й раз прошедшую с большим успехом комедию-сатиру "Местный божок". Завтра идет пьеса, выдержавшая большое количество представлений на сцене петербургского малого театра "Золотая клетка" соч. Острожского.
"Смоленский вестник". -- Смоленск. -- 1912. -- No 158 (14.07). -- С. 3
Комментарии
Современная переработка Н.В.Гоголя "Класен Днепр при клевой погоде..." 100 лет назад имела свою предшественницу. Так и представляешь себе этот очерк в исполнении Виталия Вульфа.
Наиболее полная биография Бориса Сергеевича Глаголина на сайте: http://www.peoples.ru/art/cinema/director/boris_glagolin/, но информации об участии в спектакле "Милый Жорж" там нет.
Вот интересно, как на самом деле смотрелась эта пьеса в исполнении Бориса Глаголина?
Александр Беляев в другой рецензии описывает ее как "чудесную оранжерейную орхидею", а один из моих читателей и профессиональный критик, как страшную пошлость. И кому верить?
В принципе может быть ситуация, когда из пошлого сюжета талантливый актер и не менее проницательный критик на акцентах сделали шедевр смешного. Как говорят актеры в анекдоте: "А вот тут надо играть!"
Я перестаю понимать ситуацию: знаменитый актер Б.С. Глаголин в Смоленске играл в спектаклях "Милый Жорж", "Мечта любви", "Живой труп", "Царь Федор Иоаннович" (бенефис), но в биографии они не упомянуты.
Но упоминается, что в 1912 году -- имя Б. С. Глаголина включено в английскую театральную энциклопедию (Who is who in the theatre. L. 1912. P.593), куда кроме него были включены имена только тринадцати деятелей русского театра.