Партию художника Каварадосси пел г-н Чернов. У него настоящий драматический тенор, сильный, сочный и полный. Один недостаток: недостаточная выработанность деталей; его пение - широкие штрихи, без нюансов. Непонятно, почему партия Дубровского не была поручена г. Чернову?
Г-жа Милова - обладательница красивого сопрано с большим диапазоном. Тембр приятный - когда артистка поет полным голосом, - как-то тускнеет на piano... Большой голос г-на Борисова не отличается красотой тембра, но по своей мощи как нельзя лучше подходит к таким партиям, как Скарпиа. Игру г. Борисов разнообразит мало. Скарпиа - вчерашний Троекуров. Оба хороши, но слишком похожи.
Во вчерашней рецензии - досадная, опечатка. О г-не Чукасове следует читать: "партия Дубровского выходит из пределов его темперамента и голосовых средств. В Дубровском чувствовался Ленский". Заметка же о создании "цельного типа" относится к г. Борисову.
"Вампука" - одноактная опера-пародия "Вампука, невеста африканская, образцовая во всех отношениях опера" [музыка и либретто В. Г. Эренберга, по фельетону А. Манценилова (М. Н. Волконского) "Вампука, невеста африканская", опубликованному в 1900 году в "Новом времени"]. Высмеивает нелепые условности и штампы в оперных спектаклях - затянутость действия, расчленение слов и повторы отдельных слогов, теряющих всякий смысл. Впервые поставлена в январе 1909 в Петербурге в театре "Кривое зеркало"; до 1927 исполнялась в Ленинграде, Москве, Риге и Тбилиси. Название "Вампука" стало нарицательным для обозначения всего условного, трафаретного, ходульного, далёкого от действительности в оперных постановках.
Большая советская энциклопедия
Возможно, эта справочная статья написана достаточно давно и хорошо бы сделать новые оценки.
Сравнение с "Тоской" может навести на интересные параллели. Надо заметить, что практически дословно эта информация вошла в комментарий к "Письмам о театре" Леонида Андреева.