Неизвестный Александр Беляев. Театральные Заметки.
А. Беляев (под псевдонимом В-la-f)
"Цезарь и Клеопатра"
Бернард Шоу, парадоксалист и "философ по призванию", -- как он сам называет себя, -- в своем последнем драматическом, произведении остается верным себе: переоценка ценностей, ocтpoyмиe и самобытность. Для него нет "тронов", есть лишь простая мебель, кресло, сделанное лучше других, нет цезарей и королев, есть люди: умные, или глупые, хорошие, или дурные. Вы помните Юлия Цезаря Шекспира? Таким мы знаем Цезаря по статуям, по классическим образцам искусства и литературы. У Шоу великий Цезарь -- згениальный "старичок", который скорбит о своей лысине не меньше, чем о какой-нибудь политической неудаче мирового значения. Верно ли это исторически, соответствует ли действительности, судить трудно. Но таким приемом Шоу приближает и оживляет жизнь далекого прошлого.
Пьеса поставлена г. Басмановым очень тщательно. Прекрасные декорации, хороший ансамбль. Г. Аркадьев -- прекрасно передал замысел автора: истинное величие Цезаря красиво и интересно переплетается с "человеческим": Цезарь -- гений, проникающий в глубь веков, и Цезарь -- человек выступают в исполнении г. Аркадьева ярко и рельефно. Немного иначе я представлял себе Клеопатру. В тех местах, где Клеопатра -- только наивная девочка, г-жа Мунт очень хороша. Но в этой "девочке", в период, очерченный автором, уже проявляется другая Клеопатра: страстная, властолюбивая, порывистая, предпочетшая умереть, чем сделаться украшением триумфа победителя Октавиана, которого не сумела пленить... В этих "порывах" будущей Клеопатры, г-жа Мунт не проявила достаточной силы темперамента. На своем месте был г-н Шатов в роли красавца, знатока искусств Аполлодора. Г-жа Барабаш показала, что она не только хорошая комическая старуха, но и недурная артистка на характерные роли: интриганка Фотататита была хорошо обрисована артисткой. С положительной стороны должен быть отмечен и г. Донской в роли Потина. Остальные были на местах.
Одно замечание, к "Цезарю и Клеопатре" отношения не имеющее: неужели нельзя поступиться одним рядом стульев и раздвинуть несколько ряды партера? В настоящее время добраться до своего места можно только одним путем: по ногам соседей.
Джорж Бернард Шоу (26.06.1856, Дублин, Ирландия -- 02.11.1950, Эйот-Сент-Лоренс) (английский писатель, драматург, прозаик, эссеист), один из реформаторов театра 20 века, пропагандист драмы идей. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1925 года и премии "Оскар" за фильм "Пигмалион" (1938). В начале карьеры Б. Шоу, так же как и А.Р. Беляев, писал театральные рецензии.
Пьеса "Цезарь и Клеопатра" была закончена в 1898 году; кроме нее в цикл "Три пьесы для пуритан" вошли пьесы 1897 -- 99 годов "Ученик дьявола" и "Обращение капитана Брассбаунда". Шоу делал акцент на драме идей, тем самым противопоставляя свое творчество драматическим произведениям, где сюжет сосредоточен на любовной интриге.
Роль Цезаря была написана для выдающегося английского актера Джонстона Форбс-Робертсона, который смог сыграть ее только через 9 лет после написания, в 1907 году. Зато его успех надолго ввел пьесу в репертуар английских театров.
Первая любительская постановка "Цезаря и Клеопатры" была в 1901 г. в Чикаго. В марте 1906 года австрийский режиссер, актер и театральный деятель Макс Рейнхардт впервые поставил "Цезаря и Клеопатру" на профессиональной сцене в Германии. Российская премьера состоялась 14 октября 1909 г. в Малом театре. Перевод с английского сделал театральный критик и журналист Николай Эфрос. Костюмы были выполнены по рисункам Константина Коровина, режиссер и драматург Малого театра Иван Степанович Платон (1870-1935).
Через год Д.И. Басманов поставил эту пьесу в Смоленске.
В 1931 году Бернард Шоу предпринял поездку в СССР, после чего стал другом Советского Союза, и его пьесы входят в репертуар советских театров: в 1934 году Александр Яковлевич Таиров (настоящая фамилия Корнблит; 1885-1950) ставит в своем Камерном театре "Египетские ночи", а в 1965 году "Цезаря и Клеопатру" играют на сцене Государственного Академического театра им. Моссовета, где в роли Цезаря -- Ростислав Плятт.
Однако чаще всего историки кино вспоминают одноименный фильм Гэбриэля Паскаля 1945 года с Вивьен Ли и Клодом Рейне в главных ролях. (Шоу так любил Вивьен Ли, что даже написал для нее новую сцену). По сюжету он отличается от знаменитой "Клеопатры" Джозефа Манкевича 1963 года с Элизабет Тэйлор и Ричардом Бертоном: картина 1945 года заканчивается отъездом Цезаря из Египта в Рим и обещанием прислать вместо себя Марка Антония.
При столь бурной истории пьесы постановку Д.И. Басманова театроведы обычно не упоминают, что делает рецензию Беляева исторически еще более ценной.