Неизвестный Александр Беляев. Театральные Заметки.
А. Беляев (под псевдонимом В-la-f)
[О театре "Кривое Зеркало"]
Казалось, мы совсем разучились смеяться. Хмурое время, хмурые люди. Сидим в театре, смотрим фарсы и зеваем. Какая причина? говорят: безвременье. Но, вот, "наперекор стихии", в Петербурге возникает театр "Кривое Зеркало" и заставил нас смеяться, как мы давно не смеялись. Значит, не одно "безвременье" виновато в том, что мы и в жизни и в театре разучились смеяться. Виноват и сам театр. Эволюционировать должны не только формы "трагического", но и "комического". В то время, как драма шла в уровень с веком, усложняясь и углубляясь вместе с человеческой психикой, комедии остановились на мертвой точке. Что дал театр из области комедии после Гоголя и Островского? Почти ничего. Комедии и фарсы Билибиных, Крыловых еt tuti quauto! Увы, они не смешат даже самую невзыскательную публику. Водевили Чехова - последняя вспышка интеллигентного смеха. Формы "комического" отстали от жизни. И вот, когда появилось "Кривое Зеркало" с новыми формами, с пониманием смехологии современного человека, стало ясно, что к счастью, мы еще не совсем утеряли "лучший дар природы", - смех. И этот первый, еще неуверенный смех, раздававшийся так неожиданно среди этой мертвящей тиши, прозвучал как символ побеждающей жизни.
Как играли артисты театра "Кривое зеркало"? Право, не хочется разбирать, что было лучше, что хуже. Все хорошо. Хорош г. Икар, хороша г[-жа]. Абрамьянц, прелестны и сконцентрированные драмы. А лучше всего то, что мы смеялись, а за этот здоровый, бодрящий смех "Кривому Зеркалу" большое спасибо.
"Кривое зеркало" - театр малых форм, работавший в Петербурге в 1908-1918 и 1922-1931, созданный театральным критиком А.Р.Кугель - редактором журнала "Театр и искусство", (выходившего с 1897 по 1918 годы) и его женой Зинаидой Васильевной Тимофеевой (Холмской). Открытие театра состоялось 5 декабря 1908, в особняке князя Н. Юсупова на Литейном проспекте в Петербурге..
Статья Шаталиной (?) дает представление об успешном соперничестве театра "Кривое зеркало" с театром Мейерхольда "Лукоморье" и московских гастролях. Самым ярким спектаклем театра "Кривое зеркало" был спектакль "Вампука". Хотя театр гастролировал и по России, но пока ничего не удалось найти о выступлении в Смоленске. Вставлять в программу любительские миниатюры - это их конек. Упоминаемый в заметке актер Икар (Николай Федорович Барабанов) выступал с пародией на Айседору Дункан.
Евреинов Н. В школе остроумия: Воспоминания о театре "Кривое зеркало" М., 1998
Русская театральная пародия XIX - начала XX века. М., 1976
Тихвинская Л. Кабаре и театры миниатюр в России. 1908-1917. М., 1995