Неизвестный Александр Беляев. Театральные Заметки.
А. Беляев (под псевдонимом В-la-f)
[Как вам нравится Смоленск?]
-- Как вам нравится Смоленск?
-- Знаете, Москва куда лучше.
-- Любите вы музыку Чайковского?
-- Да, но это далеко не Бетховен.
-- Ну, а г-жа Мунт в роли Норы?
-- (Вздох) О, Комиссаржевская... Я не такой пессимист, как мой собеседник: я не откажу себе в удовольствии слушать Чайковского при существовании Бетховена и видеть г-жу Мунт в той роли, в которой когда-то пленяла нас Комиссаржевская.
Итак, г-жа Мунт, как самодовлеющая величина.
Симпатичный и гибкий голос, искренний тон, свежесть чувства, хорошая школа, характеризуют артистку с лучшей стороны. Нора, как художественный образ, отделана артисткой тщательно и, в общем верно. Пожалуй, следует только "больше забывать о публике" и не принимать так часто "показных поз", лицом к публике.
Очень хорош был и г-н Аркадьев. В роль Ранка, помимо внешне-психического совершенства, г. Аркадьев внес много теплого чувства. А последнее его явление и уход проведены прямо художественно, и оставляют глубокое впечатление.
Не могу того же сказать про г-на Шатова: он не сумел создать образа Гельмера и лишь "читал роль", я бы сказал, "утрированно" правильным выговором, какого не услышите даже у тех московских просвирен, к которым отсылает Гоголь учиться русскому произношению, не говоря о художественном театре.
Пред началом спектакля г. Аркадьев прочел слово о Комиссаржевской. Слово мне понравилось уже тем, что в нем не было чайки, разбитых крыльев, оборванных струн и прочего сора, который человеческая пошлость любить сваливать на могилах талантливых и великих людей,
"Не надо слов, -- сказал г-н Аркадьев -- вспомните Комиссаржевскую и этого довольно. А если вы не видали ее, -- никакие слова не воскресят ее чудный образ".
Г-жа Мунт -- Екатерина Михайловна Мунт (5.3.1875, с. Лопатино, Саратовской губ. -- 12.2.1954, Ленинград) -- заслуженная артистка РСФСР (1932), первая жена В.Э. Мейерхольда. Они прожили вместе со времен учебы Екатерины Михайловны в Филармоническом училище, вырастили троих дочерей и до того момента, когда Екатерина Михайловна в качестве экономки неосторожно привела в дом Зинаиду Райх, и переложила на нее заботу о муже.
К 1922 году треугольник распался, и Всеволод Эмильевич развелся с Екатериной Михайловной Мунт и женился на Зинаиде Райх, став отчимом двух ее детей от Сергея Есенина, который в это время женился на Айседоре Дункан.
О Екатерине Михайловне Мунт А.Беляев писал более пяти раз: рецензии "[Как вам нравится Смоленск?]" и "Цезарь и Клеопатра" относятся к сезону 1910 г.:
Беляев A.P. [Как вам нравится Смоленск?][Игра г-жи Мунт или все познается в сравнении.] / А.Р. Беляев // Смоленский вестник. -- Смоленск, 1910. -- No 182, С.3
Беляев A.P. "Цезарь и Клеопатра" / А.Р. Беляев // Смоленский вестник. -- Смоленск, 1910. -- No 185, С.3
В 1911 г. Беляев подробно останавливается на ее игре в спектаклях "Дикарка", "Панна Малишевская", "Душа, тело и платье" и упоминает о ее участии в других постановках трупы Д.И. Басманова, например в "Miserere (Песнь горя)":
Беляев А.Р. [ "Вчера в театре Лопатинского сада..."] [О спектакле по пьесе Н.Островского "Дикарка"] / А.Р. Беляев // "Смоленский вестник". -- Смоленск, 1911. -- No 155, (15.07), С. 2.
Беляев А.Р. [20 июля в театре Лопатинского сада...] / А.Р. Беляев // Смоленский вестник. -- Смоленск, 1911. -- No 161, С.3
Беляев А.Р. "Душа, тело и платье". / А.Р. Беляев // Смоленский вестник. -- Смоленск, 1911. -- No 164, С. 3