Том третий. Статьи и рецензии (1839-1840). Пятидесятилетний дядюшка
М., Издательство Академии Наук СССР, 1953
80. Стихотворения Алексея Леонова. 1834--1838. Харьков. В губернской тип. 1839. В 8-ю д. л. 144 стр.1
Стихотворения г. Леонова приятно изумили нас: вместо обыкновенной в наше время стихотворной галиматьи, мы увидели в них если далеко не художественность, то местами теплое, неподдельное чувство, местами прекрасные стихи, обнаруживающие решительный в авторе талант к поэзии. Главный недостаток стихотворений г. Леонова -- невыдержанность: иногда в пьесе и стихи хороши, и чувство есть, а в целом оно ни то, ни се, а бог знает что; иногда прекрасное стихотворение портится дурным стихом, изысканной фразою. Вот, например, "Могила юноши":
Резвой юноши толпою
Собралися над холмом,
Где под хладною землею
Спит товарищ вечным сном;
И из рук летает в руки
Чаша полная вина...
Вдруг всё смолкло... арфы звуки
И внимает тишина. (?!)
"Спи (,) певец наш одинокий,
Спи (,) товарищ прежних лет!
Из страны родной, далекой,
Нас привел сюда обет.
Тот покинул там родную,
Тот семью и милый взор;
Все пришли в страну чужую,
Чтоб исполнить договор.
Принесли твою цевницу
И порожний твой фиал;
Весть про милую девицу,
Кем ты только и дышал;
А теперь, певец унылый,
Ты в могиле тихо спишь,
И любовь к жестокой милой
От людей в земле таишь.
О (,) певец любви печальный,
Грустный брат наш на пирах,
Этой песнею прощальной
Да утешится твой прах!
Ты не весел был с друзьями,
В сердце злой нося недуг;
И не долго жил ты с нами:
Разлюбил ты братский круг,
И в стране чужой, далекой,
Ты нашел себе приют...
На могиле одинокой
Незабудочки растут,
И (,) шумя (,) ручей игривый
Близ нее в траве бежит;
Соловей поет тоскливо;
В ней наш друг спокойно спит.
Утешенье, утешенье
Сердцу бедному дано!..
О, почтим же провиденье... --
И рекой из чаш вино
На могилу полилось;
Чаши блещут над главой,
И отрадно раздалось:
"Мир тебе в земле сырой!"
Кроме курсивом напечатанных стихов, фраз и слов в первых куплетах, два в предпоследнем совершенно не вяжутся с предшествовавшими и явно приписаны для рифмы; последний же куплет, в котором мысль стихотворения должна выразиться с особенною силою и оконченностию, и слаб, и вял, и непоследователен. Вот еще пример:
Как жар страстей в душе затихнет,
И я стараюсь и молюсь,
Опять надежда в сердце вспыхнет,
И с жизнью снова я мирюсь.
И вновь в душе былые грезы
Придут толпой -- и с ними слезы,
И с ними кроткая любовь,
И всё, и всё воскреснет вновь.
О друг мой милый, друг мой милый.
Зачем тебя со мною нет?
К тебе б под девственные крилы
Пришел измученный поэт,
И, наклонясь главой усталой
На перси нежные твои,
Твоих власов под опахалом
Забыл страдания свои.
Пьеска недурна; но придти под девственные, крилы -- как будто изысканно, а опахало власов -- непонятно. Но вот стихотворение, которое даст лучшее понятие о таланте г. Леонова,-- "Калмыцкая свадьба": {Рассказывают, что у калмыков есть обычай прежде настоящего заключения брака сажать невесту на лучшую и самую быструю молодую лошадь, а жениху давать худую и старую, после оба они пускаются в поле. Если молодец не поймает за платье и не приведет к кибитке своей узкоглазой красавицы, то она никогда не будет его женою. При этом девушке позволяется обороняться от жениха и бить его плетью, как ей угодно; мужчина же с своей стороны не может и на волос причинить ей вреда. Так как плеть калмыцкая зашивается в конце свинцом, то всегда почти, после такой потехи, у бедного парня остаются порядочные рубцы и синие пятна на теле. Прим. г. Леонова.}
Пред широкою поляной,
За высоким за курганом,
У кибитки кочевой
Собрались они толпой.
Перед ними, словно птичка,
Мчится по полю калмычка;
Гонит плетью жеребца
Да бежит от молодца...
А за ней калмык проворный,
Весь покрытый пылью черной,
Скачет вслед во весь опор,
Через яму, чрез бугор.
Час прошел, другой проходит,
А невеста всё уходит:
Скачет он вперед и взад --
Не дается чудный клад.
Вот уж близко, вот подцепит! --
А калмычка вдруг как влепит (?)
Полновесной плетью так,
Что не справится (?) никак.
И хохочет и смеется,
И стрелою вдаль несется...
И досадует калмык,
И грызет себе язык.
"Уж поймаю!" -- он смекает --
По бедрам коня стегает,
Вот догнал... вот близко он...
И схватил за балахон.
И калмычка оглянулась,
Быстро плетью замахнулась,
По спине его да в бок,
В третий свистнула в висок.
И стрелой помчалась в поле,
Конь играл под ней на воле;
Развевался балахон,
Но за ней не ехал он.2
Он конем своим не правил,
Повода на ветр оставил;
Плеть повисла на руке;
Он челом упал к луке.
И к кибитке, чрез поляну,
Воротился он к кургану;
Стал как вкопан жеребец:
На коне сидел мертвец.
Очень хороша пьеса "Камышник", и очень была бы хороша пьеса "Две души", если б была вся выдержана и не отличалась мистическим окончанием. "Сыноубийство" -- весьма плохая пьеса. Мы советовали бы г. Леонову не всё печатать, что пишется у него, особливо таких пьес, как "Кубинек" и "Причулы", содержание которых, в более лучшей и поэтической форме, было бы прекрасно. Не нравится нам еще отчаянно элегический тон разочарования в некоторых пьесах. Это старая штука, которая всем надоела и не брошена только кропающими плохие стихи. Что за жалобы на жизнь?-- жизнь прекрасна, и для поэта больше, чем для кого-нибудь. Что за сожаление о потерянных годах?-- что с воза упало, то пропало,-- говорит русская пословица; чем жалеть о потерянном прошлом, лучше беречь настоящее и им вознаграждать себя за потерю. Плаксивый тон нестерпим в истинной поэзии, которая требует мощного, действительного. Перечтите первые стихотворения Пушкина и "Руслана и Людмилу": какое кипение жизни, какая радость жизнию, какой молодой восторг! Вот поэт! После он становится важен, но не плаксив; страдает, но не плачет, и в самом страдании виден источник утешительной поэзии.
Скажем в заключение, что если г. Леонов еще очень молодой человек, то из него может некогда развиться примечательное дарование, особенно если он пока будет меньше писать, а больше развиваться наукою...3
1. "Литер. приб. к Русск. инвалиду" 1839, 23/IX, т. II, No 12 (ценз. разр. 20/IX), стр. 230--231. Без подписи.
2. Слово "он" подчеркнуто в цитируемом тексте.
3. Два последующих сборника стихотворений А. А. Леонова: "Современные песни" (Новочеркасск, 1855) и "Стихотворения А. Леонова" (М., 1882) -- представляют собою переиздание, с некоторыми дополнениями, сборника 1839 г.