Том третий. Статьи и рецензии (1839-1840). Пятидесятилетний дядюшка
М., Издательство Академии Наук СССР, 1953
55. Басни и сказки Александра Измайлова. Издание шестое, умноженное, с портретом автора. Санкт-Петербург. 1839. В типографии экспедиции заготовления государственных бумаг. 313 (32).1
А. Е. Измайлов играл некогда очень важную роль в нашей литературе: был поэтом, критиком, журналистом. Любимый род его в поэзии был -- басни: он сам написал об нем подробный трактат в духе своего времени и написал много басен и сказок. Некоторые из них показывают талант, особенно "Лгун" -- ("Павлушка -- медный лоб"); очень не дурен и
Пьянюшкин, отставной квартальный
Советник титулярный,
который
Исправно насандалив нос,
В худой шинелишке, зимой, в большой мороз,
По улице шел утром и шатался.2
А его "Крестьянин и священник"? Эта басня может служить вывескою его таланта, и потому мы выписываем ее.
Пришел к священнику крестьянин Парамон
И, сделав перед ним чуть не земной поклон,
Так говорил ему со вздохом и слезами:
"Помилуй, батюшка, что делать мне с чертями?
Из дома выживают вон".
-- Перекрестися, Парамон! --
"Да я уже и так крестился,
Молитву с вечера творил,
А домовой меня давил;
Всю ночь с проклятым провозился.
Послушай-ко: лежу вечор я на спине,
Гляжу -- ан чорт на мне
Лежит, как будто куль с мукою,
Иль с солью, так -- тяжел! Ей-ей! тебе не лгу.
И что ж, пошевелить рукою,
Ни слова вымолвить никак я не могу
Уж как-то я поворотился,
Так он с меня свалился;
Ты в семинарии, отец Иван, учился:
Пожалуй, одолжи,
Свою науку покажи,
Не дашь ли зелья мне какого,
Иль корешок от домового?
А я тебе за то пшеницы четверик".
-- Я думал, Парамон, что умный ты мужик,
А вздор какой ты мелешь?--
"Неужли, батюшка, ты мне не веришь?
Ну, право, домовой давил меня, давил.
Спроси хоть бабушку Пахомовну Ненилу.
Еще он не взлюбил
Саврасую мою кобылу.
Пришел я утром в хлев: под яслями лежит
Сердечная, в поту, и так, как лист, дрожит,
Изъездил бедную! уж диво!.." -- Не дивися;
Вперед не на спину, а на бок спать ложися.
От крови сделалось тебе так тяжело:
Как навзничь ты лежал, она остановилась.--
"А как кобылу-то под ясли занесло?
Небось, сама туда забилась?"
-- Конечно.-- "Отчего?"
-- Да оттого,
Что муха укусила... --
"Неправда, а нечиста сила..."
-- Да нет на свете домовых.
"Как нет? не видывал ты их;
А я хотя впотьмах, а видел домового:
Как уголь черен весь! собой здоров, высок!
Плечами же вельми широк..." --
Пожалуй не греши и не мели пустого.--
"Вот хорошо! не верь своим очам,
А верь твоим речам!
Какой ты поп! да ты совсем не христианин;
К тебе я на дух не пойду!"
И рассердившися ушел домой крестьянин.
Отец Иван попал в беду:
Безбожником в селе его прозвали;
Иные же ходить и в церковь перестали,
И менее, чем через год,
Он перешел в другой приход.
Не правда ли, что это целая маленькая комедия и что язык ее действующих лиц -- превосходен в высшей степени. Вообще, Измайлов замечательный баснописец и находится к Крылову в таком же точно отношении, как простонародность к народности. Разница большая -- бесспорно; но всякому свое. Порок басен Измайлова заключается в простонародности, доведенной до тривиальности, до грубого безвкусия. Образцом таких басен Измайлова может служить его "Заветное пиво".
Это издание басен Измайлова принадлежит петербургскому книгопродавцу г. Полякову. Маленький формат (32-я доля листа), мелкий и четкий шрифт, хорошая бумага, исправность в корректурном отношении, порядочно сделанный портрет автора -- всё это делает издание очень красивым.
1. "Моск. наблюдатель" 1839, ч. II, No 4 (ценз. разр. 8/IV), отд. IV, стр. 91--93. Без подписи.