Баженов Александр Николаевич
Баженов А. Н.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Баженов (Александр Николаевич) -- писатель и театральный критик; род. 23 авг. 1835 г. в Городищах, уездном городе Пензенской губернии. Первоначально образование получил в Пензенском дворянском институте, откуда перешел в 1-ю московскую гимназию и кончил в 1859 г. курс в Московском университете по словесному факультету. Затем Б. поступил учителем русской словесности во 2-й кадетский корпус в Москве и в 1861 году издал перевод "Песен Анакреона", неблагосклонно встреченный критикой, особенно петербургской. Перевод, однако, довольно близок к подлиннику и только формой стиха, вообще тяжелого и прозаичного, уступает переводам Мея и М. И. Михайлова. Об аттической грации подлинника у Б. нет и помина. Непродолжительная литературная деятельность Б. была посвящена преимущественно театру. Страстный любитель его с детства, он играл на домашних сценах и писал для них пьесы. В одном 1860 году он напечатал три переделки: "Мольер-дитя", комедия в 2-х действиях, и два одноактных водевиля: "Бедовая бабушка" и "Любовный напиток". В то же время он писал театральные рецензии в "Московских" и "С.-Петербургских ведомостях", в журналах. "Искусство", "Театральный и музыкальный вестник", "Развлечение" и др.; наконец, в 1864 году основал свою еженедельную газету "Антракт", где относился серьезно и справедливо ко всем явлениям сценического мира и без всякого пристрастия к игре актеров. Но о литературном значения драматических писателей и их произведений Б. говорит мало, и г. Венгеров имеет основание не считать его "критиком", а причислять к рецензентам. Действительно, глубоких взглядов на сценическое искусство Б. не внес в свой "Антракт", не просуществовавший и четырех лет. В 1867 году Б. захворал брайтовой болезнью и ум. 30 сентября, на 33 году. В том же году вышел объемистый том его сочинений, составленный другом его Родиславским, где собрано все, что Б. писал о театре. Главной идеей покойного автора было, по словам Родиславского, возрождение русского театра с помощью постановки переводных классических пьес: Шекспира, Мольера, Кальдерона и др. Знакомиться с этими корифеями драматической литературы обязательно, конечно, для всякого образованного человека, но театр, давший нам Грибоедова, Гоголя, Островского, нуждается в их подражателях, в пьесах оригинальных, а не переводных.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. IIa (1891): Ауто -- Банки, с. 678

II.

   БАЖЕНОВ Александр Николаевич [23.8(4.9), по др. сведениям -- 27.8(8.9)*.1835, г. Городище Пензен. губ.-- 30.9(12.10).1867, Москва], театр. критик, драматург, переводчик. Сын коллеж, регистратора. Учился в Пензен. дворян, ин-те. Окончил 1-ю моск. г-зию (1847--54) и ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1859). Студентом написал ряд водевилей: "Бедовая бабушка" (СПб., 1858; М., 1885, 1923; Малый т-р, 1857), "День рождения Ж.П.Беранже 19 авг. 1780 г." (СПб., 1859; в стихах), "Мольер дитя" (СПб., 1859), "Любовный напиток" (СПб., 1859) и др.,-- шедших на столичных и провинц. сценах. По окончании ун-та преподавал рус. словесность во 2-м кадет, корпусе в Москве. С 1859 печатал в петерб. и моск. газетах и ж-лах статьи о моск. театрах, в т. ч. "Три дебютанта на моск. сцене" ("Театр, и муз. вест.", 1859, No 42), циклы "Моск. театральные письма" (там же, 1859, No51; 1860, No 1 -- 21; "Иск-ва", 1860, No 1--4), "Заметки о моск. театре" (МВед, 1861--62; полемич. отклик M. H. Лонгинова: там же, 1861, 1 февр.; ответ Б.-- 5 февр.), "Беседы о театре" ("Развлечение", 1861, No 19, 20; 1862, No 5, 13). В 1864--67 редактировал осн. им в Москве еженед. газ. "Антракт", первонач. печатавшуюся на последних страницах еженед. выпуска театральных афиш, с 1866 -- самостоят. тетрадками. Кроме статей (ок. 200) Б. помещал в ней юмор, стихи и драм, сценки в стихах на театр, темы (гл. обр. под псевд. Не поэт). Критикуя репертуар, засоренный франц. мелодрамой и низкопробными отеч. поделками, Б. пропагандировал классич. драматургию (У. Шекспира, Мольера, П. Кальдерона, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского) и реалистич. школу актерской игры П. М. Садовского, И. В. Самарина,
   Г. Н. Федотовой. Признавая за театром "великую нравств. силу", высказывал уверенность в том, что рус. театр в полной мере обретет "развивающее, образоват. значение" ("Антракт", 1867, No 21). Статьи и рецензии Б. служили актерам уроками сценич. иск-ва; А. Р. Кугель назвал его "неофициальным режиссером" театров. Так, им был поднят вопрос о необходимости ставить "Горе от ума" с соблюдением ист. точности в костюмах и обстановке и без обычного тогда сопроводит, "дивертисмента" (МВед, 1862, 23 июня; СПбВед, 1863, 24 апр.), что было осуществлено при пост. комедии в Малом т-ре (1864). Высоко оценивая творчество А. Н. Островского (напр., в ст. "По поводу исполнения "Грозы"", "Антракт", 1864, 17 февр.), критиковал его драму "Пучина" (там же, 1866, No 19), ист. драмы.
   Перевел все песни Анакреона, отрывки из пьес Аристофана ("Осы", "Лягушки"), соч. о театре Г. Э. Лессинга ("Гамбург. драматургия"), И. В. Гёте ("Правила для актеров"), Аристотеля, Г. Гервинуса и др. Соч. Б. собраны и изданы посмертно его другом В. И. Родиславским.
   Изд.: Соч. и переводы, т. 1--2, М., 1869 (биогр. очерк); Песни Анакреона в пер. и с прим. А. Баженова, М., 1861.
   Лит.: Кугель А. Р., Два критика.-- В его кн.: Театр. портреты, Л., 1967; 3 и-л о в М., А. Баженов и его "Антракт".-- "Театр", 1965, No 2; его же, А. Н. Баженов.-- В кн.: Очерки истории рус. театр, критики. 2-я пол. XIX в., Л., 1976. + РБС; Брокгауз; Венгеров (Сл.; Источ.); ТЭ, Муратова (1, ук.); Муратова К. Д., Библ. лит-ры об А. Н. Островском, Л., 1974; Масанов.
   Архивы: ЦГИА г. Москвы, ф. 418, оп. 23, д. 381*.

А. Д. Гришунин.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989

   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru