Предисловие к публикации письма А. С. Пушкина к П. Я. Чаадаеву по поводу его "Философических писем"
Найдено в бумагах В. А. Жуковского и сообщено сыном его, Павлом Васильевичем. Письмо подлинное, своеручное. Из того, что оно нашлось в бумагах Жуковского, возникает сомнение, было ли оно послано по назначению. Разве сам Чаадаев отдал его впоследствии Жуковскому? Но поводов к тому трудно сыскать. Может быть, письмо это было черновое и осталось в пушкинских бумагах. Эти бумаги, как известно, разбирал Жуковский наспех (перед самым отъездом в большое путешествие по России с наследником-цесаревичем); вероятно, это письмо к Чаадаеву, по важности его содержания, он отложил особо и не успел приобщить его к пушкинским бумагам, впоследствии возвращённым его вдове. Остаётся ещё предположение. Письмо писано 19 октября 1836 г. На другой же день Пушкин мог узнать о начавшемся против Чаадаева деле и о строгости, с которою оно поведено. Может быть, Пушкину стало жаль своего старого друга и, не желая, так сказать, добивать его доводами ума, знаний и твёрдого убеждения, он не послал к нему своего опровержения. То, что на последней странице записана Пушкиным шотландская пословица, по-видимому к делу не относящаяся, отчасти подтверждает это предположение.
Вот ещё предание, за достоверность которого вполне не ручается сообщивший его нам младший современник Пушкина и Чаадаева, живший тогда в Москве и уже начинавший принимать деятельное участие в умственной русской жизни, Николай Николаевич Боборыкин. По его словам, в то время ходил слух, что государь Николай Павлович, встретив Пушкина, сказал ему: "А каков приятель-то твой Чаадаев? Что он наделал! Ведь просто с ума спятил!" Пушкин полушутя отвечал, что действительно Чаадаев зачитался иностранных книг и в голове у него что-то неладно. В Москве говорили, что этот разговор с Пушкиным подал государю мысль подвергнуть сочинителя "Философических писем" медицинскому осмотру и надзору.
Читатели сами оценят важное значение нижеследующей новой страницы великого писателя, которая надолго останется убедительною апологией древней Руси и основных начал нашей жизни от навета недоброхотов. П. Б.
Примечания
"РА". 1884. No 3--4. С. 435--436.
Письмо от 19 октября 1836 г. Текст письма см.: ПСС.-- Т. 16.-- С. 171--173 (фр.); с. 292--293 (перевод).
Предположение Бартенева, что письмо не было отправлено из-за репрессий, обрушившихся на Чаадаева после опубликования его "Философического письма", и сохранено В. А. Жуковским, подтвердилось.
Трактовка письма как "апологии древней Руси и основных начал нашей жизни" объясняется известным мировоззрением Бартенева.