Заупокойные службы. -- Православная догматика учит, что по молитвам церкви умершие грешники могут получить облегчение или освобождение от загробных мучений. Согласно с этим учением церковь установила ряд молений об "упокоении" умерших и о даровании им "милости Божией и царства небесного". К заупокойным церковным службам принадлежат: 1) молитвенные поминовения умерших за ежедневными богослужениями (проскомидией и литургией); 2) З. литургии; 3) специальные З. богослужения-панихиды, литии и отпевания умерших перед их погребением. На каждой проскомидии одна из священнодействуемых на ней просфор, пятая, приносится специально за умерших. Кроме того, каждый желающий православный может подать на проскомидию особую от себя просфору для молитвенного поминовения при изъятии из нее частицы поименно названных им лиц. В этом случае на литургии после сугубой ектении произносится особая ектения об умерших, с поименованием их. Если такие поминовения назначаются немедленно вслед за кончиной поминаемого лица и делаются непрерывно в продолжение сорока дней, они называются сорокоустами. Возможно также ежедневное поминовение умершего, годичное или вечное, для чего при церквах существовали, а иногда и ныне существуют синодики со списками таких поминаемых. По субботам ектения об умерших произносится во всяком случае. Общая заупокойная служба совершается церковью в субботу перед мясопустом (т. е. перед заговеньем), в субботу перед Троицей и в субботы 2, 3 и 4 недель Великого поста. В субботу Димитриевскую, перед днем памяти св. Димитрия Солунского, совершается общая заупокойная служба о всех православных вождях и воинах, за веру, царя и отечество убиенных. О совершении З. литургии может просить всякий православный и во всякое другое время года (за исключением некоторых особенно торжественных праздников). Панихида (от πας, весь, и νύξ, ночь) буквально означает всенощную службу; к молению об умерших это название прилагается потому, что по своему составу оно походит на часть всенощного бдения, а также потому, что в первые времена церкви, во время гонений, она совершалась по ночам, подобно "всенощному бдению". Панихида совершается над умершим, еще не погребенным, затем -- в 3, 9, 20 и 40 день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства и смерти. Полное чинопоследование ее изложено в книжке "Последование парастаса, сиречь великие панихиды" (Киев, 1876), также в Октоихе и в Псалтири. Лития -- сокращенное моление о умершем -- совершается при выносе тела его из дома, а также на литургии, после заамвонной молитвы, и после панихиды. Чин отпевания состоит из трех частей: 1) чтения псалмов 90 и 118; 2) пения "канона", "стихир", "блаженн", чтения Апостола (1 Солун. IV, 12-17) и Евангелия (Иоан. V, 25-30) и ектений и 3) пения стихир во время прощания с умершим, отпуста, пения при несении умершего к могиле и литии на могиле. См. Погребение.
Н. Б.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XII (1894): Жилы -- Земпах, с. 333