Никифор (в миру Николай) Феотоки (1731--1800) -- ученый грек, родом из Корфу; Гервинус называет его "отцом положительных наук возрождающейся Греции", Стурдза -- одним из двух "предтеч умственного и политического пробуждения Греции". Прославясь, как проповедник, в Константинополе, Н. в 1776 г., по приглашению своего соотечественника Евгения Булгариса, прибыл в Россию; сначала состоял при Евгении в Полтаве членом консистории, потом был инспектором народных училищ, епископом, настоятелем московского Данилова м-ря. Большая часть сочинений Н. написана на греческом языке и относится к физике и математике. Таковы: "Физика" (Лпц., 1766--67), "Курс чистой математики" (М., 1798--1800). Сочинения его по богословию: "Творения Исаака Сирина" (Лпц., 1770), "О насилии католиков, и кто суть униаты и схизматики" (Галле, 1775), "Толкование воскресных евангелий" (М., 1796, русский перевод 1809), "Цепь отцов -- свод святоотеческих толкований на первые восемь книг Библии и на книги Царств" (Лпц., 1772--3), "Поучительные слова на четыредесятницу и речи" (Лпц., 1766) и др. Афинский ученый Саккелион, приступивший к изучению не изданных доселе сочинений Н., издал в 1890 г. в Афинах: "О молитве святых за живущих на земле" и объяснение слов: "Во всю землю изыде вещание их". На русском языке, в России, H. написал: "Четыре слова о монахине" (М., 1809), "Окружное послание к старообрядцам херсонской епархии", "Ответы на соловецкую челобитную раскольников", "Ответы на вопросы иргизских раскольников и рассуждение о св. мире" (1-е изд. 1800, 5-е М. 1834). Первая биография Н. на русском языке -- в "Московитянине" 1845 г., новейшая, более подробная -- в "Трудах Киевской духовной академии" 1864 г. Здесь исчислены все сочинения о нем на греческом и русском языках, к которым следует присоединить биографию его в соч.: "Иepapxия астраханской церкви", Платона Любарского.
Н. Б--в.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XXI (1897): Нибелунги -- Нэффцер, с. 85--86.