Евфимий, последний болгарский (терновский) патриарх. В молодые годы постригся в монашество. Проведя несколько лет в Константинополе и на Афоне, Е. возвратился в отечество и занялся исправлением славянского текста св. писания и богослужебных книг, сличая их с греческим подлинником. Это был важный труд, за который Е. называют иногда болгарским Никоном. Около 1375 г. он был избран на патриаршую кафедру и в продолжение 15--18 лет деятельно занимался церковным управлением, стараясь поднять уровень народной нравственности; с этой целью он запретил, между прочим, паломничество на Восток, находя, подобно русскому митрополиту Никифору, что оно губит страну, отвлекая народ от производительного труда и семьи и приучая его к праздности и бродяжничеству. Успешно боролся с разными ересями, обуревавшими в его время Болгарию (последователи Варлаама и Акиндина, "психасты", богомилы, иудействующие). Главным делом Е. было образование целой литературной школы -- писателей из сербов, болгар и русских, в чем царь Шишман, любитель просвещения, оказывал ему деятельное покровительство. Собственных сочинений Е. насчитывается до 19-ти: Жития болгарских святых Иоанна Рыльского, Филофеи Трновской, Илариона Мглинского и Петки Параскевы; несколько похвальных слов; повесть об обновлении храма; несколько посланий и др. Лучший и наиболее полный сборник сочинений Е. находится в рукописи Павловского монастыря на Афоне. Составляя полезный материал для истории Болгарии и в частности для истории болгарской письменности, сочинения Е. не высоко ценятся в литературном отношении: они отличаются излишним риторизмом, бывшим в моде в средневековой Византии; язык страдает обилием грецизмов и чисто греческой конструкцией речи, делающей ее часто труднопонимаемой. В 1393 г., в бедственную войну болгар с турками, окончившуюся порабощением Болгарии, Е., в отсутствие царя, находившегося на полях битв, был опорой и правителем бедствующего народа. Он смело отправился в лагерь турок, чтобы лично умолять их о пощаде. Изумленный вождь турок ласково встретил его и отпустил с миром, но по возвращении в Трнов он был пашой посажен в тюрьму, присужден к обезглавливанию, затем помилован и отправлен в ссылку во Фракию, где неустанно проповедовал, предостерегая от ислама, и щедро помогал бедным. Год смерти его (как и год рождения) неизвестен. После смерти он причислен болгарской церковью к святым, а народом -- к национальным героям и благодетелям страны. См. "Похвальное слово" ему, составленное его учеником Григорием Цамвлаком; Е. Е. Голубинский, "Очерк истории церквей Болгарской, Сербской и Румынской" (М., 1876 г.); П. Сырку, "К истории исправления книг в Болгарии в XIV в.". (СПб., 1890).
Н. Барсов.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XIa (1894): Евреиновы -- Жилон, с. 509--510