Барсов Николай Иванович
Догмат

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Догмат. -- Значение этого слова, как термина, употребляемого не в одном только Богословии, выясняется из того смысла, в каком оно употреблялось в античной литературе. У Цицерона словом dogma обозначались такие доктрины, которые, будучи общеизвестными, имели значение неоспоримой истины. В этом смысле и христианские писатели, напр. Ориген и св. Исидор, называли Сократа законодателем догматов аттических, учения Платона и стоиков -- догматами. У Ксенофонта догматом называется начальственное распоряжение, которому все, и командующие, и простые воины, должны беспрекословно подчиняться. У Геродиана им обозначается определение сената, которому беспрекословно должен подчиниться весь римский народ. Этот смысл слово Д. сохранило и в греческом переводе 70 толковников, где в книгах пр. Даниила, Эсфири, Маккавейских словом δόγμα νазывается указ царский, подлежащий немедленному исполнению, а также закон царский или государственный, безусловно обязательный для каждого подданного. В Новом Завете, в Ев. от Луки, δόγμα νаз. повеление кесарево о переписи народонаселения Римской империи, в кн. Деяний Апостольских -- законы царские, в посл. к Колоссянам и Ефесянам -- имевшие божественный авторитет законы Моисея. Затем, в кн. Деяний (XV, 20--28) в первый раз словом δόγμα ξбозначаются те определения церкви, которые должны иметь непререкаемый авторитет для каждого ее члена. Из употребления этого слова у Игнатия Богоносца, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Викентия Лиринского и др. отцов церкви понятие о Д. выясняется с большей подробностью. У них: 1) Д. есть непререкаемая божественная (данная через божественное откровение) истина, и в этом смысле догматы веры наз. божьими (δ. τοΰ Θεοΰ), αожественными (δ. Θεία), Γосподними (δ. τοΰ Κυρίου) и противопоставляются продуктам человеческого, особенно так наз. спекулятивного мышления и личным мнениям; 2) Д. есть истина, относящаяся к внутреннему существу религии, т. е. истина теоретического, или созерцательного, учения, учения веры, чем он отличается от правил жизни, или практической деятельности христианина; 3) будучи происхождения божественного, Д. есть истина, определяемая и формулируемая церковью, потому догматы обыкновенно наз. догматами церкви (τά τής έκκλησίας δόγματα), θли догматами церковными (τά έκκλεσιαστικά δόγματα), θ 4) Д. есть истина, безусловное признание которой совершенно необходимо для христианина, чтобы по праву причислять себя к составу церкви.

Н. Б.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. Xa (1893): Десмургия -- Домициан, с. 846--847

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru