Бароха Пио
Пио Бароха: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


0x01 graphic

I.

   БАРОХА-и-НЕССИ Пио [Pio Baroja y Nessi, 1872-1928] -- известный испанский романист, по профессии врач. Написал свыше 30 романов, черпая сюжетный материал по преимуществу из быта испанской провинции (Бискайя, Андалузия), столичного испанского дна и из истории Испании конца XIX в. В 1900 выпустил сборник новелл "Vidas Sombras", где сказалось сильное влияние Э. По, Достоевского и Бальзака (см.). Б. увлекался также и философией Ф. Ницще, влияние которого обнаруживается во многих произведениях испанского писателя.
   Излюбленная тема Б. -- столкновение и борьба сильной и активной личности с косной и консервативной средой. Эта тема в сатирическо-гротескном плане разработана в романах "Inventos, aventuras y mistificaciones de Silvestre Paradox" [1901] и "Paradox, Rey" [1906], а в плане историко-социальной эпопеи -- в "Memorias de un hombre de accion" (серия из 12 романов, начатая в 1913 и законченная в 1922). Б. -- типичный представитель испанского буржуазного либерализма, который очень часто сочетается у него с идеологией индивидуалистического анархизма.
   Тем не менее, в своей трилогии "Борьба за существование" (La lucha por la vida, 1904), состоящей из романов "La busca" (Поиски), "Mala hierba" (Сорная трава) и "Aurora roja" (Красная заря), Б. сумел дать яркое и в основе своей верное изображение классовой борьбы в современной Испании и вывести с должной объективностью характерные фигуры испанского анархизма и революционного марксизма в рабочей испанской среде. В своих романах из быта испанской провинции Б. изображает условия земледельческого труда и социальные конфликты в испанской деревне. Не чужд также Б. и мотивов религиозного мистицизма, к-рый особенно сильно проявляется в романе "Camino de perfección" [1902], некоторыми из своих страниц возвращающем нас к временам средневековой мистико-эротической философии.

Библиография:

   I. Русск. перев.:
   Aurora Roja (Красная заря),
   La busca (Путь к совершенству),
   Древо познания и др., изд. "Совр. проблемы" М., 1912;
   "Сорная трава", Гиз, М. -- Л., 1927.
   II. О творчестве Б.: Ст.
   Дионео в журн. "Русское богатство", NoNo 1 и 2, СПБ., 1911;
   Фриче В. М., П. Б., "Современный мир", No 10, СПБ., 1911;
   Peseux-Richard N., P. B., "Revue hispanique", 1910, v. XXIII;
   Pfandl L., P. B., "Die neueren Sprachen", Marburg, 1920, Bd. XXVIII.

К. Д.

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 1. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 354--355.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le1/le1-3541.htm

II.

   БАРОХА-И-НЕСИ (Baroja y Nessi), Пио (28.XII.1872, г. Сан-Севастьян, -- 30.X.1956, Мадрид) -- исп. писатель, представитель т. н. "Поколения 1898 года". Врач по образованию. На его творчестве сказалось влияние Э. По, Ф. М. Достоевского, а также реакц. философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Создал ок. 100 романов, сгруппированных в циклы (трилогии) -- "Земля басков" ("Tierra vasca", 1900--09), "Фантастическая жизнь" ("La vida fantástica", 1901--06), "Борьба за существование" ("La lucha por la vida", 1904), "Города" ("Las ciudades", 1920), "Агония нашего времени" ("Agonías de nuestro tiempo", 1926), "Раса" ("La raza", 1931--32) и др. Эти романы отличаются глубоким социальным пессимизмом. Тот же пессимизм в сочетании с идеями о "сверхчеловеке" характерен для большой серии романов "Воспоминания человека действия" ("Memorias de un hombre de acción", 22 романа, опубл. 1913--35). Резкий антидемократизм Б.-и-Н. и упования на "сильную личность" получили свое выражение и в его оценке событий революции 1931 (трилогия "Темная чаща" -- "La selva oscura", 1932). В романах Б.-и-Н. содержится критика нек-рых сторон бурж. действительности, но с реакц. позиций; неспособность писателя проникнуть в истинный смысл изображаемого сказалась и на его худож. методе, близком к натурализму.
   После поражения респ. Испании (1939) Б.-и-Н. никогда не выступал активно в поддержку режима Франко; в последние годы жизни даже стал в пассивную оппозицию к официозной лит-ре, о чем свидетельствуют и его мемуары "С последнего поворота дороги" ("Desde la última vuelta del camino", t. 1--7, 1944--49).

Сочинения:

   Obras, v. 1--69, Madrid, 1917--[36];
   Obras completas, v. 1--13, Madrid, 1946--47;
   в рус. пер. -- Собрание соч. [т. 1--2], М., 1912;
   Древо познания, СПБ, 1912;
   Сорная трава, М. -- Л., 1927.

Литература:

   Helmut D., Pío B.: Das Weltbild in seinen Werken, Hagen, 1937;
   Pérez Ferrero M., Pío B. en su rincón, Santiago de Chile, 1940;
   Ortega y Gasset J., Ideas sobre Pío B., в кн.: Obras de J. Ortega y Gasset, 3 ed., t. 1, Madrid, 1943.

В. К. Ясный.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 1: Аарне -- Гаврилов. -- 1962. -- Стб. 458.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-4581.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru