Банвилль (Théodore Banville) -- фр. писатель; род. 1823 г. в Мулене. Напечатал целый ряд стихотворений, изданных под заглавием: "Les caryatides" (1842); "Les stalactites" (1846); "Les odelettes" (1856); "Odes funambulesques" (под псевдонимом Бракемона, 1857); "Les exiles" (1866); "Poésies Occidentales" (1875). Из его драматических произведений имели успех: "Le cousin du roi" (1857) и в сотрудничестве с Бойе -- "Le beau Lèandre" (1857); комедии: "La pomme" (1865) и "Gringoire" (1866). С 1869 г. Б. писал театральные рецензии в газете "National". Кроме того им написано несколько повестей: "Les camées pansions" (1866--1873), а в 1882 г.: "Mes Souvenirs". Собрание его сочинений вышло под заглавиями: "Comedies" (1878) и "Poésies complètes" (1879, 8 т.). Б. противник реализма в искусстве и не столько заботится о глубине содержания, сколько об изяществе формы.
Дополнение
Банвилль (Théodore Banville) -- французский писатель; умер в 1891 г.
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. IIa (1891): Ауто -- Банки, с. 870; доп. т. I (1905): Аа -- Вяхирь, с. 213.
II.
Банвиль (de Banville) Теодор, французский поэт романт. школы, 1823--91, свел поэзию к блестящей игре рифм и размеров. При большом таланте и оригинальности отсутствие творческой фантазии. Произвед. Б.: "Cariatides" (1842), "Stalactides" (1846), "Odelettes" (1857), "Odes funambulesques" (1857), "Gringoire" (1866) и др. В "Traite de poesie franc." глубокое знание богатств франц. стиха. Изд. Lemerre'а в 8 т., Charpentier 3 т. (poesies), "Mes Souvenirs", 1882.
Источник текста: Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. I, вып. 1 (1907): А -- Гальванотропизм.
III.
БАНВИЛЬ (Banville), Теодор-Фолен, де (1823--1891), франц. поэт, журналист и театральный критик; происходил из семьи с республиканскими традициями. В поэзии выступил сперва (в последние годы Июльской монархии) как представитель романтики, но позднее эволюционировал к литературной школе парнасцев (для последних его "Трактат о французской поэзии", 1872, был своего рода "символом веры"). В своих первых нашумевших сборниках "Кариатиды" (1842) и "Сталактиты" (1846) Б. выступает как крайний представитель теории "чистого искусства". Будучи по существу чуждым и далеким революционному движению, Б., однако, после неудачи Июньских дней (1848) испытал, подобно многим, чувство разочарования и стал на время в оппозицию к режиму победившей буржуазии. В 1857 Б. выпускает свои сатирические "Odes funambulesques" (собств. "Акробатические оды"). Критика и широкая публика оценили, однако, в этом сборнике лишь изумительную виртуозность стиха, не захотев увидеть обличительной стороны поэзии Б. и объявив его сатиру жонглерством безыдейного "клоуна в поэзии". Стихотворная манера Б. характеризуется большим мастерством словесной техники, сказывающимся особенно в точности и богатстве рифм; тематика Б. поражает читателя неожиданными парадоксальными сочетаниями иронических или патетических мотивов.
В 60-х гг. Б. сближается с либеральными кругами и делается "модным поэтом". Но уже в 1869, разочаровавшись в либеральничании правительства Второй империи, Б. попадает в опалу и пишет свои "Nouvelles odes funambulesques" ("Новые акробатические оды"), где его сатира достигает гораздо большей силы и смелости, чем в прежних. В период франко-прусской войны Б. выступает со своими саркастическими "Прусскими идиллиями" (1871). Позднее, в период Третьей республики, Б. выпускает ряд сборников ("Веселые баллады", 1875; "Золотые рифмы", 1891 и др.), в к-рых он приходит к мысли, что "только революция может принести освобождение" искусству, уничтожив его зависимость от вкусов буржуазии и, тем самым, связав интеллигенцию с народом. В "Камеях" Б. дает удачные зарисовки фигур коммунаров и других героев баррикад.
Б. писал также новеллы ("Канатные плясуны", 1853, "Парижские очерки", "Рассказы для женщин", 1881, и т. д.), драмы и критические статьи (о театре).
Полное собрание стихов Б. ("Poésies complétes") изд. в 3 тт. в 1879--89.
На рус. яз. Б. переводился чрезвычайно мало.
Лит.: Мах Fuchs, Théodore de Banville, Р., 1912; Jules Lern Itre, Les Contemporains, I, P., 1894; Пеллиссье, Литературное движение в 19-м столетии, M., 1891.
Источник текста: Большая советская энциклопедия (1-е издание), т. IV (1926): Атоллы -- Барщина, стлб. 597--598.
IV.
БАНВИЛЬ Теодор-Фолен, де [Théodor-Folin de Banvill, 1823-1891] -- французский поэт, драматург, критик и журналист, представитель "парнасцев". Начав свою лит-ую деятельность под влиянием романтиков [особенно В. Гюго(см.) и А. Мюссе(см.)], Б. воспринял впоследствии проповедь Т. Готье(см.) об "искусстве для искусства". Пристрастие Б. к изощренной форме дало возможность большинству буржуазных критиков и историков лит-ры объявить его бессодержательным поэтом, искусником, жонглирующим рифмами и ритмами. Между тем поэзия Б. не лишена не только содержания, но и своеобразного гражданского пафоса, унаследованного Б. от романтиков и развившегося в нем под влиянием революционных движений во Франции XIX в. Сам Б. объясняет свою приверженность к "причудливым рифмам", к формально-выразительному стиху не только любовью к "красоте", но еще и желанием лучше передать дух эпохи, "судорожной", "напряженной" эпохи, для освещения к-рой, по выражению Б., нужны не "классические свечи", а "оргии газа... пожары... кометы". Вслед за мифологическими стихами (Кариатиды, 1842) и картинками "галантной жизни" XVII-XVIII веков (Stalactites, Р., 1846) Б. дал в лучшей своей книге -- "Акробатических одах" (Odes funambulesques, AlenГon, 1857, Р., 1859) подлинную сатиру, обличающую меркантильный дух Второй империи, -- империи "Французского банка и денег". "Выше, выше", поет у Б. цирковой прыгун и уносится к звездам, чтобы "не видеть нотариусов и лавочников в их отвратной черной одежде". Еще ощутительнее сатира Б. в "Новых акробатических одах" (Nouvelles odes funambulesques, P., 1869). Б. осмеивает буржуа гл. обр. как эстетически неприемлемую фигуру, т. е. так же, как вообще делали это парнасцы, не имевшие, по словам Плеханова, "ничего против буржуазных общественных отношений" и желавшие только, "чтобы буржуазный строй перестал порождать пошлые буржуазные нравы". Узость и беспочвенность этого протеста обусловливались тем, что никакого общественного идеала, к-рый мог бы быть противопоставлен буржуазному строю, у Б. конечно не было. "Политика" вообще казалась ему делом "несерьезным". Тем не менее франко-прусская война и, с другой стороны, Парижская коммуна всколыхнули Б., подобно тому как на время воодушевила Бодлера(см.) революция 1848. Б., вообще склонный к внесению элементов злободневности в свои произведения, всю жизнь, по его словам, мечтавший "обручить поэзию с газетой", выпускает сатирические "Прусские идиллии", писавшиеся по-газетному, от случая к случаю, и "Камеи", сборник стихов, в к-рых запечатлены образы борцов за Коммуну. В последний период творчества в стихах Б. сказывается реалистическая струя (сборн. "Мы все", 1884). В это время Б., судя по отдельным намекам в его книгах, ощущает социальную ограниченность своей поэзии. Он пишет, что поэту его времени недостает "хора", ощущения единства с народом, того "знака", "крика", к-рый зовет к "братскому общению". Подобные мысли Б. не получили достойного художественного выражения и поэтому не вносят значительных изменений в его общий поэтический облик. Б. был весьма плодовитым писателем. Кроме упоминавшихся выше, им были выпущены следующие сборники стихов: "Изгнанники" [1867], "Веселые баллады" [1875], "Золотые рифмы" [1891] и др. Перу Б. принадлежит большое количество пьес для театра (наиболее известна комедия "Gringoire"), ряд критических статей о театре и статьи и очерки на разные темы: "Paris vécu", P., 1883; "Mes souvenirs", P., 1882; "Petit traité de versification française", P., 1872.
Библиография:
Издания Б.: Poésies complètes, P., 1878-1879, 3 vv.; Comédies, P., 1892; Critique, P., 1917.
II. Плеханов Г., Искусство и общественная жизнь, Сочин., т. XIV, Гиз, М., 1924; Sainte-Beuve Ch., Causeries du Lundi, P., 1851-1857, t. XIV; Barbey d'Aurevilly J., Les oeuvres et les hommes, P., 1861-1895; LemaНtre J., Les contemporains, Études et portraits littéraires, P., 1885-1896; Tellier J., Les écrivains d'aujourd'hui. Nos poètes, P., 1888; Grein H., Studien über den Reim bei Th. de B., ein Beitrag zur Geschichte der französischen Verstechnik, Kiel, 1903; Charpentier L., Th. de B., L'homme et son oeuvre, P., 1925.
Б. Песис
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 1. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 328--329.