БАНГ (Bang), Герман Иоахим (1858--1912), датский писатель. Род. в старинной пасторской семье. В своем творчестве Б. отразил безнадежный пессимизм выбитых из колеи остатков когда-то привилегированных сословий. В этом отношении показателен его роман (первый по времени -- 1880) "Безнадежно погибающие". Здесь нервность тона и лирические отступления выдают субъективность автора, оплакивающего гибель того, что ему близко и дорого. С пессимистическим взглядом на жизнь, у к-рой, по мнению Б., нет ни цели, ни оправдания, связано его стремление уйти от печальной действительности. Отсюда бегство писателя в прошлое, к-рое рисуется ему в мирных идиллических образах; поиски странных, "загадочных" натур; склонность 1С мистическому. Мрачному настроению соответствует политический скептицизм -- так, он не верит в возможность для Дании возродиться после удара, нанесенного ей Германией в 1864 (роман "Тинэ", 1889). Свои скитания по Европе Б. описал в "Эксцентричных новеллах" (1885), в "Таинственных рассказах", "Четырех дьяволах" и, наконец, в романе "Без родины". Кроме ряда романов, имевших значительный успех в Западной Европе, Б. оставил еще книгу воспоминаний ("Десять лет", 1891) и два сборника критических статей. Здесь он является сторонником новых течений во французской литературе, в частности истолкователем декадентов.
Банг -- выдающийся театральный деятель конца прошлого века -- он был режиссером театра Режан в Париже, директором театров в Берлине, Мюнхене и Копенгагене.
Собрание сочинений Б. вышло в Копенгагене и Христиании в 1912 в 6 тт. В рус. пер. Б. издавали "Современное Творчество", 2 тт., M., 1909--10; "Современные Проблемы", в 6 тт., M., 1910--14; Саблин, в 5 тт., M., 1910--11.
Литература:
Левинсон, А., ст. в журн. "Современный Мир", No 11, 1907;
Ф. Попенберг, ст. в сборн. "Северные Писатели", СПБ, 1907.
Источник текста: Большая советская энциклопедия (1-е издание), том IV (1926): Атоллы -- Барщина, стлб. 598.
II.
БАНГ Герман [German Bang, 1858-1912] -- датский писатель. Р. в старинной пасторской семье. Принадлежал к потомственной интеллигенции, историческое существование которой было тесно связано с прошлым феодальной Дании. Банг был глубоко привязан к дворянской культуре. Он видел, как эта близкая ему культура угасает, вырождаясь и социально и физически. Ее конечная гибель представлялась ему неизбежной. В первом своем романе -- одном из лучших своих произведений -- "Безнадежно погибающие" (в русск. переводе "Дряхлеющий век") [1885] Банг изображает вырождение старинной аристократической фамилии. Последний отпрыск рода обрывает свою жизнь самоубийством в минуту успеха, предчувствуя, что ему не удастся удержаться на достигнутой высоте, что дурная наследственность его осилит и низвергнет в ничтожество. Тот же меланхолический мотив предрешенной гибели встречается и в его рассказах, объединенных в книги -- "Эксцентрические новеллы" ("Четыре чорта" и др.), "Таинственные рассказы". Часто меланхолические мотивы переплетаются у Б. с меланхолическими же зарисовками природы и интерьеров, как например, в рассказе "Ее высочество", в котором описывается бесцельная и жалкая жизнь стареющей принцессы. В этой небольшой повести Б. превосходно удалось передать скуку и убожество бедного немецкого герцогского двора с его церемонным этикетом и анахронической нелепостью, потрясающе очевидной. Последовательный пессимист, Б. (несмотря на свой датский патриотизм) считает и дальнейшую судьбу своего отечества глубоко безрадостной. Былая слава и величие Дании кажутся ему похороненными на полях сражений во время войны с Пруссией [1864]. Отражением этих мыслей Банга является его роман "Тине" [1889]. Последними произведениями Б. были: роман "Без родины" и книга воспоминаний "Десять лет". Не будучи драматургом, Б. сильно увлекался театром и считался одним из виднейших театральных деятелей своего времени. Режиссерская деятельность Б. началась в Париже в театре Режан. Впоследствии он был директором театра в Берлине, Мюнхене и Копенгагене. Помимо художественных произведений Б. написал две книги критических и теоретических статей, посвященных разным областям искусства. В этих своих статьях он выказал себя приверженцем французской художественной культуры и в частности зарождавшегося тогда декадентства. Однако декадентство Б. еще глубоко связано с натуралистическим искусством предшествующего поколения. Подобно натуралистам он продолжает тщательно описывать психологические процессы выводимых героев, вскрывая их социальную природу и специфичность. Но в то время как натуралисты старались давать возможно полную картину своего времени, Б. ограничивался более узкой областью наблюдения вырождение и гибель вековых устоев дворянской культуры были почти единственной его темой. Кроме французов повлиял на поэтику Б. и один из его соотечественников -- натуралист Якобсен(см.). С последним его сближает мягкость повествовательного слога и тонкое понимание задач художественного бытописательства.
Библиография:
I.
Собр. сочин. Б. вышло в шести томах в Копенгагене и Христиании в год смерти автора.
На русск. яз. переведены все художественные произведения Б.:
Изд. "Современное творчество", 2 тт., М., 1909-1910;
"Современные проблемы", 10 тт., М., 1910-1914;
Саблин, 5 тт., М., 1910-1911, и "Универсальная библиотека".
II.
На русск. яз.: Левенсон А., "Современный мир", No 11, 1907;
Попенберг Ф., Сборник "Северные писатели, СПБ., 1907.
В.--В.
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 1. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 329--331.
БАНГ (Bang), Герман (20.IV.1857, Альс, Дания, -- 29.I.1912, Огден, США) -- дат. писатель, критик, театр. деятель. В юности пытался стать актером, затем опубл. сб. критич. статей "Реализм и реалисты" ("Realisme og Realister", 1879), отражавших его увлечение франц. натурализмом. Был режиссером в театрах Парижа, Берлина, Мюнхена, Копенгагена. Умер во время путешествия. В романе "Безнадежные поколения" ("Haabløse Slægter", 1880; рус. пер. "Безнадежно погибающие") Б. обращается к теме вырождения и гибели дворянства, но социальные проблемы сводит к психобиологическим. В основе мн. романов и новелл Б. лежит представление о господстве рокового инстинкта в жизни людей ("Федра" -- "Faedra", 1883, "Эксцентрические новеллы" -- "Excentriske Noveller", 1885). Большое место в его произв. занимают образы женщин -- пассивных страдалиц ("Тине", 1889, "Белый дом", 1898). В поздние годы Б. вступил на путь экспрессионизма, выражая пессимистич. настроения ("Михаэль" -- "Mikaël", 1904, "Лишенные родины" -- "De uden Faedreland", 1906).
Сочинения:
Vaerker i Mindendgave, 2 opl., Bd 1--6, Københ., 1920--21;
в рус. пер. -- Полное собр. сочинений, т. 1--10. М., 1910--13.
Литература:
Левинсон А. Я., Поэт безнадежных поколений, М., 1912;
Kapitler of dansk digtning fra Herman Bang til kaj Munk, Københ., 1951;
Jacobsen H., Herman Bang, resignationens digter, Københ., 1957.
И. И. Муравьева.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 1: Аарне -- Гаврилов. -- 1962. -- Стб. 438.