Яков Лесюк. Оноре Бальзак и его повесть "Пьеретта"
Творчество великого французского писателя-реалиста Опоре Бальзака пользуется в нашей стране широкой популярностью. Беспощадная правда, стремление полно и беспристрастно отразить действительность, способность подняться над своими симпатиями и антипатиями, преодолеть собственные предрассудки и заблуждения, умение проникать в сущность важнейших событий в истории общества, высокое мастерство внешнего портрета и внутренней характеристики -- все это привлекает к себе советского читателя в произведениях Бальзака, писателя замечательного "по глубокому пониманию реальных отношений"1.
Опоре Бальзак жил в первой половине XIX столетия (1799-- 1850), Его родина -- город Тур, расположенный в центре Франции. Восьми лет мальчика отдали в коллеж города Вандома; в пятнадцать лет он вместе с семьей переехал в Париж, где сначала продолжал образование в частных пансионах, а затем поступил на юридический факультет. Но истинными учителями юного Бальзака были не официальные наставники, а великие писатели прошлого. Среди прочитанных им в те годы произведений были книги Рабле и Мольера, Вольтера и Руссо и многих других французских писателей.
В 1819 году Бальзак получает звание бакалавра прав, и перед ним встает вопрос об окончательном выборе профессии, об определении дальнейшего жизненного пути. Вопреки воле родителей, мечтавших о "солидной" юридической карьере для сына, юноша твердо решает стать писателем.
Бальзак начинает настойчиво работать -- сначала над трагедией "Кромвель" (произведением слабым и подражательным), затем над своими первыми романами.
Он работал с редким упорством: за четыре года (1822--1825) написал восемь малозначительных романов, выпущенных им под различными псевдонимами; позднее он сам публично отказался от них. Стремясь к завоеванию независимого положения, Бальзак предпринимает затем попытку стать издателем и владельцем типографии. Но затеянное им предприятие заканчивается крахом и оставляет после себя одни долги.
И Бальзак снова берется за перо. Годы литературного ученичества не прошли даром: новый роман "Шуаны", вышедший в свет в 1829 году, на этот раз под его собственным именем, принес ему, наконец, успех. Давняя мечта осуществилась: он стал писателем.
Главным содержанием жизни Бальзака был труд, труд напряженный и лихорадочный, занимавший все его помыслы и без остатка поглощавший его время и силы.
Этот страстный, подвижнический труд вызывался прежде всего стремлением писателя осуществить свой гигантский замысел, который сложился у него еще в начале тридцатых годов, когда Бальзак задумал объединить в одно целое все свои произведения -- и уже опубликованные и только еще намеченные. Название для своей грандиозной эпопеи -- "Человеческая комедия" -- он нашел лишь через несколько лет, но цель ее -- воспроизведение "живой истории современных нравов", широкое и "точное изображение общества"--была определена писателем уже тогда, в первые годы его зрелого творчества.
Как известно,Энгельс видел в "Человеческой комедии" "... самую замечательную реалистическую историю французского общества"2 на протяжении трех десятилетий -- с 1816 по 1848 год.
Со страниц большинства произведений, составляющих "Человеческую комедию" (всего их написано около ста из задуманных ста пятидесяти), встает воссозданная гением писателя-реалиста жизнь современной ему Франции, полная ожесточенной борьбы, сталкивающихся корыстных интересов, бешеного разгула страстей...
Великое произведение Бальзака превратилось в суровый обвинительный акт, направленный против отвратительного мира стяжателей, "где сливаются вместе золото, грязь и кровь"3.
В "Человеческой комедии", словно на грандиозной арене, сталкиваются в ожесточенной схватке крупные и мелкие капиталистические хищники, охваченные ненасытным стремлением к наживе. Образы ростовщиков, банкиров и других "рыцарей денежного мешка" неумолимо свидетельствуют, насколько враждебны подлинным интересам общества эти наглые хозяева страны.
В полном согласии с жизненной правдой Бальзак показывает, как жажда золота растлевает человеческую личность и пробуждает в ней низменные инстинкты, как денежный расчет, проникая в пресловутую цитадель буржуазного общества -- семью, разлагает и разрушает ее. Процесс разложения личности особенно наглядно раскрыт Бальзаком в образах ростовщика Гобсека ("Гобсек") и разбогатевшего винодела Гранде ("Евгения Гранде"). Несмотря на существующие между ними различия, этих буржуазных хищников сближает то, что единственную цель своей жизни они видят в накоплении богатств. Писатель показывает, как золото порабощает этих людей, как оно опустошает их духовный мир и обрекает на жалкую жизнь скупцов.
Примечательно, что расцвет деятельности Гобсека и Гранде отнесен писателем к периоду Реставрации. Июльская монархия выдвинула на первый план дельцов иного типа. И как всегда исторически точный, Бальзак описывает в своих произведениях, отображающих этот период жизни Франции, таких капиталистов, как "финансовый Наполеон" Нусинген или ставший банкиром авантюрист дю Тийе ("Банкирский дом Нусингена", "Дочь Евы").
Эти банкиры охвачены горячкой финансовых спекуляций, они играют на бирже, создают дутые акционерные общества, организуют мнимые банкротства, разоряя тысячи мелких вкладчиков и непрерывно увеличивая свои капиталы. В отличие от Гобсека и Гранде, которые, будучи миллионерами, ведут полунищенское существование, Нусинген, дю Тийе и им подобные живут в роскоши и предаются разврату. Эти новые господа жизни сознают свою безнаказанность и открыто попирают законы.
В образах Нусингена и его сообщников по финансовым аферам Бальзак обобщил типические черты паразитической финансовой аристократии, которая в годы Июльской монархии стремилась "... к обогащению не путем производства, а путем ловкого прикарманивания уже имеющегося чужого богатства" 4.
Один из центральных и наиболее значительных романов Бальзака носит название "Утраченные иллюзии". Но можно без преувеличения сказать, что тема крушения иллюзий, тема мучительного осознания героями Бальзака цинизма, продажности и жестокости капиталистического мира властно звучит в большинстве произведений "Человеческой комедии". Великий реалист чутко уловил повсеместно происходивший в эпоху утверждавшегося господства буржуазии процесс разрушения прежних социальных связей, в результате которого "... все священное оскверняется, и люди приходят, наконец, к необходимости взглянуть трезвыми глазами на свое жизненное положение и свои взаимные отношения"5
Почти все молодые герои "Человеческой комедии" в начале своего жизненного пути полны возвышенных иллюзий, мечтают о высоких идеалах, верят в силу таланта, в значение труда, в возможность честными путями добиться успеха. Но всех их -- одних раньше, других позднее -- ожидает горькое разочарование. Не смелый ум, не яркое дарование, не упорный труд нужны буржуазии, а готовность продать свое. перо и совесть, готовность пойти в услужение к "великим мира сего", к людям, которые, по словам Бальзака, ценят и чтут лишь "всемогущество, всеведение и всеблагость денег".
Неумолим закон буржуазного общества: либо полное подчинение личности власти капитала, либо нищета и гибель. Ни одна область культуры, ни одна сторона идеологической жизни не могут избегнуть действия всеобщего закона купли-продажи.
Большинство юных героев Бальзака не находит в себе силы для сопротивления растлевающему влиянию буржуазного общества: терпит моральный крах, а затем погибает Люсьен де Рюбампре ("Утраченные иллюзии"); ценою полного отказа от своих юношеских идеалов проникает в круг преуспевающих хищников Эжен де Растиньяк ("Отец Горио"). Более стойких, таких, как Давид Сешар ("Утраченные иллюзии"), капиталисты беспощадно подавляют и расправляются с ними.
Несмотря на глубокое проникновение в основы жизни современного ему общества, Бальзак не сумел сделать правильных выводов из анализа социальных противоречий, не сумел увидеть верных путей и перспектив развития общества. Ему казалось, что разнузданные силы капитализма можно обуздать с помощью монархии и религии. Отсюда и возникали легитимизм писателя, сто симпатии к аристократии, его защита монархической формы правления. Но реализм Бальзака повелительно толкал его к трезвому взгляду на действительность, заставлял его видеть "неизбежность падения своих излюбленных аристократов"6 (Энгельс), историческую обреченность дворянства.
Этот же могучий реализм помог Бальзаку понять и оценить величие борьбы республиканцев -- героев восстаний против монархии Луи-Филиппа, в частности участников баррикадных боев на улице Сен-Мерри в Париже в 1832 году, людей, "... которые в то время (1830-- 1836) действительно были представителями народных масс"7.
Мужественные черты одного из таких республиканцев -- Мишеля Кретьена -- запечатлены Бальзаком в романе "Утраченные иллюзии". И в других своих произведениях -- "Шуаны", "Крестьяне" -- он нарисовал привлекательные образы республиканцев, носителей высоких нравственных идеалов.
Глубокое уважение к республиканцам, защитникам народных интересов, неразрывно связано с неподдельным сочувствием, которое испытывал писатель к простому народу, к людям труда.
Бальзак не видел в народе той силы, которой суждено свергнуть власть капитала и основать новое свободное общество; тем не менее он понимал, что, не считая немногих честных интеллигентов, только простые люди оказались способны противостоять власти денег.
Вот почему почти в каждом произведении -- хотя и на втором плане--Бальзак выводит представителей французского народа, чей труд присваивают себе господствующие классы.
Подлинным гимном этим созидателям национального богатства страны звучат строки из повести "Златоокая девушка", описывающие трудовой народ, который "своими загрубелыми руками выделывает и золотит фарфор... филиграиит сталь... полирует бронзу, гранит хрусталь... выпаривает хлопок, выдувает стекло, обрабатывает алмазы".
Изображая людей труда, Бальзак показывал, что им присущи бескорыстие и человечность, способность поделиться с другими последним франком, последним куском хлеба. Водонос Буржа ("Обедня безбожника"), молочник Верньо ("Полковник Шабер"), печатник Кольб, работница типографии Марион ("Утраченные иллюзии") и другие люди из народа сохранили то, чего не встретишь среди господствующих классов, -- чувство собственного достоинства, доброту и душевное благородство.
Повесть "Пьеретта" (1839) занимает важное место в творчестве Бальзака. Это -- одно из немногих произведений писателя, где наряду с обычными для "Человеческой комедии" образами буржуа и дворян центральное место принадлежит образам обездоленных и бесправных представителей французского народа. Таковы подлинные герои повести -- юная Пьеретта Лоррен и ее преданный друг подмастерье столяра Жак Бриго.
Прямое столкновение людей разных миров, разных устремлений и идеалов позволило Бальзаку с большой силой передать резкий контраст, существующий между моральным обликом народа и угнетающих его тунеядцев, показать душевную красоту и нравственное превосходство простого человека.
Ароматом чистоты и целомудрия, поэзией высоких человеческих чувств и вместе с тем глубокой грустью проникнуты отношения Пьеретты и Жака, На протяжении всей повести писатель не скрывает своего восхищения глубиною их полудетской любви. В мире стяжателей, где "непреодолимая сила общественных условий изменяет, искажает и губит благородные и прекрасные идеи" и чувства, юные герои повести являют собой зрелище самоотверженной, бескорыстной привязанности.
Величие этого светлого юношеского чувства подчеркивается отвратительными, основанными на торгашеских расчетах и корыстных устремлениях "любовными" эпизодами между разбогатевшим галантерейщиком Дени Рогроном и Батильдой де Шаржбеф, между его сестрой Сильвией Рогрон и полковником Гуро.
Трагическая развязка печальной истории Пьеретты и Жака вырастает до символического обобщения: в мире Рогронов, Винэ и Гуро обречены на гибель чистая любовь и душевная красота...
Если Пьеретта Лоррен и Жак Бриго воплощают в себе благородство народа, его отзывчивость и широту души, то богатые родственники Пьеретты--Рогроны -- выступают в повести как олицетворение черствости, злобы и ограниченности буржуазии.
В сердце читателя закипает чувство негодования и горечи, когда перед ним проходят картины страданий юной "бретоночки", которую безжалостно истязают "два тупоголовых тирана" -- брат и сестра Рогроны, считающие Пьеретту своей собственностью.
Во внешнем портрете Сильвии и ее достойного братца, в характеристике их духовной сущности отчетливо звучат гнев и презрение писателя к бесчеловечности и нравственному убожеству этих хозяев жизни и судеб простых людей.
Как всегда у Бальзака, вещи, обстановка, жилище характеризуют своих владельцев. На них словно лежит отпечаток внутренней жизни людей, которым они принадлежат. Описывая в начале повести дом Рогронов, Бальзак замечает: "В кричащей роскоши этого заново отделанного дома... наблюдатель тотчас же угадал бы пошлый вкус и тупое самодовольство ушедшего на покой лавочника".
В предисловии к первому изданию "Пьеретты" Бальзак назвал людей, подобных Рогронам, "трутнями человеческого улья". И действительно, бесполезными для общества существами, враждебными народу трутнями, губящими все живое и прекрасное, предстают перед читателями Рогроны и все их окружение: стряпчий Вина, полковник Гуро, судья Дефондриль, Батильда де Шаржбеф и прочие.
Жертвой сталкивающихся между собой низменных интересов всех этих людей и оказалась Пьеретта Лоррен. В беззащитной девочке увидели они помеху для осуществления своих корыстных устремлений и расчетов и, не задумываясь, оклеветали ее и довели до гибели.
Драма Пьеретты описывается Бальзаком на фоне жизни небольшого провинциального города Провена в годы Реставрации. Больше того, судьба героини повести неотделима от событий этой жизни, от перипетий ожесточенной борьбы за кусок "общественного пирога", которой охвачены представители различных слоев провенской буржуазии.
И сторонники дворянской монархии Бурбонов -- председатель суда Тифен, королевский прокурор Лесур, мэр города Гарслан, и вожаки либеральной оппозиции Провена -- стряпчий Винэ и полковник Гуро видят в политической борьбе средство упрочить свое положение, добиться выгодного поста, стать депутатами. Бальзак подчеркивает цинизм и бессердечие представителей обеих партий. Тифен и его сторонники используют смертельную болезнь Пьеретты как средство опорочить своих политических противников, но в действительности им нет никакого дела до печальной судьбы этого юного существа. Со своей стороны, Винэ цинично клевещет на умирающую Пьеретту, обвиняя ее в том, что она "завела интрижку с подмастерьем столяра".
На примере гибели Пьеретты Бальзак вскрывает продажность и лицемерие буржуазного правосудия: возбужденное против Рогрона судебное преследование по обвинению его в истязании своей воспитанницы увязло в гнусной неразберихе, называемой "судебными формальностями", которые искусно создавал крючкотвор Винэ.
В конце повести писатель рассказывает о дальнейшей судьбе палачей Пьеретты. После Июльской революции 1830 года все они преуспели и добились удовлетворения своих вожделений. Винэ, избранный депутатом, стал затем генеральным прокурором и примирился со своим прежним политическим противником Тифеном; тупо головый Ротроп получил место, главноуправляющего окладными сборами; полковник Гуро выгодно женился и сделался префектом и пэром Франции; за кровавую расправу над республиканцами у монастыря Сен-Меррн во время восстания 1832 года он был награжден большим крестом ордена Почетного легиона.
Никто из людей, повинных в смерти Пьеретты, свидетельствует Бальзак, не испытывает ни малейших угрызений совести...
История Пьеретты -- трагическая история молодой жизни, загубленной бездушными буржуа, -- принадлежит к числу волнующих страниц "Человеческой комедии". Эта небольшая повесть -- суровое обвинение жестокому миру собственникоп.
Отмечая обличительное значение творчества великого французского реалиста, А. М. Горький писал, что в своих произведениях Бальзак "изобразил пошлость и подлость мещанства с поразительной, беспощадной ясностью"8.
Повесть "Пьеретта" служит наглядным подтверждением этих слов.
Примечания.
1. К. Маркс, Капитал, Госполитиздат, 1951, т. III, стр. 43.
2. К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные письма, Госполитиздат,1953, стр. 405.
3. К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные произведения, Госполитиздат, 1952, т. 1, стр. 114
4. К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные произведения, Госполитиздат, 1952, т. 1, стр. 114.
5. К. Маркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, Госполитиздат, 1950, стр. 36.
6. К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные письма, Госполитиздат, 1953, стр. 406.
7. Там же.
8. М. Горький, О литературе, "Советский писатель", 1953, стр. 309.