Бабель Исаак Эммануилович
Мария
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Бабель Исаак Эммануилович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1935
Обновлено: 09/02/2025. 81k.
Статистика.
Пьеса
:
Драматургия
Театр и кино
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Аннотация:
Пьеса в 8 картинах.
Исаак Бабель
Мария
Пьеса в 8 картинах
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Муковнин Николай Васильевич.
Людмила -- его дочь.
Фельзен Катерина Вячеславовна.
Дымшиц Исаак Маркович.
Голицын Сергей Илларионович -- бывший князь.
Нефедовна -- нянька в доме Муковнина.
Евстигнеич, Бишонков, Филипп } инвалиды.
Висковский -- бывший ротмистр гвардии.
Кравченко.
Мадам Дора.
Надзиратель -- в милиции.
Калмыкова -- горничная в номерах на Невском, 86.
Агаша -- дворничиха.
Андрей, Кузьма, Сушкин } полотеры.
Сафонов -- рабочий.
Елена -- его жена.
Нюшка.
Милиционер.
Пьяный -- в милиции.
Красноармеец -- с фронта.
Действие происходит в Петрограде, в первые годы революции.
Картина первая
Номера на Невском. Комната Дымшица -- грязно, нагромождение мешков, ящиков, мебели. Два инвалида, Бишонков и Евстигнеич, раскладывают привезенные продукты. У Евстигнеича -- тучного человека с большим красным лицом -- выше колен отняты ноги. У Бишонкова зашпилен пустой рукав. На груди у инвалидов -- медали, георгиевские кресты. Дымшиц бросает на счетах.
Евстигнеич
. Дорогу всю расшлепали... Зандберг был на Вырице, людям жить давал, -- убрали.
Бишонков
. Слишком тиранят, Исаак Маркович.
Дымшиц
. А Королев есть?
Евстигнеич
. Зачем "есть", -- коцнули. Дорогу как есть расшлепали, все заградиловки новые.
Бишонков
. Слишком стало затруднительно с продуктовым делом, Исаак Маркович. К одной заградиловке привыкнешь, а ее уже нет. Хоть бы отбирали, а то ведь смерть к глазам приставляют.
Евстигнеич
. Ума не дашь... Кажный день изобретение делают... Подъезжаем нонче к Царскосельскому -- стрельба. Что такое?.. Думаем -- власть отошла, а они это моду такую взяли -- допрежде всякого разбору бахать.
Бишонков
. Большое богатство продуктов нонешний день отобрали. Деткам, говорят, пойдет... В Царском Селе в настоящее время одни дети -- колония считается.
Евстигнеич
. Деткам, да с бородой.
Бишонков
. А если я голодный, неужели ж я себе не возьму? Обязательно я себе возьму, если я голодный.
Дымшиц
. Где Филипп? Я о Филиппе думаю... Зачем вы человека бросили?
Бишонков
. Мы его, Исаак Маркович, не бросали: он чувства свои потерял.
Евстигнеич
. Водит его кто-нибудь...
Бишонков
. Одно слово -- тиранство, Исаак Маркович.
Евстигнеич
. Того же Филиппа взять: мужчина рослый, заметный, а внутренности нет, внутренность слабая... Подъезжаем к вокзалу -- стрельба, народ плачет, падает... Я ему говорю: "Филипп, говорю, мы форткой на Загородный пройдем, там вся цепочка своя". А уж он не тот, потерялся. "Я, говорит, опасываюсь идти". -- "Ну, говорю, опасываешься, -- сиди... Спиртонос -- божий человек, только в морду дадут, чего тебе бояться? На тебе один пояс с вином..." А его уж к полу привалило. Мужчина сильный, лошадиная сила, а внутренность не та.
Бишонков
. Мы так надеемся, Исаак Маркович, -- отыщется. За ним следу большого нет.
Дымшиц
. Почем колбасу брали?
Бишонков
. Колбасу, Исаак Маркович, по восемнадцать тысяч брали, да и похужело. В настоящее время что Витебск, что Петроград -- один завод.
Евстигнеич
(открывает в стенке потайное место, переносит туда продукты)
. Подравняли Расею.
Дымшиц
. Крупа почем?
Бишонков
. Крупа, Исаак Маркович, девять тысяч, а слово напротив скажешь -- не бери. Торговлей никак не интересуются. Он того только и ждет, чтобы тебе не понравилось. Такой кураж у этих купцов пошел -- не передать!
Евстигнеич
(прячет в стену хлебы)
. Супруги сами хлебы пекли, свои труды клали... Кланяться велели.
Дымшиц
. Дети как -- живы, здоровы?
Бишонков
. Дети живы, здоровы, очень благополучны. Одеваны в шубки, богатые детки... Супруга приехать просят.
Дымшиц
. Больше делать нечего...
(Бросает на счетах.)
Бишонков!
Бишонков
. Я.
Дымшиц
. Не вижу пользы, Бишонков.
Бишонков
. Слишком затруднительно стало, Исаак Маркович.
Дымшиц
. Расчету не вижу, Бишонков.
Бишонков
. Расчету, Исаак Маркович, никак не видать... У нас с Евстигнеичем такая думка, что надо на другой товар перекидаться. Продукт -- он вещество громоздкое: мука -- она громоздкая, крупа -- громоздкая, ножка телячья -- тоже громоздкая. Надо, Исаак Маркович, на другое перекидаться -- на сахарин или, там, на камешки... Бриллиант -- это прелестное вещество: за щеку положил -- и нету.
Дымшиц
. Филиппа нет... Я об Филиппе думаю.
Евстигнеич
. Пожалуй, покалечили.
Бишонков
. И то сказать, -- инвалид по восемнадцатому году фирма была, а в настоящий момент...
Евстигнеич
. Куда тебе, -- образовались! Раньше у народа перед инвалидами совести не хватало, а теперь -- ноль внимания. "Ты зачем инвалид?" -- спрашивают. "У меня, говорю, бризантный снаряд обе ноги отобрал". -- "А в этом, говорят, ничего такого особенного нет, у тебя, говорят, без страдания оторвало, сразу... Ты, говорят, страдания не принимал". -- "Как это, говорю, страдания не принимал?" -- "А так, говорят, известная вещь: тебе ноги под хлороформом подравняли, ты ничего и не слыхал. У тебя только с пальцами недоразумение, пальцы у тебя вроде стремят, чешутся, хотя они и отобраны, и больше ничего такого с тобой нет". -- "Как ты, говорю, можешь это знать?" -- "А так, говорит, -- народ, слава те филькиной сучке, образовался". -- "Видно, образовался, если инвалида с поезда скидает... Зачем ты, говорю, меня на путь скидаешь? Я калека..." -- "А потому и скидаем, что нам в Расее, говорит, на калек глядеть обрыдло". И скидает, как поленницу... Я, Исаак Маркович, очень на наш народ обижаюсь.
Входит Висковский
--
в бриджах, в пиджаке. Рубаха расстегнута.
Дымшиц
. Это вы?
Висковский
. Это я.
Дымшиц
. А где здравствуйте?
Висковский
. Людмила Муковнина приходила к вам, Дымшиц?
Дымшиц
. Здравствуйте собака съела?.. А если приходила, так что?
Висковский
. Кольцо Муковниных у вас, я знаю, Мария Николаевна передать его вам не могла...
Дымшиц
. Передали мне люди, не обезьяны.
Висковский
. Как попало к вам это кольцо, Дымшиц?
Дымшиц
. Люди дали, чтоб продать.
Висковский
. Продайте мне.
Дымшиц
. Почему вам?
Висковский
. Пытались вы когда-нибудь быть джентльменом, Дымшиц?
Дымшиц
. Я всегда джентльмен.
Висковский
. Джентльмены не задают вопросов.
Дымшиц
. Люди хотят валюту за кольцо.
Висковский
. Вы должны мне пятьдесят фунтов.
Дымшиц
. За какие такие дела?
Висковский
. За дело с нитками.
Дымшиц
. Которые вы просыпали...
Висковский
. В конной гвардии нас не учили торговать нитками.
Дымшиц
. Вы просыпали потому, что вы горячий.
Висковский
. Дайте срок, маэстро, я научусь.
Дымшиц
. Что за учение, когда вы не слушаетесь? Вам говорят одно, вы делаете другое... На войне вы там ротмистр или граф, -- я не знаю, кто вы там, -- может быть, на войне нужно, чтобы вы были горячий, но в деле купец должен видеть, куда он садится.
Висковский
. Слушаю-с.
Дымшиц
. Я серчаю на вас, Висковский, я еще за другое на вас серчаю. Что это был за номер с княжной?
Висковский
. Задумано, как побогаче.
Дымшиц
. Вы знали, что она девушка?
Висковский
. Самый цимис...
Дымшиц
. Так вот, этого цимиса мне не надо. Я маленький человек, господин ротмистр, и не хочу, чтобы эта княжна приходила ко мне, как божья матерь с картины, и смотрела на меня глазами, как серебряные ложки... О чем шел разговор? -- спрашиваю я вас. Пусть это будет женщина под тридцать, мы говорили, под тридцать пять, домашняя женщина, которая знает, почем пуд лиха, которая взяла бы мою крупу и печеный хлеб и четыреста граммов какао для детей -- и не сказала бы мне потом: "Паршивый мешочник, ты меня запачкал, ты мною воспользовался".
Висковский
. Про запас остается младшая Муковнина.
Дымшиц
. Она врунья. Я не люблю женщину, когда она врунья... Почему вы меня со старшей не познакомили?
Висковский
. Мария Николаевна уехала в армию.
Дымшиц
. Вот это был человек -- Мария Николаевна, вот тут было на что посмотреть, с кем поговорить... Вы дождались того, что она уехала.
Висковский
. Со старшей это сложно, Дымшиц. Это очень сложно.
Евстигнеич
. "Тебя, говорит, без страху убило, ты, говорит, отмучился", -- вон ведь как он меня обеспечил...
Отдаленный выстрел, потом ближе; выстрелы учащаются. Дымшиц гасит свет, запирает двери на ключ. Свет из окна, зеленые стекла, мороз.
(
Шепотом
.) Житуха...
Бишонков
. Окаянство!
Евстигнеич
. Все матросня орудует...
Бишонков
. Никак жизни нет, Исаак Маркович!
Стук в дверь. Молчание. Висковский вынимает револьвер из кармана, открывает предохранитель. Снова стук.
Кто там?
Филипп
(за дверью)
. Я.
Евстигнеич
. Голос дай... Кто это я?
Филипп
. Откройте.
Дымшиц
. Это Филипп.
Бишонков открывает дверь. В комнату проникает бесформенное огромное существо. Воше
дший приваливается к стене, молчит. Вспыхивает свет. Половина Филиппова лица заросла диким мясом. Голова его упала на грудь, глаза закрыты.
В тебя стреляли?
Филипп
. Не.
Евстигнеич
. Наморился, Филипп?
Евстигнеич с Бишонковым снимаю
т с Филиппа тулуп, верхнюю одежду, вытаскивают из-под нее резиновый костюм, бросают его на пол. Безрукий резиновый человек
--
второй Филипп
--
распростерт на полу. Пальцы Филиппа изрезаны, кровоточат.
Оборудовали как следует быть... Человеки зовемся...
Филипп
(голова его все свалена на грудь)
. По следу... по следу шел...
Евстигнеич
. Он шел?
Филипп
. Он.
Евстигнеич
. В крагах?
Филипп
. Он.
Евстигнеич
. Таперича взялись...
Дымшиц
. До дому довел?
Филипп
(с трудом выговаривая слова)
. До дому не довел... Стрельба перехватила, на стрельбу пошел...
Бишонков с Евстигнеичем подхватывают раненого, укладывают его.
Евстигнеич
. Я тебе сказывал -- воротами пройдем...
Филипп стонет, охает. Вдалеке выстрелы, пулеметная очередь, потом тишина.
Житуха...
Бишонков
. Окаянство!..
Висковский
. Где кольцо, маэстро?
Дымшиц
. Приспичило с кольцом, горит под вами...
Картина вторая
Комната в доме Муковнина, служащая одновременно спальней, столовой, кабинетом, -- комната 20-го года. Стильная старинная мебель; тут же "буржуйка", трубы протянуты через всю комнату; под печкой сложены мелко наколотые дрова. За ширмой одевается, перед тем как ехать в театр, Людмила Николаевна. На лампе греются щипцы для завивки волос. Катерина Вячеславовна гладит платье.
Людмила
. Сударыня, ты отстала... В Мариинке теперь очень нарядная публика. Сестры Крымовы, Варя Мейендорф -- все одеваются по журналу и живут превосходно, уверяю тебя.
Катя
. Да кто теперь хорошо живет? Нет таких.
Людмила
. Очень есть. Ты отстала, Катюша... Господа пролетарии входят во вкус: они хотят, чтобы женщина была изящна. Ты думаешь, твоему Редько нравится, когда ты ходишь замарашкой? Ничуть не нравится... Господа пролетарии входят во вкус, Катюша.
Катя
. На твоем месте я бы ресниц не делала, и это платье без рукавов...
Людмила
. Сударыня, вы забываете -- я с кавалером.
Катя
. Кавалер, пожалуй, не разберет.
Людмила
. Не скажи. У него свой вкус, темперамент...
Катя
. Рыжие горячи -- это известно.
Людмила
. Какой же он рыжий, мой Дымшиц? Он шоколадный.
Катя
. И правда -- у него так много денег?.. Висковский, по-моему, бредит.
Людмила
. У Дымшица шесть тысяч фунтов стерлингов.
Катя
. Все на калеках нажил?
Людмила
. Ничего не на калеках... Вольно же было другим додуматься. У них артель, складчина. Инвалидов до сих пор не обыскивали, легче было провезти.
Катя
. Нужно быть евреем, чтобы додуматься...
Людмила
. Ах, Катюша, лучше быть евреем, чем кокаинистом, как наши мужчины... Один, смотришь, кокаинист, другой дал себя расстрелять, третий в извозчики пошел, стоит у "Европейской", седоков поджидает... Par le temps qui court [
В наше время
--
фр
.] евреи вернее всего.
Катя
. Да уж вернее Дымшица не найти.
Людмила
. И потом, мы бабы... Katy, мы простые бабы, вот как дворникова Агаша говорит, "трепаться надоело". Мы не умеем быть неприкаянными, правда же, не умеем...
Катя
. И детей родишь?
Людмила
. Рожу двух рыженьких.
Катя
. Значит -- законный брак?
Людмила
. С евреями иначе нельзя, Катюша. Они страшно семейственны, жена у них советчица, над детьми они трясутся... И потом -- еврей всегда благодарен женщине, которая ему принадлежала. Поэтому -- эта благородная черта -- уважение к женщине.
Катя
. Да ты откуда евреев так знаешь?
Людмила
. Ну вот -- "откуда". Папа в Вильне корпусом командовал, там все евреи... У папы приятель раввин был... Они все философы -- их раввины.
Катя
(подает через ширму разглаженное платье)
. После театра -- ужин?
Людмила
. Не исключено.
Катя
. Конечно, вы выпьете, Людмила Николаевна, порыв страсти, все потонуло в тумане...
Людмила
. Пальцем в небо, сударыня!.. Манеж будет продолжаться месяц, два месяца -- с евреями так надо. Еще даже не решено, будут ли поцелуи...
Входит генерал в валенках: шинель на красной подкладке переделана в халат; две пары очков.
Муковнин
(читает)
. "...Октября шестнадцатого дня тысяча восемьсот двадцатого года, в царствование благословенного императора Александра, рота лейб-гвардии Семеновского полка, забыв долг присяги и воинского повиновения начальству, дерзнула самовольно собраться в позднее вечернее время..."
(Подымает голову.)
В чем же оно выразилось -- забвение присяги? Выразилось оно в том, что люди вышли в коридор после переклички и решили просить у командира роты отмены очередного смотра по десяткам на дому... у командира полка бывали и такие смотры. За это, за так называемый бунт, было определено наказание... какое?
(Читает.)
"...Нижних чинов, признанных зачинщиками, лишить живота, людей первой и второй рот, подавших пример беспорядка, наказать виселицей, рядовых, помянутых в параграфе третьем, в пример другим, прогнать шпицрутенами сквозь батальон по шести раз..."
Людмила
. Разве это не ужасно?
Катя
. Кто же спорит, что прежде было много жестокого?
Людмила
. По-моему, большевики должны ухватиться за папину книгу. Им же выгодно, чтобы бранили старую армию.
Катя
. Они все требуют к текущему моменту.
Муковнин
. Я разбиваю семеновскую трагедию на две главы. Первая -- исследование причин мятежа, вторая -- описание бунта, истязаний, отсылки в рудники... История моя будет история казармы, -- не перечень народов, а судьба всех этих Сидоровых и Прошек, отданных Аракчееву, сосланных на двадцатилетнюю военную каторгу.
Людмила
. Папа, ты должен прочитать Кате главу об императоре Павле. Если бы жил Толстой, он оценил бы, я уверена.
Катя
. В газетах все требуют к настоящему моменту.
Муковнин
. Без познания прошлого -- нет пути к будущему. Большевики исполняют работу Ивана Калиты -- собирают русскую землю. Мы, кадровые офицеры, нужны им хотя бы для того, чтобы рассказать о наших ошибках...
Звонок. Возня в прихожей. Входит Дымшиц с пакетами, в шубе.
Дымшиц
. Здравия желаю, Николай Васильевич! Здравия желаю, Катерина Вячеславна! Людмила Николаевна в доме?
Катя
. Ждет вас.
Людмила
(из-за ширмы)
. Я одеваюсь...
Дымшиц
. Здравия желаю, Людмила Николаевна! На улице такая погода, что хороший хозяин собаку не выпустит... Меня привез Ипполит, наговорил полную голову, все шиворот-навыворот, -- такого типа поискать надо... Мы не опоздаем, Людмила Николаевна?
Муковнин
. На улице белый день, а они в театр.
Катя
. Николай Васильевич, театры теперь начинают в пять часов дня.
Муковнин
. Электричество экономят?
Катя
. Во-первых, электричество. Потом, если поздно возвращаться, -- разденут.
Дымш
иц
(раскладывая пакеты)
. Маленький окорочок, Николай Васильевич. Я в этом не специалист, но мне его продали, как хлебный... Хлебом его кормили или чем другим -- при этом мы не были...
Катя отошла в угол, курит.
Муковнин
. Право, Исаак Маркович, вы слишком добры к нам.
Дымшиц
. Немножко шкварок...
Муковнин
(не понял)
. Виноват!
Дымшиц
. У вашего папы вы этого не кушали, но в Минске, в Вилюйске, в Чернобыле их уважают. Это кусочки от гусятины. Вы отведаете и скажете мне ваше мнение... Как поживает книжка, Николай Васильевич?
Муковнин
. Книжка подвигается. Я подошел к царствованию Александра Павловича.
Людмила
. Читается, как роман, Исаак Маркович. Я считаю, что это напоминает "Войну и мир", -- там, где Толстой о солдатах говорит...
Дымшиц
. Очень приятно слушать... На улице пусть стреляют, Николай Васильевич, на улице пусть бьются головой об стенку, -- вы должны делать свое. Кончите книжку -- магарыч мой, и на первые сто экземпляров -- я покупатель... Кусочек сальтисона, Николай Васильевич: сальтисон домашний, от одного немца...
Муко
внин
. Исаак Маркович, право, я рассержусь...
Дымшиц
. Это для меня честь, чтобы генерал Муковнин на меня сердился... Сальтисон дивный! Этот немец был довольно видный профессор, теперь занимается колбасами... Людмила Николаевна, я сильно подозреваю, что мы опоздаем.
Людмила
(из-за ширмы)
. Я готова.
Муковнин
. Сколько я вам должен, Исаак Маркович?
Дымшиц
. Вы мне должны подкову от лошади, которая издохла сегодня на Невском проспекте.
Муковнин
. Нет, серьезно...
Дымшиц
. Хотите серьезно -- две подковы от двух лошадей.
Из-з
а ширмы выходит Людмила Николаевна. Она ослепительна, стройна, румяна. В мочках ушей бриллианты. На ней черное бархатное платье без рукавов.
Муковнин
. Хороша у меня дочка, Исаак Маркович?
Дымшиц
. Не скажу -- нет.
Катя
. Вот это она и есть, Исаак Маркович, -- русская красота.
Дымшиц
. Не специалист в этом, но вижу, что хорошо.
Муковнин
. Я вас еще со старшей моей познакомлю -- с Машей.
Людмила
. Предупреждаю: Мария Николаевна у нас любимица, -- и вот, пожалуйте, любимица в солдаты ушла.
Муковнин
. Какие же это солдаты, Люка?.. В политотдел.
Дымшиц
. Ваше превосходительство, про политотдел спросите меня. Это те же солдаты.
Катя
(отводит Людмилу в сторону)
. Право, серег не надо.
Людмила
. Ты думаешь?
Катя
. Конечно, не надо. И потом -- этот ужин...
Людмила
. Сударыня, спите спокойно. Ученого учить...
(Целует Катю.)
Катюша, ты глупая, милая...
(Дымшицу.)
Мои ботики...
(Отвернувшись, снимает серьги.)
Дымшиц
(кидается).
Момент!
Одевание: ботики, шуба, оренбургский платок. Дымшиц услуживает, мечется.
Людмила
. Надеваю и сама удивляюсь -- еще не продано... Папа, изволь без меня принять лекарство. И не давай ему работать, Катя.
Муковнин
. Мы домовничать будем с Катей.
Людмила
(целует отца в лоб)
. Вам нравится мой папка, Исаак Маркович? Правда, он у нас не такой, как у всех...
Дымшиц
. Николай Васильевич роскошь, а не человек!
Людмила
. Его никто не знает -- одни мы... Где вы оставили князя Ипполита?
Дымшиц
. Оставил у ворот. Приказ -- ждать, дисциплина. Момент -- и будем там... Всего хорошего, Николай Васильевич!
Катя
. Очень не кутите.
Дымшиц
. Очень не будем, теперь это обеспечено.
Людмила
. Папочка, до свидания!
Муковнин провожает дочь и Дымшица в переднюю. Голоса и смех за дверью. Генерал возвращается.
Муковнин
. Очень милый и достойный еврей.
Катя
(забилась в угол дивана, курит)
. Мне кажется -- им всем не хватает такта.
Муковнин
. Катя, голубчик, откуда взяться такту?.. Людям позволяли жить на одной стороне улицы и городовыми гнали с другой. Так было в Киеве, на Бибиковском бульваре. Откуда такту взяться? Тут другому надо удивляться -- энергии, жизненной силе, сопротивляемости...
Катя
. Энергия эта вошла теперь в русскую жизнь, но мы ведь другие, все это чуждо нам.
Муковнин
. Фатализм -- вот это нам не чуждо. Распутин и немка Алиса, погубившая династию, -- это нам не чуждо. Ничего, кроме пользы, от чудесного этого народа, давшего Гейне, Спинозу, Христа...
Катя
. Вы и японцев хвалили, Николай Васильевич.
Муковнин
. Что ж японцы... Японцы -- великий народ, у них учиться и учиться.
Катя
. Вот и видно, что Марье Николаевне есть в кого пойти... Вы большевик, Николай Васильевич.
Муковнин
. Я русский офицер, Катя, и спрашиваю: как это так, господа, с каких пор, спрашиваю я, правила военной игры стали чуждыми для вас?.. Мы мучили и унижали этих людей, они защищались, они перешли в наступление и дерутся с находчивостью, с обдуманностью, с отчаянием, скажу я, -- дерутся во имя идеала, Катя.
Катя
. Идеал?.. Не знаю. Мы несчастны и счастливы не будем. Нами пожертвовали, Николай Васильевич.
Муковнин
. Пусть растрясут Ванюху и Петруху, превосходно будет. И времени больше нет, Катя... Единственный русский император, Петр, сказал: "Промедление времени смерти подобно". Вот заповедь! И если это так, то должно же у вас, господа офицеры, хватить мужества посмотреть на карту, узнать, с какого фланга вы обойдены, где и почему нанесено вам поражение... Держать глаза открытыми -- мое право, и я не отказываюсь от него.
Катя
. Николай Васильевич, вам надо лекарство принять.
Муковнин
. Соратникам моим, людям, с которыми я дрался бок о бок, я говорю: господа, tirez vos conclusions [
Делайте выводы
--
фр
.], промедление времени -- смерти подобно.
(Уходит.)
За стеной на виолончели холодно и чисто играют фугу Баха. Катя слушает, потом встает, подходит к телефону.
Катя
. Дайте штаб округа... Дайте Редько... Это ты, Редько?.. Я хотела сказать... Надо думать, кроме тебя, еще есть люди, которые делают революцию, но вот ты один никак не найдешь времени, чтобы повидаться с человеком... С человеком, у которого ты ночуешь, когда тебе это надо...
Пауза.
Редько, прокати меня. Приезжай за мной на машине... Ну да, если ты занят... Нет, я не сержусь. За что же сердиться?..
(Вешает трубку.)
Музыка прекращается. Входит Голицын, длинный человек в солдатской куртке и обмотках, с виолончелью в руках.
Катя
. Князь, как это вам сказали в трактире -- "не играй плачевное"?
Голицын
. "Не играй плачевное, не тяни жилы".
Катя
. Им веселое нужно, Сергей Илларионович. Люди забыться хотят, отдыха...
Голицын
. Не все. Другие требуют чувствительного.
Катя
(садится за рояль)
. Ваша публика -- кто она?
Голицын
. Грузчики с Обводного.
Катя
. Пожалуй, в профсоюз пройдете... Вы и ужин там получаете?
Голицын
. Получаю.
Катя
(играет "Яблочко", поет вполголоса).
Пароход идет, вода кольцами.
Будем рыбу мы кормить добровольцами.
Подбирайте за мной. Вы им лучше "Яблочко" в трактире сыграйте.
Голицын подбирает, фальшивит, потом поправляется.
Сергей Илларионович, стоит мне заняться стенографией?
Голицын
. Стенографией? Не знаю.
Катя
.
Я на бочке сидю, слезы капают,