Режиссер четко вывел на разграфленном листе бумаги слово: "расход", подчеркнул его двумя густыми линиями, поставил две точки и остановился.
-- Ну, Николай Иваныч, -- сказал он антрепренеру, -- диктуйте мне теперь статьи расхода. Сначала мы высчитаем сумму месячного расхода, потом установим предположительный месячный приход, -- и бюджет вашего дела выйдет у нас, как на ладони. По крайней мере, будем знать, как и что. А то ведь этак журавлей в небе считать можно до завтрева, а к результату, все равно, ни к какому не придешь. Шпарьте, Николай Иваныч! Расход: первое...
-- Какой расход? -- возразил антрепренер. -- Что я, в провинции, что-ли, дело затеваю? У меня в моем деле никакого расхода быть не может.
-- Т. е., как это не может быть? -- удивился режиссер. -- А за театр?
-- Театр я снимаю от клуба. Я им отдаю под игральные залы все фойе, а они мне за это дают сцену и освещение на проценты и прислугу на сцене. Никакого расхода на театр я не вижу.
-- Позвольте, а жалованье?
-- Кому жалованье?
-- Да труппе!
-- Жалованье труппе, -- возразил антрепренер, -- это статья прихода, а не расхода. Я, батенька, не в Малмыже затеваю дело. Актерам заплатят актрисы.
-- А кто заплатить актрисам?
-- Ну, батенька, вы наивный человек! Неужели я похож на антрепренера, который платит жалованье актрисам? Да и на что им жалованье? Иксовой нужно жалованье? Игрековой я должен платить жалованье? Я еще с ума не сошел, чтобы предложить жалованье Зетовой! Зетова платит за сезон, кроме подарков, от 3-х до 5-ти тысяч. Пишите в приход; жалованье Зетовой в сезон 5,000. Написали? Да Иксовой и Игрековой жалованье 6,000. Итого доходу 11,000. Четыре кассирши будут. Пишите в приход: четыре кассирши -- 4,000. Я процентными бумагами залогов не принимаю, -- с ними всегда возня, -- я принимаю залоги только наличными. Итого 15,000 приходу. Мебель на сцену нужна. Пишите в приход: мебель на сцену -- 1,000. Может быть, он даст и полторы, но напишем тысячу. Я всегда считаю минимально для большей верности. Афиши и программы. За афиши будет платить один тип, которому я сдал театр на все субботы под кабарэ. Ну, пишите в приход еще 1,000. Значит, 16,000 приходу по статьям расхода? Батюшки, а объявления в газетах я забыл? За объявления будут платить из дохода с лото, под которое я сдал верхнее фойе. Пишите еще тысячу. Ну, теперь авторские...
-- Авторские уж придется платить, -- заметил режиссер. -- Тут ничего не пропишешь. И еще какие авторские! Андреев, говорят, берет 10% со сбора -- 3,000 вперед авансом и гонорар в общество драматических писателей особо. Чириков и Юшкевич -- те по 1,000 авансом берут и опять-таки авторские особо.
-- Ничего, дорогой мой, вы не понимаете, -- сказал антрепренер. -- Что я в Тетюшах театр держу, чтобы мне Андреева да Чирикова ставить? Я, дорогой мой, поставлю в первую голову "Клубный мирок". Чудная пьеса, удивительная пьеса, и автор дает 500 наличными и авторские принимает на себя. Да два арапа предлагают по 100 целковых, чтобы роли, в которых они выведены, вымарать, а Настя-Хорек дает 200, чтобы ее в пьесу вставить. А вы говорите; Андреев! А после "Клубного мирка" поставлю я, дорогой мой,
"Г-жу Ольгу Штейн". Богатейшая пьеса! После второго спектакля я ее сниму за 1,500. А потом, душа моя, поставлю я дело об убийстве фон-Мерка в драматическом виде. Пишите: постановка убийства фон-Мерка -- 1,000 рублей. А еще поставлю я пьесу одного графа в стихах. Он бедный человек и дает всего 300, но это ничего. У него зато знакомство хорошее, он обещал мне рекомендовать одного автора, тоже барона или графа, у которого 6 пьес написано, и ни одна идти не может. И тот богатый. Пишите, дорогой мой; авторские -- приход 13,000. А с прежним выходит ровно 30,000. Теперь что еще? Буфет, вешалка? 8,000. Итого 38,000. Да сборов считайте хоть по триста рублей за 30 спектаклей, -- через месяц я прогорю, -- 9,000. Итого приходу по статьям расхода и по статьям прихода я ожидаю 47,000 рублей!
-- Ну, а расход все-таки?
-- Какой расход? Какой тут может быть расход?
-- А жалованье мне?
-- Жалованье вам? Ну, вы ничего не будете мне платить. Так уж и быть.
-- Но, ведь, я должен получать!
Антрепренер пожал плечами.
-- Странный вы человек, -- сказал он. -- Что я, в Пропойске театр держу, что-ли, чтобы платить жалованье режиссеру? Что здесь мало охотников значиться на афише режиссером и платить за это? Вы подумайте только; зачем я буду вам платить, когда я могу иметь на вашем месте человека, который будет мне платить?
Влад. Азов. Поездка в Россию. Открытия и изобретения. Уголовщина. Поветрие. Лизхен и Фриц, или охотник за целкачами. Вечерняя газета. Благотворительный сборник. Промышленность и торговля. Бюджет. В ежовых рукавицах. "Безработный". Дешевая юмористическая библиотека Сатирикона. Выпуск сорок четвертый. СПб.: Издание М. Г. Корнфельда. Типография журнала "САТИРИКОН", 1912