Австрийская_литература
Австрийская литература

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Австрийская литература -- лит-ра австр. народа на нем. языке. Нац. своеобразие А. л. обусловлено всем историч. и культурным развитием страны.

Литература периода средневековья.

   А. л. возникла в 11--12 вв. В то время в монастырях развивалась духовная лит-ра на лат. языке. В 1070 неизвестный каноник австр. монастыря обработал библейскую легенду о сотворении мира. Г-жа Ава (ум. 1127) пишет духовные стихи: "Жизнь Христа", "Антихрист", "Страшный суд". Распространяются анонимные песни в честь девы Марии. Монах Генрих фон Мельк (12 в.) в сатирич. стихах "О жизни духовенства" и "Напоминание о смерти" (ок. 1160) изображает порочную жизнь разных социальных сословий и напоминает о мучениях ада. В 12--13 вв. на территории будущей Австрии складываются памятники героич. эпоса: "Песнь о Нибелунгах", "Плач о Нибелунгах", "Дитрих Бернский", "Гудрун". В 12--13 вв. Вена становится центром придворной рыцарской поэзии. Близость к нар. творчеству характерна для лучших представителей австр. миннезанга. В лирике фон Кюренбергера (12 в.), Дитмара фон Айст (ок. 1139--1171), Рейнмара фон Хагенау (ок. 1150--1210) традиц. культ дамы часто воплощен в форме нар. песни. Под влиянием фольклора находится творчество миннезингера Вальтера фон дер Фогельвейде (1170--1230), в его песнях воспевается девушка из народа, а его политич. шпрухи направлены против папства. Придворно-аристократич. характер носит поэзия Ульриха фон Лихтенштейна (1200--75), создавшего рыцарский роман "Служение даме" (1255) и сб. песен о "высокой" любви "Книга дамы" (1257). Реакцией на эту лит-ру явилась "придворная деревенская поэзия", основателем к-рой был Нейдхарт фон Рёйенталь (1180--1246). Нек-рые его песни, изображающие жизнь крестьян, приближаются к реализму и к нар. творчеству, хотя и сохраняют форму придворной поэзии. Промежуточное положение между этими направлениями миннезанга занимает поэзия Тангейзера (1200--66). Миннезанг сохраняется в Австрии дольше, чем в др. странах. Эпигоны рыцарской поэзии выступают и в 14--15 вв. Рыцарские романы не получили большого распространения в Австрии. В романах Генриха фон дем Тюрлин (13 в.) "Плащ" и "Корона" использованы сюжеты романов о короле Артуре (см. Артуровские легенды). Генрих фон Фрейберг (13--14 вв.) -- автор продолжения романа Готфрида Страсбургского "Тристан". Иоганн фон Вюрцбург (14 в.) пишет авантюрно-любовный роман "Вильгельм из Австрии" (1314).
   Разложение феодализма и возникновение бюргерства вызывают появление сатирич. бюргерской лит-ры. Ее предшественником был поэт Штриккер (13 в.) -- автор сб. шванков "Поп Амис", где описаны плутовские проделки хитрого попа. В нач. 14 в. появляются шванки о попе Каленберге, собранные позднее венским бюргером Филиппом Франкфуртером. В т. н. "деревенских историях" сочувственно изображается жизнь крестьян и пародируются нравы рыцарства ("Поселянин Гельмбрехт", ок. 1250, поэта Вернера-Садовника). Поэт Г. Тейхнер (1310--78) в стихотворных шпрухах, баснях и поучениях высмеивает придворно-аристократич. мир и защищает простых людей. Борьба за австр. престол и основание Габсбургской династии (1278) вызывают интерес к историографии. В 13--15 вв. появляется ряд историч. хроник: "Княжеская книга Австрии" Эникеля (сер. 13 в.), стихотворная "Австрийская хроника" Оттокара (14 в.), "Хроника 95 господ" Л. Штейнройтера (14 в.). Во 2-й пол. 15 в. возникает интерес к ср.-век. австр. поэзии. Собираются и записываются памятники героич. нар. эпоса. Укрепление бюргерства приводит к росту городов. В сер. 14 в. выдвигаются Вена и Зальцбург как культурные центры страны. В 1365 был открыт Венский ун-т.
   Начиная с 14 в. в истории А. л. большое значение приобретает театр. В конце 13 в. светская драма отделяется от духовной: горожане ставят пасхальные, а затем и бытовые сцены независимо от церк. богослужения. Успехом пользуется стихотворная комедия (сер. 14 в.) о поэте Нейдхарте. В нар. театре 15 в. ставятся анонимные комедии: "О злых женах", "Аристотель". Драматург Иоганн фон Саац (1350--1414) в драматич. диалоге "Пахарь и смерть" изобразил спор пахаря со смертью, похитившей его жену. Популярность австр. театра учитывают в своей лит. деятельности гуманисты.

Литература эпохи Возрождения.

   В Австрии гуманистич. движение возникает в конце 14 в. Гуманист И. фон Неймаркт (1310--80) знакомит австрийцев с итал. культурой. В 15 в. центром австр. гуманизма становится Венский ун-т, где создается кружок ученых и поэтов во главе с К. Цельтисом (1459--1508). Гуманисты изучают антич. писателей, ставят пьесы Плавта, Теренция и Сенеки, пишут на лат. яз. драмы на античные и библейские сюжеты (праздничное действо "Представление о Диане", 1504, К. Цельтиса, пьесы драматурга Б. Хелидониуса, 15 в.). Драматург В. Шмельцль (1500--57) -- автор "Похвального слова Вене" (1548). Поэт Х. фон Шалленберг (1561--97) -- последователь Петрарки. В сер. 16 в. в Австрии появляется книгопечатание: изобретатель Рёш (1501--65) создает первый печатный станок (1547). Идеи Реформации получили отражение у сторонника М. Лютера -- П. Сператуса (1484--1551), автора евангелич. песен.

Литература 17 в.

   Начиная с сер. 16 в. на А. л. оказывает влияние реакц. политика Габсбургов и католич. церковь. Орден иезуитов подчиняет себе духовную жизнь страны. При школах создаются т. н. "орденские театры". Школьные драмы на историч., библейские или мифологич. сюжеты ставятся учениками иезуитских школ и студентами, обычно на лат. яз. Представитель школьной драмы Н. Аванцинус (1611--86) в драме "Pietas Victrix" ("Побеждающее благочестие", пост. 1659) показывает борьбу за корону родоначальника Габсбургского дома. В драмах и стихах С. Реттенбахера (1634--1706), в героич. эпосе В. Х. фон Хохберга (1612--88), в ученой лат. поэзии Д. Фрейлиха (1600--46) и др. прославляются католицизм и династия Габсбургов. При дворе господствовал итал. и исп. театр стиля барокко, для к-рого характерна особая пышность постановки и соединение пения, музыки и танца. Эта тенденциозная придворная и "ученая" лит-ра была чужда и непонятна народу. В народе популярностью пользовался проповедник и сатирич. писатель Абрахам а Санкта Клара (наст. имя -- У. Мегерле, 1644--1709); используя басни, шванки, игру слов, он обличал пороки аристократии и двора (сб-ки проповедей "Не забывай, Вена", 1679, "Вставайте, христиане", 1683). Нар. театр 17 в. стремился ввести в драму с религ. сюжетом бытовые сценки реалистич. характера; в иезуитской "высокой" драме встречаются комич. сценки на нар. языке. Драматургами венского нар. театра на рубеже 17 и 18 вв. были В. Петцольд (1648--1730) и Й. Страницкий (1676--1726); последний использовал в нар. комедии сказочно-бытовой комич. образ Гансвурста, напоминающий Арлекина итал. "комедии масок", но наделенный нац. чертами. Страницкий писал также драмы ("Ифигения" и др.), комич. картинки нравов ("Занимательное описание путешествия из Зальцбурга в разные страны", 1717) и комедии на совр. темы, где выступает образ Гансвурста, в к-рых реалистич. тенденция сочеталась с грубоватым нар. юмором и сатирой по адресу верхов ("Наказанное высокомерие турок" и др.). Последователями Страницкого были драматурги Г. Прехаузер (1699--1769) и М. Линдемайр (1723--83). Влияние нар. комедии Страницкого сохраняется в Австрии до 19 в. (драматургия Ф. Хафнера, Ф. Грильпарцера).

Литература эпохи Просвещения.

   С середины 18 в. в Австрии распространяются идеи Просвещения. Журналист Й. Рихтер (1749--1813) издает сатирический листок "Der Spaßvogel" ("Шутник"), пишет стихи, романы, драмы, бурлески, высмеивающие Библию. Журналист И. Пецль (1756--1823) в "Очерках Вены" (1786--90) и в сатирическом романе "Габриэль, или Мачеха-природа" (1810) изображает нравы своего времени. Поэт А. Блумауэр (1755--98) -- автор юмористических стихов, баллад, пародии на "Энеиду" Вергилия (1783--86), написанной в духе Вольтера; ему же принадлежит драма в манере Х. М. Виланда: "Эрвина фон Штейнгейм" (1780). Однако в Австрии Просвещение лишено революционности, характерной для французского. Война с революц. Францией усиливает волну монархистских и националистич. настроений в охранительной лит-ре: стихи поэта Л. Хашки (1749--1827), трагедии Г. фон Айренгоффа (1733--1819) и Г. фон Коллина (1771--1811), историч. пьесы Б. Кремери (1752--95) и др. В 70--80-х гг. 18 в. франц. ориентация австр. двора сменяется немецкой. Сторонник И. Х. Готшеда Й. фон Зонненфельс (1733--1817) в критич. трудах "Человек без предрассудка" (1765--75) и "Письма о венской сцене" (1768) выступает за классицистич. театр; он явился инициатором создания "Бургтеатра" в Вене. Представители австр. сентиментализма -- поэт М. Денис (1729--1800), автор религ. од в стиле Ф. Г. Клопштока, и прозаик И. Фридель (1751--89), автор романов "Элеонора, истинная история в письмах" (1780) и "Карл и Клерхен" (1781). Нац. традиции А. л. живут в соч. сатирич. писателя и драматурга П. Вейдмана (1744--1810), автора комедии "Фабрикант" (1772), драмы "Иоганн Фауст" (1775), комич. эпопеи "Война попов" (1776) и "Битвы монашек" (1782), в творчестве Ф. Хафнера (1736--64), лирика к-рого проникнута юмором ("Все военные стихи", "Шутливые и серьезные песни", 1770). В прозаич. соч. "Песни Гансвурста, или, по-китайски, Ничего более глупого не может присниться" Хафнер дает острую сатиру на нравы совр. ему Вены; он создает и социальные комедии, в к-рых изображается нар. жизнь ("Мегера, ужасная ведьма", 1764, "Бюргерша", 1771, "Новый бурлеск", 1771, и др.). Вдохновленный Г. Э. Лессингом, Хафнер выступал против влияния И. Х. Готшеда в А. л. Один из создателей венской нар. драмы, он проложил пути для драматургов 19 в. -- Ф. Раймунда, И. Нестроя, Ф. Грильпарцера.

Литература 1-й пол. 19 в.

   А. л. первой пол. 19 в. развивается под знаком романтизма. Как и в других европ. странах, романтизм в Австрии возникает в связи с социальными изменениями, вызванными франц. бурж. революцией конца 18 в. Наполеоновские войны породили целое лит. направление, обратившееся к нац. прошлому Австрии и воспевавшее ее былое величие. В 1807 историк И. Хормайр издал сб. "Австрийский Плутарх", где поместил биографии австр. гос. деятелей, призывая писателей брать сюжеты из отечеств. истории. Его призыву последовала Каролина Пихлер (1769--1843), автор историч. романов "Графы фон Гоэнберг" (1811), "Осада Вены в 1683" (1824), а также драм на патриотич. сюжеты ("Рудольф Габсбургский", 1818, и др.). Романтич. идеализацией средневековья проникнуто творчество Й. Х. Цедлица (1790--1862), создавшего баллады и драмы на ср.-век. сюжеты ("Туртурель", 1821, и др.). Культ сильной личности характерен для его сб. канцон "Надгробные венки", воспевающего героев, а также для баллад о Наполеоне "Ночной смотр" и "Воздушный корабль" (рус. пер. В. А. Жуковского и М. Ю. Лермонтова). В духе романтич. "народничества" писал И. Н. Фогль (1802--66), прозванный "отцом австрийской баллады", издатель сб. "Австрийский волшебный рог" (1834). С выступлением крупнейшего австр. драматурга Ф. Грильпарцера (1791--1872) австр. романтизм приобретает национально-самобытный характер. Начав "трагедией рока" -- "Праматерь" (1817), написанной в духе нем. романтиков, Грильпарцер создает драмы на антич., мифологич. и историч. сюжеты, вкладывая в традиц. форму трагедии классицизма новое, романтич. содержание ("Сафо", 1818; трилогия "Золотое руно", 1822; "Счастье и падение короля Оттокара", 1825; "Волны моря и любви", 1840; "Либуша", 1847, изд. 1872). Творчество Грильпарцера отличает страстный протест против наступающего "царства чистогана". Одержимые честолюбием людей бурж. эпохи, его герои гибнут в погоне за славой и богатством, неизбежно нарушая при этом нравств. нормы общества. Идеал драматурга -- самоотречение, патриарх. быт на лоне природы. Однако Грильпарцер, поборник идей Просвещения, верит в возможность разумного переустройства мира. Наполнение традиц. формы венской сценич. сказки новым содержанием характерно и для творчества Ф. Раймунда (1790--1836). Его комедии содержат элементы социальной критики, протест против разлагающей власти денег и пагубного влияния большого города ("Девушка из мира фей, или Крестьянин-миллионер", пост. 1826, "Альпийский король, или Враг человечества", пост. 1828).
   Интенсивное развитие капитализма в Австрии 30--40-х гг. 19 в. вызывает в разных обществ. кругах резкую оппозицию против абсолютизма и полицейского режима Меттерниха. В Вене, в "Серебряном кафе", формируется кружок либерально настроенных поэтов и драматургов во главе с драматургом Э. фон Бауэрнфельдом (1802--90), автором социальных комедий "Буржуазное и романтическое" (1838), "Совершеннолетний" (1849). Поэт кружка А. Грюн (наст. имя -- Ауэршперг; 1806--76) явился создателем злободневной политич. лирики в Австрии; его сб. "Прогулки венского поэта" (1831) содержит требования бурж. реформ. Наиболее значит. поэтом кружка, сумевшим преодолеть ограниченность его либеральных идеалов, был Н. Ленау (наст. имя -- Штреленау; 1802--50). Он начал свою поэтич. деятельность опытами в духе Ф. Г. Клопштока и кружка геттингенцев, но уже к концу 20-х гг. обрел свой индивидуальный творческий облик. Его поэзию отличает страстное свободолюбие, философские раздумья, романтич. символика в восприятии природы (сб-ки "Песни в камышах", 1832; "Польские песни", 1832; "Странствие в горах", 1833; "Лесные песни", 1843). Ленау первый ввел в австр. поэзию образы венг. природы и жанровые сценки из жизни Венгрии ("Цыганские песни", "Вербовщик", "Мишка"). От индивидуалистич. бунта поэмы "Фауст" (1836) и антикатолич. тенденций "Савонаролы" (1837) Ленау приходит к революц. романтизму поэм "Ян Жижка" (1837), "Альбигойцы" (1842). Большой остроты достигает либеральная критика абсолютизма в сатирич. комедиях И. Н. Нестроя (1801--62). Нестрой опирался на традиции венского нар. театра -- импровизационной комедии и комедии Гансвурста, насыщая свои пьесы злободневным политич. материалом. В комедиях "Злой дух Лумпацивагабундус" (пост. 1833), "В подвале и в первом этаже" (1838), "Свобода в Медвежьем углу" (1849) Нестрой мастерски пользуется венской нар. речью. Накануне австр. бурж. революции 1848 складывается политич. поэзия К. Бека (1817--79), представителя т. н. "истинного социализма", автора "Песен о бедняке" (1846), и М. Гартмана (1821--72), сторонника утопич. социализма. После подавления революции в октябре 1848 Гартман пишет "Рифмованную хронику попа Маурициуса" (1849), где клеймит могильщиков революции и воспевает ее героев.

Литература 2-й пол. 19 в.

   После революции 1848, завершившейся компромиссом и союзом между монархией и крупной буржуазией, в А. л. усиливаются тенденции критич. реализма. В творчестве А. Штифтера (1805--68) романтич. начало, свойственное его ранним рассказам ("Кондор", 1840, "Полевые цветы"), постепенно уступает место трезво-критич. отображению действительности (сб. рассказов "Цветные камни", 1853, роман "Бабье лето", 1857). Не поднимаясь до широких обобщений, Штифтер рисовал быт т. н. средних классов австр. общества и искал спасения от бесчеловечности бурж. миропорядка в любви к природе, к-рую он мастерски живописал. От романтизма к реализму развивается творчество мастеров австр. новеллы Ф. фон Саар (1833--1906) и Марии фон Эбнер-Эшенбах (1830--1916). Наиболее значит. достижением реализма в А. л. 19 в. явилось творчество Л. Анценгрубера (1839--89), к-рый в своих драмах ("Священник из Кирхфельда", 1870, "Крестьянин-клятвопреступник", 1871, "Четвертая заповедь", 1878) и в романе "Пятно позора" (1876) изображал жизнь крестьян и мещанства, вскрывая глубокие социальные противоречия австр. действительности, обличая лицемерие церковников и пагубное воздействие бурж. цивилизации на мораль. В своих комедиях ("Пишущие каракулями", 1872; "Червь совести", 1875) Анценгрубер использовал традиции венской нар. комедии. По характеру своего творчества к нему примыкает П. Розеггер (1843--1918), автор рассказов о штирийском крестьянстве, написанных на местном диалекте, проникнутых ненавистью к капиталистич. городу ("Штирийские истории", 1871, "Из леса", 1873, "Как они любят и ненавидят", 1878).

Литература эпохи империализма.

   Конец 19 в. с характерными для него явлениями кризиса бурж. культуры ознаменован развитием в А. л. натурализма и различных субъективистских течений. Берта фон Зутнер (1843--1914) издает в 1889 роман "Долой оружие", где натуралистически изображает ужасы войны. Теоретик натурализма в Австрии, прозаик и драматург, философ и критик Г. Бар (1863--1934) в своей работе "Преодоление натурализма" (1891) провозглашает новые лит. направления -- импрессионизм, неоромантизм -- и становится во главе группы писателей-модернистов "Молодая Вена". Самый значит. представитель этой группы Г. Гофмансталь (1874--1929), автор пьес ("Смерть Тициана", 1892; "Безумец и смерть", 1893; "Электра", 1903; "Всякий человек", 1911) и символистской лирики, стремился бежать от уродств бурж. действительности в мир "чистого искусства". Пессимизм, культ смерти, болезненная эротика свойственны произв. импрессиониста "венской школы" А. Шницлера (1862--1931), к-рый, однако, по-своему обличал лицемерие бурж. морали (роман "Дорога на простор", 1908; новеллы "Смерть", 1895; "Лейтенант Густль", 1901; "Фрау Берта Гарлан", 1901). Яркие импрессионистич. зарисовки, подчас юмористич. плана, содержатся в коротких новеллах П. Альтенберга (наст. имя -- Р. Энглендер; 1859--1919), автора сб. "Как я это вижу" (1896), А. Рода-Рода (наст. имя -- Ш. Ф. Розенфельд; 1872--1945), к-рый в своих новеллах (сб-ки "Пчелы, трутни и баронов плутни", 1908, "Яд и желчь", 1927) высмеивал нравы австро-венг. знати, хотя мягкий юмор преобладает у него над сатирой. Особняком среди поэтов "венской школы" стоит К. Краус (1874--1936), издатель журнала "Die Fackel" ("Факел"), выступавший против милитаризма и войны, автор монументальной антивоен. драмы "Последние дни человечества" (1919). Кризис мировоззрения бурж. интеллигенции получил яркое выражение в творчестве поэта Р. М. Рильке (1875--1926), для лирики к-рого характерны поиски бога в каждом явлении, одушевление вещей. В сб. "Часослов" (ч. 1--3, 1899--1903, особенно в 3-й ч. этого сб. -- "Книга о бедности и смерти") Рильке, рисуя картины социальных бедствий, проповедует христ. любовь к ближнему. Виртуозная игра ритмами, рифмой, метафорами характеризует стихи сб. "Книга образов" (1902). Позднюю поэзию Рильке ("Дуинские элегии", 1923, "Сонеты Орфею", 1923) отличает мистич. пафос. В годы, предшествующие 1-й мировой войне, развивается течение экспрессионизма, представленное творчеством Г. Тракля (1887--1914), Ф. Верфеля (1890--1945), Ф. Кафки (1883--1924). Всех их роднит ужас перед жестокостью жизни, предчувствие некоей мировой катастрофы. Для лирики Тракля ("Стихотворения", 1913; "Сон Себастиана", 1914) характерны мистич. экстаз, ощущение близкой гибели. В поэзии Верфеля (сб. "Друг всего мира", 1912; "Мы существуем", 1913), в его драмах ("Человек из зеркала", 1920; "Павел среди иудеев", 1926) и романах ("Не убийца, а убитый виновен", 1920; "Верди", 1924; "Сорок дней Мусы Даг", 1934) звучит мотив братской любви к человеку, к-рую поэт считает залогом переустройства мира. Крайним пессимизмом отмечены романы Ф. Кафки "Процесс" (изд. 1925), "Замок" (изд. 1926), писателя, оказавшего значит. влияние на декадентскую лит-ру Австрии и др. стран.
   Творчеству декадентов противостоит в годы до и после 1-й мировой войны демократич. поэзия А. Вильдганса (1881--1932), поэтов-рабочих А. Петцольда (1882--1923), К. Тинхофера (р. 1906). К 20-м гг. относится расцвет творчества С. Цвейга (1881--1942), выдающегося мастера психологич. новеллы, отмеченной психоанализом фрейдизма. Протест против войны и насилия звучит в драме Цвейга "Иеремия" (1917), в историч. романах "Мария-Антуанетта" (1932), "Мария Стюарт" (1935) и др. В нач. 30-х гг. в Австрии формируется плеяда критич. реалистов. Й. Рот (1894--1939) пишет роман "Марш Радецкого" (1932), где с едкой иронией освещает жизнь Австро-Венгрии в канун 1-й мировой войны. Р. Музиль (1880--1942) создает антибурж. роман "Человек без качеств" (кн. 1--2, 1930--33; неоконч.), рисующий упадок австро-венг. монархии. Гуманистич. предостережением по поводу надвигающейся фашистской опасности является роман Герминии Цурмюлен (1883--1951) "Наши дочери-нацистки" (1935); мрачное время гитлеровской оккупации описано ею в романе "Когда пришел чужой" (1947). В период насильственного присоединения Австрии к гитлеровской Германии большинство прогрессивных литераторов покинуло родину. Рот, Музиль, Цвейг умерли на чужбине. В эмиграции писал свои романы ("Смерть Вергилия", "Лунатики", "Искуситель") Г. Брох (1886--1951). В концлагере погиб талантливый драматург Ю. Зойфер (1912--38), автор злободневных пьес ("Гостиница Астория", "Лехнер-Эди смотрит в рай" и др.).
   С освобождением Австрии от ига герм. фашизма и восстановлением ее гос. независимости писатели и публицисты способствуют дальнейшему развитию нац. австр. культуры. Со статьями и книгами по истории Австрии, ее лит-ры, иск-ва выступают писатели-коммунисты Э. Фишер (р. 1889), Эва Пристер (р. 1906). Крупные писатели Ф. Т. Чокор (р. 1885), Х. Додерер (р. 1896), Мартина Вид (1882--1956) пытаются осмыслить все пережитое в годы войны и фашистского господства. Г. Сайко (р. 1892) в романе "Человек в камышах" (1954) изображает канун трагич. для Австрии событий 30-х гг. Яркие антифашистские повести "20 июля" (1947) и "Граф Луна" (1955) создает прозаик и драматург А. Лернет-Холения (р. 1897). Роман о рабочем классе "Откуда ты родом" (1957) опубл. Ф. Таухер (р. 1909). Поэт и прозаик Ф. Каин (р. 1922) также посвящает свои книги судьбам австр. рабочих (повесть "Лавина", 1954). Из жизни австрийской деревни черпают темы своих романов А. Мур (р. 1900) ("Сын реки", 1946) и Имма Бодмерсгоф (р. 1892) ("Кони Урбана Ройтнера", 1950).

Периодика.

   В 17 в. в Австрии появились первые газеты. 18 в. -- время расцвета бурж. просветительской журналистики (газ. "Der Wienerische Zuschauer" -- "Венский зритель", 1786; юмористич. листок "Spassvogel" -- "Шутник", 1778; нравоучит. журн. "Die Welt" -- "Мир", 1762, и др.). Издавался лит.-критич. журн. "Literarische Monate" ("Литературные месяцы", 1773--77). Нем. критик и писатель романтич. школы Ф. Шлегель выпускал в Вене с 1820 листок "Concordia". Писатель М. Г. Зафир издавал сатирич. журн. "Der Humorist" ("Юморист", 1837--58). Во время революции 1848 выходило ок. 300 газет. Писатель П. Розеггер издавал в 1876 лит. журн. для народа "Heimgarten" ("Родной сад"). Писатель Л. Анценгрубер сотрудничал в 1882--85 в журн. "Heimat" ("Родина"). В 1860 была основана первая пролет. газ. "Volksstimme" ("Голос народа"), где печатались и лит. произв. Лит. произв. и критич. статьи печатались в газ. Коммунистич. партии Австрии "Die Rote Fahne" ("Красное знамя", 1919--38, затем -- нелегально и во время гитлеровской власти). В наст. время выходят следующие лит.-худож. и критич. журналы и газеты: "Österreichische Autorenzeitung" ("Газета австрийских писателей") -- орган Союза писателей, "Der Kristall. Literarische Beilage" ("Кристалл. Литературное приложение"), "Österreich in Geschichte und Literatur" ("Австрия в истории и литературе"), "Wort in der Zeit. Österreichische Literaturzeitschrift" ("Слово и время. Австрийский литературный журнал"), журнал для молодежи "Jugend und Buch" ("Юность и книга"), библиографич. изд. -- "Zeit im Buch" ("Время и книга"), "Buchgemeinschaft Donauland" ("Дунайское библиографическое общество") и др. Компартия издает газ. "Volksstimme" ("Голос народа").

Литература:

   Австрийская новелла XIX века. Сб., пер. с нем., [сост., вступ. ст. Т. Путинцевой], М., 1959;
   Tschulik W., Die Österreichische Dichtung..., 3 Aufl., W., 1955;
   Langer N., Dichter aus Österreich, Folge [1]--3, W. -- Münch., [1956--58];
   GÖrlich E. J., Einführung in die Geschichte der Österreichischen Literatur, 3 Aufl., W. -- Mainz, 1948;
   Lux J. A., Ein Jahrtausend Österreichischer Dichtung, W., 1948;
   Braun F., Das musische Land. Versuche über Österreichs Landschaft und Dichtung, W., 1953.

Н. Б. Веселовская (до 18 в. и Периодика),
С. Е. Шлапоберская (19--20 вв.).

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 1: Аарне -- Гаврилов. -- 1962. -- Стб. 64--70.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-0641.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru