|
Скачать FB2 |
| |
О ДРАМѢ
КРИТИЧЕСКОЕ РАЗСУЖДЕНІЕ
Д. В. АВЕРКІЕВА
ИЗДАНІЕ ВТОРОЕ
С.-ПЕТЕРБУРГЪ
ИЗДАНІЕ А. С. СУВОРИНА
1907
ОГЛАВЛЕНІЕ.
ОТДѢЛЪ ПЕРВЫЙ. Трагедія, какъ художественное произведеніе.
ОТДѢЛЪ ВТОРОЙ. Трагедія, какъ подражаніе дѣйствію, достойному страха и состраданія.
ОТДѢЛЪ ТРЕТІЙ. О характерѣ трагическихъ лицъ.
ОТДѢЛЪ ЧЕТВЕРТЫЙ. Этическое значеніе трагедіи.
ОТДѢЛЪ ПЯТЫЙ. О второстепенныхъ стихіяхъ трагедіи.
ОТДѢЛЪ ШЕСТОЙ. О комедіи.
|
Lessing. |
ПРЕДИСЛОВІЕ.
ВСТУПЛЕНІЕ.
Приступъ.-- Различныя теоріи драмы.-- Аристотель и Лессингъ.-- Законы драматическихъ произведеній должны быть выведены изъ нихъ самихъ.-- Правила, выведенныя изъ сущности искусства, не могутъ стѣснять таланта.-- Всякій талантъ есть прирожденный критикъ.-- Что такое вкусъ.
О ДРАМЪ.
ОТДѢЛЪ ПЕРВЫЙ.
Трагедія, какъ художественное произведеніе.
I.
Значеніе слова "подражаніе".-- Въ какомъ смыслѣ искусство есть подражаніе.-- "Подражаніе" какъ художественный терминъ.-- Типъ, характеръ, личность.
II.
Первичное опредѣленіе трагедіи.-- Сходство и различіе эпоса и драмы.-- Предметы, способы и средства подражанія.
III.
Ближайшее опредѣленіе трагедіи.-- Аристотелевы опредѣленія страха и состраданія.-- Связь двухъ названныхъ страстей. Выводъ драматической формы трагедіи изъ сущности этого рода произведеній.-- Конечная цѣль трагедіи.-- Аристотелева формула опредѣленія трагедіи.
IV.
Трагедія, какъ подражаніе дѣйствію.-- Существенныя части ея, какъ таковой.
V.
Значеніе слова миѳъ.-- Почему эта часть самая важная.-- Относительная важность дѣйствія и характера въ трагедіи.-- Примѣры.
VI.
Цѣлость, единство и величина дѣйствія.-- Когда дѣйствіе будетъ едино.-- Правила объ эпизодахъ, какъ слѣдствіе понятія объ единствѣ.-- Идеалъ единаго цѣлаго дѣйствія.
VII.
Единство дѣйствія, какъ формальный законъ, и какъ законъ органическій драмы.-- Примѣры формальнаго и органическаго единства.-- Сидъ, Ромео и Джулъета, Каменный Гость, Борисъ Годуновъ.
VIII.
Миѳъ, какъ планъ трагедіи.-- Сравненіе строя античной трагедіи со строемъ шекспировскихъ драмъ.-- Изложеніе плана Царя Эдипа и Короля Лира.
IX.
Продолженіе предыдущаго.-- Разборъ плановъ Лира и Эдипа.-- Сосредоточенность дѣйствія въ античной трагедіи.-- Выводы и заключенія.-- Значеніе разсказа въ драмѣ.
X.
Интрига, какъ противоположность единству дѣйствія.-- Два рода псевдодрамы.-- Испанская драма чести, французская драма благоприличія.-- Сценическія сочиненія.-- Вольтеръ, Гюго, жанровая комедія.
XI.
Части миѳа должны обладать качествами цѣлаго.-- Становленіе дѣйствія.-- Драматичность.-- Разборъ сцены, у фонтана.-- Драматическая рѣчь.-- Необходимость лицедѣйства, выведенная изъ понятія драматичности.
XII.
Монологъ "Быть или не быть" и, въ связи съ нимъ, общій ходъ дѣйствія Гамлета. Ближайшее опредѣленіе миѳа; новыя доказательства первенства миѳа въ трагедіи.
XIII.
Уясненіе взаимнаго отношенія между изображеніемъ дѣйствія и характера въ трагедіи.-- Уясненіе понятія дѣйствія.-- Теорія характеровъ и положеній.
XIV.
Миѳъ -- какъ сюжетъ и миѳъ -- какъ планъ трагедіи.-- Драматическій поэтъ есть по преимуществу творецъ миѳовъ.-- Разборъ плана Отелло.
XV.
Теорія "исторической драмы".-- Колоритъ времени и быта въ драмѣ.-- Мнѣніе г. Гюго.-- Мнѣніе Аристотеля и Лессинга.-- Ложность несущественнаго дѣленія драмы на роды.-- Послѣдствія приложенія псевдодраматической теоріи къ истинной драмѣ.
(Croissant les bras).
ОТДѢЛЪ ВТОРОЙ.
Трагедія, какъ подражаніе дѣйствію, достойному страха и состраданія.
I.
Обстоятельства трагическаго дѣйствія.-- Страданіе, какъ непремѣнная часть трагическаго миѳа.-- Двоякое значеніе изображенія страданія.-- Мысли Шиллера.-- Лессингъ о страданіяхъ Филоктета.
II.
Выводы изъ предыдущаго.-- Примѣры, подтверждающіе выводы.-- Разборъ страданій Лира.-- Значеніе изображенія страсти въ трагедіи.-- Страданія Отелло.-- Еще нѣсколько примѣровъ.
III.
Трагическіе страхъ и сестраданіе.-- Условія трагическаго героя, выведенныя изъ сущности трагедіи.-- Толкованіе Лессинга.-- Заключенія и выводы.
IV.
Новыя условія трагическаго миѳа, выведенныя изъ сущности трагедіи.-- Аристотель о причинахъ, почему трагическіе поэты нерѣдко обращаются за сюжетами къ исторіи.-- Обстоятельства, усиливающія трагическое впечатлѣніе.-- Идеальность трагическихъ героевъ.
V.
Развязка трагедіи.-- Второстепенныя обстоятельства трагическаго миѳа.-- Органическая связь всѣхъ донынѣ изложенныхъ правилъ трагическаго миѳа.
ОТДѢЛЪ ТРЕТІЙ.
О характерѣ трагическихъ лицъ.
I.
Общія правила для изображенія характера.-- Непремѣнное условіе характера трагическаго лица въ связи съ сущностью трагедіи.
II.
Разборъ характера Бориса и Донъ-Жуана.
III.
Разборъ характеровъ Макбета и Ричарда III.-- Правило, выведенное изъ этого разбора.
ОТДѢЛЪ ЧЕТВЕРТЫЙ.
Этическое значеніе трагедіи.
I.
Этическая цѣль трагедіи должна быть выведена изъ ея сущности.-- Постановка вопроса.-- Какія именно страсти можетъ очищать трагедія.-- Общее рѣшеніе вопроса объ очищеніи страстей.
II.
Программа Лессинга.-- Частный разборъ перваго и второго пункта его положеній.
III.
Разборъ третьяго и четвертаго пункта Лессинговой программы.-- Условія очищенія филантропическаго чувства.
IV.
Обзоръ предыдущаго.-- Въ чемъ заключается удовольствіе, получаемое отъ трагедіи.
ОТДѢЛЪ ПЯТЫЙ.
О второстепенныхъ стихіяхъ трагедіи.
I.
Второстепенныя составныя части трагедіи.-- Изображенія ума.-- Гамлетъ.-- Періодъ, когда поэты особенно склонны къ выраженію мыслей.
II.
Способъ подражанія въ трагедіи.-- Драматическая форма.-- Ея сущность.-- Ошибочность правилъ, выведенныхъ изъ особенностей второстепенныхъ обстоятельствъ у поэтовъ разныхъ временъ и народовъ.-- Примѣры.-- Сценическое осуществленіе драмы.-- Связь его съ главнымъ обстоятельствомъ трагическаго дѣйствія.-- Мнѣніе Аристотеля.-- Чтеніе и представленіе.-- Необходима ли сцена для драмы.-- Понятіе о сценичности. Случаи, когда сцена приноситъ вредъ драматическому искусству.-- Заключеніе.
III.
Средства подражанія въ трагедіи.-- Стихъ -- врожденная способность человѣка.-- Стихъ и поэтъ.-- Какъ образовался трагическій стихъ.-- Какими качествами долженъ обладать трагическій стихъ.
IV.
Стихъ Шекспира.-- Его постепенное развитіе и особенности.-- Понятіе о драматическомъ стихѣ.-- Формальные законы стиха.-- Языкъ Шекспира.
V.
Русскій драматическій стихъ.-- Александрійскій размѣръ.-- Пушкинъ.-- Ямбъ.-- Свойственны ли русскому языку чистые ямбы?-- Ямбо-пеонъ -- Драматическія качества этого стиха.
VI.
Музыкальная часть въ драмѣ.-- Драма и опера.-- Что замѣняетъ, по мнѣнію нѣкоторыхъ, хоръ въ новой трагедіи.-- Комическія и народныя сцены.-- Разъясненія и примѣры.
ОТДѢЛЪ ШЕСТОЙ.
О комедіи.
I.
Недостаточность Аристотелевой теоріи комедіи.-- Въ чемъ комедія сходствуетъ съ трагедіей и чѣмъ отъ нея отличается.-- Мнѣніе Аристотеля о происхожденіи комедіи.-- Ямбикъ и комикъ.-- Характеръ комическаго поэта.-- Мнѣніе Гёте.-- Аристотелево опредѣленіе комедіи.-- Смѣхъ, какъ непремѣнное условіе комедіи.-- Развязка, приличная комедіи.-- Комедія, какъ подражаніе дѣйствію.
II.
Характеры въ комедіи.-- Не въ нихъ ли источники смѣха?-- Какіе люди бываютъ героями комедіи.-- Три вида смѣха и три вида комедіи.-- Честный смѣхъ.-- Смѣхъ веселый.-- Смѣхъ сочувственный.-- Необходимость указанія непремѣннаго обстоятельства комедіи.
III.
Область комедіи -- смѣхъ.-- Обстоятельства дѣйствія въ комедіи.-- Лжестраданіе, какъ главное и непремѣнное обстоятельство комическаго дѣйствія.-- Доказательства.-- Примѣры.-- Значеніе лжестраданія въ комедіяхъ, возбуждающихъ сочувственный смѣхъ.
IV.
Развязка комедіи.-- Трагическій элементъ въ Много шуму изъ ничего и Тартюфѣ.-- Развязка Недоросля и Ревизора.-- Развязка Мизантропа и Горя отъ ума.-- Комедіи ли Свои люди сочтемся и Венеціанскій купецъ.
V.
Чѣмъ обусловливается форма комедіи.-- Нравственное значеніе комедіи.-- Что она очищаетъ въ насъ.-- Междоумочныя драматическія произведенія.-- Искусственная классификація драмы.
VI.
О второстепенныхъ стихіяхъ комедіи.-- Комическій стихъ.-- Что замѣняетъ хоръ въ новой комедіи.-- Заключеніе.-- Естественная система драматическихъ произведеній.
КОНЕЦЪ.
|