|
Скачать FB2 |
| |
Д. В. Аверкиев
Комедия о Российском дворянине Фроле Скабееве и стольничей Нардын-Нащокина дочери Аннушке
В пяти действиях
Памяти Евгения Николаевича Эдельсона*
Действие происходит при Тишайшем* Царе; первое -- на посаде близ Нова-города; второе -- в усадьбе Нащокина, там же; третье, четвертое и пятое -- на Москве. По времени первое и второе примерно на святках*; третье в середине апреля; четвертое и пятое в мае.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
СЦЕНА ПЕРВАЯ
Зима. Площадь на посаде. Налево лавочка подьячего, направо кружало. Народ ходит и толпится.
Входит Фрол Скабеев.
Едет мамка на одноконных санях.
Мамка уезжает.
В народе смех.
За сценой бубенцы и свист, тройка катит.
Слышны крики: "тпру" и проч., как останавливают лошадей.
Входит Лычиков с целой оравой слуг.
Входят Велик-боярин, его дворецкий, слуги.
Уходят: Фрол, Лычиков и Лычикова слуги. Слышны бубенцы, "тпру!", скрип полозьев, "но!".
Входят три мужика.
Уходят: Велик-боярин, подьячий, дворецкий и слуги.
Уходят, запевая песню, на кружало.
Перемена.
СЦЕНА ВТОРАЯ
У Фрола в избе.
Выходит Варюша, с маленьким зеркальцем в руках, садится и смотрится в зеркальце.
За сценой бубенцы.
Входят: Фрол и Лычиков.
Уходит Лычиков.
Уходит Фрол.
Дверь приотворяется, из нее выглядывает Лычиков.
Уходит Лычиков.
Входит Фрол, переряжен старухой.
Уходит Варюша.
Входят: Лавруша и Варюша.
Входят: дворецкий и слуги.
Входят: Велик-боярин, подьячий, еще несколько слуг.
Уходит Beлик-боярин, за ним и другие.
Занавес опускается.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Светлица в Нащокинском терему.
Мавруша, Даша и другие сенные убирают светлицу. В светлице налево стол, на нем стоит зеркало, подле лежит другое поменьше; приготовлены две свечи в подсвечниках. Двое дверей прямо и сбоку. При поднятии занавеса, за сценой слышны звонкие бубенцы; девушки бегут к окнам;
Мавруша, вскрикивая: "Ой, кто это?" бежит в двери. Из боковых дверей входит мамка.
Вбегает Мавруша.
Входят: Фрол, наряжен старухой; Варюша.
Фрол и мамка остаются вдвоем.
Входят: Аннушка, Варюша, Груша, Маша, Мавруша, Даша, гостьи, сенные девушки.
Все, кроме Аннушки и Фрола, уходят.
Аннушка сидит перед зеркалом; Фрол отходит, снимает потихоньку шубу и кику, отирает усы, охорашивается, и затем на цыпочках подходит и становится сзади Аннушки. Она видит его в зеркало, вскрикивает, закрывает лицо руками и припадает головой к столу.
Аннушка оглядывается, хочет вскрикнуть и не может. Фрол также молчит. Оба смотрят изумленными глазами друг другу в лицо.
(Подступает решительнее, хочет обнять ее; она с силой отталкивает его.)
Боярышня отталкивает Фрола. Оба вздрогнули и стоят точно виноватые, не глядя друг на друга. Мамка вбегает чуть не опрометью.
Занавес опускается.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
СЦЕНА ПЕРВАЯ
У Фрола на Москве. Небогатая горенка.
Входит Лычиков.
Входит Фрол.
Фрол стоит по одну сторону Лычикова, Варя -- по другую. Оба взяли его за руки, и каждый, как скажет, дернет его за руку в свою сторону. Лычиков несколько раз порывается сказать слово, но брат с сестрой быстро говорят один за другой, и он не поспевает.
Вбегает Лавруша.
Лавруша убегает.
Перемена.
СЦЕНА ВТОРАЯ
У Нардын-Нащокина.
Входят Нащокин и Дворецкий.
Входит Велик-боярин.
Из боковых дверей выходят: Стольничиха, Аннушка, мамка; из средних -- Савельич.
Мамка и Аннушка.
Вбегает опрометью Мавруша.
Входят в среднюю дверь: Савельич, Маврушка, Фрол -- одет монастырским ключником.
Савельич в средние двери вышел.
Садится на лавку у дверей.
Оба вместе.
Оба, говоря, поспешно уходят в средние двери. Сцена некоторое время пуста.
Мавруша опрометью вбегает из средних дверей.
Мавруша убегает в боковую дверь; мамка бросает все на пол, и спешит к окну.
Савельич поспешно входит в средние двери, в одной руке бурак с вареньем, в другой кусок изрядный ветчины.
Занавес опускается.
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
СЦЕНА ПЕРВАЯ
Москва. Кремль. Ивановская площадка. Перед поднятием занавеса слышен звон к достойной.*
Входит Лычиков-отец.
Отходит в сторону. Стольники кучками становятся на площадке. Первый, второй и третий стольники идут, разговаривая, на авансцену.
Подходит четвертый стольник.
Входят: Нащокин, Лычиков, Савельич. Нащокин, с горя по дочке, очень постарел, одряхлел. Савельич его под руку поддерживает. Лычиков идет по другую.
Стольники дают дорогу. Савельич ведет Нащокина на авансцену. Тем временем Лычиков идет за Фролом и подводит его к Нащокину. Стольники понемногу начинают прислушиваться и потом становятся в полукруг около действующих.
В толпе движение.
Сзади передают скамейку; третий стольник принимает ее и передает Лычикову.
В толпе суматоха. Приносят воду. Лычиков поит старика и мочит ему голову водой.
Хлопочет около него. В это время входит Велик-боярини обращается к второму стольнику.
Велик-боярин, не дождавшись ответа, подходит к Нащокину и, дотронувшись до плеча, говорит.
Дворецкий и люди бросаются на Фрола.
Лычиков дергает его за рукав, отводит немножко и шепотом объясняет, в чем дело.
Все, кроме первого и третьего стольников, уходят.
Перемена.
СЦЕНА ВТОРАЯ
У Фрола. Та же горенка. Направо кровать с пологом.
Варюша и Аннушка выбегают из чулана ему навстречу и сталкиваются с ним в дверях.
Лавруша вбегает.
Входит Савельич.
Смеются обе.
Возвращается Фрол.
Слышны шаги, топот и крики.
Вбегают опрометью: Лычиков Савва и за ним Лавруша.
Запевают любую песню и подымают пляс.
Занавес опускается.
У Нардын-Нащокина.
Нащокины, старик со старухой, пригорюнившись, у стола сидят.
Входит Савельич.
Савельич уходит.
Возвращается Савельич.
Савельич уходит; немного спустя входит Лычиков-отец.
Савельич уходит; следом Лычиков Савва входит.
Входит Савельич.
Савельич уходит. Дверь отворяется, вбегает Аннушка, за ней Фрол; Аннушка бросается к матери на шею, Фрол в ноги тестю; Варя и Лавруша входят следом, но становятся поодаль. В продолжение следующего разговора Лычиков Савва, улучив минуту, дает знаками Варе понять, что дело их идет на лад; та, знаками же, отвечает, что рада, но чтоб он до поры помалчивал. К концу разговора тихо входят мамка и Мавруша и молча становятся у дверей. Савельич наведывается часто: уйдет и опять придет.
Аннушка бежит к отцу, целуется с ним; Фрол подходит к теще, целует ей руку; она его -- в губы.
Все смеются.
Входит Савельич; в руках у него на подносе мед.
Пьют. Общее целованье. В это время мамка, отведав меду, бежит вперед и кричит точно ее режут.
Занавес.
Примечания
Д. В. Аверкиев (1836--1905)
Сочинения Д. В. Аверкиева:
Литература о нем:
КОМЕДИЯ О РОССИЙСКОМ ДВОРЯНИНЕ ФРОЛЕ СКАБЕЕВЕ И СТОЛЬНИЧЕЙ НАРДЫН-НАЩОКИНА ДОЧЕРИ АННУШКЕ
А пожалела, значит полюбила,
А? пожалела, значит полюбила.
|