Аверченко А.Т. Собрание сочинений: В 14 т. Т. 11. Салат из булавок
М.: Изд-во "Дмитрий Сечин", 2015.
ЛЮДИ КАМЕННОГО ВЕКА
-- Читали последнюю книжку Блока?
-- Генриха Блока или Жоржа Блока?
-- Ваша профессия?
-- Виноват, я вас не понимаю...
-- Я вас спрашиваю: что вы делаете?
-- Что? Дичаю.
* * *
-- Это -- все мы.
Оглянитесь назад, сравните себя с тем, чем вы были до революции, вдумайтесь ... Волосы зашевелятся на вашей голове.
Всем интересующийся, все читающий, на все отзывающийся человек -- умер...
Цена на говядину, рецептик на спирт, валюта -- вот тот магический треугольник, в который заключен человек -- еще пять лет тому назад бывший богоборцем, шаляпинистом, акмеистом, импрессионистом, неомистиком, поклонником Рабиндраната Тагора, яростным апологетом учения Жнани-йога.
Спросите его теперь:
-- Как вам нравится "Сад" Рабиндраната Тагора?
-- А как вам нравится цена на подошвенную кожу?
-- Вы знаете, когда я впервые увидал "Венеру" Тициана...
-- Это моторная или парусная? Она может взять на Варну партию табачку?..
Недавно одна барышня, учившаяся как-никак в гимназии, в разговоре назвала оперу "Самсон и Далила" так:
-- Самсон Данилыч.
Некто спрашивал в магазине книгу Чарльза Дарвина "Происхождение видов":
-- Дайте мне книжку Чарльза Диккенса "Происхождение видов на жительство".
Но особенно пышную, исключительно махровую дикость можно было наблюдать в самые последние дни в связи с переводом часовой стрелки на час вперед.
Кажется, даже для малокультурного человека -- просто как палец.
До перевода стрелки вставал ты в восемь часов, в девять шел на службу или открывал магазин, от часу до трех обедал и отдыхал, в 8 часов шел в театр.
Переставили тебе, дураку, стрелку, ясно сказали:
-- Вот мы переставили тебе часовую стрелку, но жизнь твоя совершенно не должна меняться: по этим новым часам ты все-таки встанешь в 8 часов, в 9 идешь на службу или открываешь магазин, с часу до трех обедай и отдыхай, в 8 часов или в театр или сиди дома -- никто тебя не неволит! Делай то же самое и в те же часы, что и раньше! Ничего не меняется!.
Но посмотрите, как коллективный, собирательный городской дурак запутал этот простой, как палец, вопрос.
Говоришь ему:
-- Приходите ко мне по делу в 10 часов утра.
-- По какому времени? -- обстоятельно осведомляется собирательный городской дурак.
-- Как по какому? По обыкновенному.
-- Значит, по-старому?
-- Почему по-старому?!!
-- Ну да: старое -- это обыкновенное, а новое". Это такое". новое.
-- Ах, ты, Господи! Раз весь город обязан жить по новому времени, то почему я буду назначать вам свидание по-старому?
-- Хорошо, значит, я приду к вам в 11 часов.
-- Я говорю -- в 10!!
-- Ну да так же оно и выйдет: по-новому в 10, а по-старому -- в 11.
-- Наоборот, черт вас возьми! По-старому в 9.
-- Позвольте... Стрелка по-новому переведена вперед". Если мы отодвинем ее назад, то там, где было 11, то минус час по прежнему". Нет, не так". Плюс час по-новому". Ф-фу, какая запутанная штука." Никак не могу разобраться.
-- Да что вам так трудно?!! Приходите по-новому в десять! Так просто.
-- Нет, это не так просто. У меня часы по старому времени. Так что же я должен: вычесть час или прибавить?
-- Да чего же вы не переведете часы?
-- Стоит ли? А потом осенью опять обратно. Я лучше так буду помнить.
И, совершенно запутавшись, городской коллективный дурак открывает магазин не в 8 по-старому, не в 9 по-новому, а так... в 37И! минут девятого, вроде как безграмотный ученик запятую ставит: чуть-чуть. Если, мол, скажут -- запятой тут не надо -- отопрусь, заявляю, что эта волосинка прилипла, если нужна запятая -- вот она, малюсенькая.
Один человек, облеченный некоторой властью, сочинил предписание:
"Потрудитесь очистить занимаемую вами комнату в 24 часа, а ввиду перевода часовой стрелки на час -- даже в 23 часа!"
Дикари мы!
-- Молодой человек! Вы знаете, что такое гоголь-моголь?
-- Ну, как же! И гоголь-моголь, и пушкин-мушкин -- все знаю!
КОММЕНТАРИИ
Впервые: Юг России, 1920, 26 апреля, No 23 (216). Печатается впервые по тексту газеты .
...апологетом учения Жнани-йога. -- Джнана-йога, джняна-йога или гьяна-йога ("путь знания") -- один из видов йот в философии индуизма.
"Сад" Рабиндраната Тагора -- "Сад песен"... -- Стихотворный цикл индийского поэта Р. Тагора (1861-1941) .