Это замечательное по мысли учреждение! Оно защищает интересы трудящихся.
Благородная задача! Возвышенная цель! Что может быть прекраснее, как защищать интересы угнетенных, интересы беззащитных, быть их охранителями, опекунами, заботливыми отцами малых сих...
Возвышенная задача! Благородная цель!
А теперь -- дадим сами себе пинка в затылок и свалимся с луны на нашу презренную землю.
Что такое профессиональный союз?
Вот его схема: жила-была на свете, скажем, тысяча тружеников, из которых восемьсот были на местах, а двести пока что, в ожидании будущих благ, искали работы.
Но пришел однажды сознательный товарищ и, сверкая одухотворенными глазами, сказал мелодичным голосом:
-- Довольно нас угнетали наниматели и капиталисты. Давайте сорганизуемся в профессиональный союз! Будем организованно защищать наши интересы!
Сорганизовались.
-- Товарищи! Сколько кто получает жалованья?
-- Я семьсот! А я триста. Я -- сто пятьдесят. Я -- тысячу! Я -- девяносто два рубля!
-- Какое безобразие! Отныне все должны получать минимум пятьсот. Все согласны?
-- Все! -- радостно грянуло собрание.
-- Чудно! По проверке оказывается, что служат сейчас восемьсот, а без работы -- двести. Пусть имеющие место вносят в фонд неимущих двадцать процентов. Согласны?
-- Согласны.
-- Теперь: вводим такое правило -- если буржуй нанимает труженика, он должен платить ему не менее пятисот рублей. При расчете -- жалованье за три месяца вперед. Все согласны?
-- Еще как!
-- Если наниматель на это не пойдет -- объявляем место под бойкотом!
-- Чудно!
-- Рассчитать служащего без согласия профессионального союза наниматель не имеет права!
-- Верно! Это здорово. Запишите.
Машина заработала.
* * *
Через три месяца.
-- Какие результаты работы союза?
-- Вот: членов союза тысяча. Из них двести на службе, восемьсот без работы.
-- То есть наоборот?
-- То есть -- не наоборот. Дело в том, что когда мы повысили жалованье, то половина нанимателей отказались от тружеников. А из оставшихся четырехсот тружеников половина, чувствуя за своей спиной защиту союза, почти совсем перестали работать. Их уволили. Правда, при расчете мы содрали с нанимателей трехмесячное жалованье -- но это нас мало устроило. Теперь мы объявили их места под бойкотом. Ловко придумано, а?
-- А как же мы будем содержать восемьсот безработных?
-- Очень просто. Повысим ставки тем, которые на местах! Две тысячи каждому в месяц. Помножим двести на две тысячи -- это четыреста тысяч в месяц. Получится 400 рублей на каждого.
-- Дельно.
* * *
Еще через три месяца.
-- Результаты?
-- Из тысячи служащих пятьдесят на местах, девятьсот пятьдесят без работы. Пятьсот мест под бойкотом, но их обслуживают вольные непрофессиональные штрейкбрехеры.
-- Выразить им порицание.
-- Выразим. Это можно.
-- А чем будем содержать безработных?
-- Нам нужно 400 тысяч в месяц. Делим на 50 служащих. Выходит, что нужно повысить ставки до 8000 рублей в месяц каждому из "союзников".
-- Не много ли?
-- А откажутся буржуи -- объявим места под бойкотом!
* * *
Конец этой истории:
-- Слушайте... Нет ли у вас местечка рублей на 150-200 в месяц?
-- А вы не в союзе?
-- Нет, ей-богу, что вы!
-- А дадите мне подписку, что вы вышли из союза?
-- Дам. Только и вы мне дайте подписку, что не сообщите в союз моей фамилии.
-- А если союз все-таки разыщет вас?
-- Выдайте меня за своего брата, который служит для удовольствия...
-- Нет, лучше, когда придут из союза, вы спрячетесь в шкаф...
-- Хоть в коробку от шляпы.
Обыкновенно эпиграф к произведению ставится в начале. Отступим от этого правила и для подкрепления своего произведения поставим эпиграф в конце:
Драматический режиссер-артист Нерадовский пригласил для одной оперы оркестр музыкантов. Пьеса прошла три раза, и режиссер пришел расплатиться с музыкантами.
-- Нет, этот номер не пройдет! -- расхохотались музыканты, -- за целый месяц пожалуйте!
-- Ноя нанимал вас для одного спектакля, на разовых. И то -- пьеса трижды прошла, вы получите больше.
-- Согласно нормальному договору союза оркестрантов -- платите за месяц!
Нерадовскому пришлось уплатить за целый месяц. Но от оркестра для драмы режиссер навсегда отказался.
(Из "Петр. голоса"),
КОММЕНТАРИИ
Впервые: Новый Сатирикон. 1918. No 11 (май) (Специальный номер "О Карле Марксе"). Подпись: Медуза Горгона.
Драматический режиссер-артист Нерадовский -- Сергей Николаевич Нерадовский (1874-?) -- актер Александрийского театра, театра Литературно-художественного общества, гл. режиссер Ярославского драматического театра им. Волкова, киноартист с дореволюционным стажем.