АУСЛЕНДЕР Сергей Абрамович [1888-]. Кончил гимназию и прослушал курс историко-филологического факультета Петербургского университета. До революции - беллетрист-стилизатор и драматург в общей литературе, находившийся под влиянием Кузьмина (см.); после революции -- писатель для детей. В 1924 г. вышла его книжка "Много впереди", которая начинает характерный для этого периода ряд книжек авантюрно-героического жанра о гражданской войне. Она не дает ни реалистического изображения фронта, ни углубления в психику героя, но все же в лит-ом отношении превосходит большинство книг подобного рода. Легкость яз., простое и стремительное развитие действия, упрощенность лит-ого рисунка -- вот те свойства, к-рые создали значительную популярность произведений А. среди детей.
На первом месте среди тем, разрабатываемых Ауслендером, стоит детский быт: "Ромка", "Ребятишки и малыши" (детский дом), "Будет готов" (беспризорные), "Черный вождь", "Маленький Хо", "Ли-Сяо" (иноземный быт). А. написал также две пьесы для детей.
Библиография: I. До революции А. выпустил 4 книги рассказов, 1908-1917; роман "Последний спутник", 1913; пьесы - "Ставка кн. Матвея", 1913; "Изумрудный паучок", 1914; "Хрупкая чаша", 1916.
II. Полонский В., Лит-ра и жизнь, "Нов. жизнь", 3, 1914; Владиславлев И. В., Русск. писатели, Л., 1924.
II.
АУСЛЕНДЕР Сергей Абрамович [18(30).9.1886* (по др. сведениям -- 25.9(7.10).1886 и 18(30).9.1888**), Петербург -- 3.1. 1943], прозаик, драматург, критик. Сын Абр. Як. Ауслендера, выходца из купцов, народовольца, умершего в ссылке в Сибири вскоре после рождения сына (см. ДРДР); мать А.-- из семьи дворян Ярослав, губ., сестра М. А. Кузмина, учительница нар. школ. Учился в г-зиях Киева, Москвы, Н. Новгорода, в 1906 окончил 7-ю петерб. г-зию, до весны 1910 -- на словесном отд. ист.-филол. ф-та Петерб. ун-та (курса не окончил). В 1908 участвовал в Пушкинском семинарии (руководимом С. А. Венгеровым), уже имея лит. известность. В 1906--08 был близок к т-ру В. Ф. Комиссаржевской.
Начал печататься в 1905: рассказы "Кровь", "Из дневника гимназиста" ("Вест, ср.-уч. заведений", No 2--3; см. также ж-лы: "Огни", 1906, No 2; "Студенчество", 1906, No 4; "Весна", 1908, No 4). С 1906 (No 6) сотрудничал в ж. "Золотое руно", с лета 1907, когда в обсуждении дальнейших путей символизма журнал стал в прямую оппозицию к "Весам" (где А. также печатался с 1906, No 9 -- "Записки Ганимеда"), вел в нем ежемес. лит. и театр, хронику. Начало писательства А. ознаменовано его активным вступлением в журн. полемику. В 1908 в "Золотом руне" (No 3--4) под псевд. Серж Гелиотропов в "Рассуждении о старости, критич. приемах и так вообще" он резко и насмешливо оспаривал столь же резкие критич. выступления З. Н. Гиппиус в "Весах" -- как бы от имени молодого лит. поколения. Дружески-короткие и интенсивные лит. отношения А. поддерживал с Кузминым, к-рый писал стихи для рассказов А. ("Месть Джироламо Маркезе", ЗР, 1907, No 10; "Вечер у господина де Севираж", "Белые ночи. Петерб. альм.", 1907), и Н.С.Гумилёвым. С первых номеров ж. "Аполлон" (осень 1909) А. "стал членом т. н. "молодой редакции" и заведовал театр, отделом" (Автобиография, с. 29), вел лит. и театр, хронику (1909, No 1--3; 1910, No 4--6, 8,10-- 12; 1913, No 2). В 1910 женился на актрисе Н. А. Зборовской (сестре Е. А. Зноско-Боровского); зиму 1911--12 жил в Ярославле, посылая в "Аполлон" корреспонденции о первом сезоне т-ра им. Волкова (дирекция А. П. Воротникова). Печатался в издававшейся при "Аполлоне" "Рус. худож. летописи" (1911, No 1--9, 12, 15--16; 1912, No 6...20). Попытку соединить "изощренность восприятия" со "строгими формами", вернуть художника к "власти над миром", им создаваемым (НЖдВ, 1909, No 14, с. 72--82), А. продемонстрировал в первом сб. рассказов "Золотые яблоки" (М., 1908) -- своего рода "костюмиров. представлении" из разных эпох и стран (Измайлов А., Помрачение божков и новые кумиры, М., 1910, с. 92--93). Рецензенты отмечали, что, "м. б., это не стиль, а стилизация" (Ю. Айхенвальд -- РМ, 1908, No 5, отд. III, с. 97). Другая часть критики зафиксировала "кабинетную романтику" и "книжное вдохновение" автора (В. Полонский -- "Нов. жизнь", 1914, No 3, с. 120). Будучи приглашен в мае 1910 в газету "Речь", А. выступал там с рец. на произв. В. Я. Брюсова (1910, No 300), А. В. Амфитеатрова (1910, No 321), А. Н. Толстого (1910, No335), А. М. Ремизова (1911, No 2), М. Криницкого (1911, No 64), Ю. И. Айхенвальда (1911, No 166), где продолжал отстаивать свои лит. позиции, близкие эстетич. программе Кузмина с его "оглядкой" на русскую "аполлонич." прозу (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И.С.Тургенев), противопоставлявшуюся "аполло-новцами" Н. В. Гоголю и Ф. М. Достоевскому, ориентация на к-рых обострялась у беллетристов с кон. 1910-х гг. Первую часть новой кн. А. "Рассказы" (СПб., 1912) составили "Петербургские апокрифы", где стилизуется "совр. среднекультурное представление" о первых десятилетиях 19 в. (Шубин Э. А., Худож. проза в годы реакции.-- В кн.: Судьбы рус. реализма начала века, Л., 1972, с. 90), вторую -- повести из совр. жизни (рец. Е. А. Зноско-Боровского -- "Совр.", 1912, No 5, с. 364). На эти оценки, как и на генезис самой прозы А., оказывали воздействие особенности лит. ситуации 1910-х гг., когда шли поиски более адекватных худож. способов "добраться" до действительности, чем те, что разрабатывались прозой 2-й пол. 19 в. Стилизация становилась одной из возможностей выработки нужных приемов письма. Важные черты прозы второго сб-ка А.-- фабульная острота; в выборе героев -- предпочтение "мечтателя и поэта" "дельцам и работникам", выдвижение в качестве гл. героя -- писателя как обладателя "власти" над людьми, размывающего границу между жизнью и театром; ясность и простота построения фразы. Высокая степень автобиографичности, характерная для рассказов второй книги (см. письма А. к Кузмину.-- ЦГАЛИ, ф. 232) и ставшая значащей чертой худож. ткани последующих произв., угадывалась критикой и благожелательно отмечалась как переход от "музея восковых фигур" "к худож. отражениям своего личного опыта" (Полонский, указ. соч., с. 120). В пов. "У фабрики" (1910), вошедшей в сб-к, Кузмин видел предвосхищение "нового бытового символико-реа-листич. романа" ("Аполлон", 1910, No 7, отд. II, с. 43). Подчеркивая отличия второй книги от первой, Гумилёв, считавший, что А.-- более петербуржец, "чем кто-либо другой из рус. писателей", называл ее стиль "твердым и гибким", самого А.-- "писателем-архитектором, ценящим в сочетании слов не красочный эффект, не муз. ритм или лирич. волнение, а чистоту линий и гармонич. равновесие частей, подчиненных одной идее" (ЛПН, 1912, No 11, с. 485).
В "психол. романе" "Последний спутник" (М., 1913), написанном "просто и красиво" (Полонский, указ. соч., с. 121), автор стремился передать атмосферу лит. и худож. Петербурга кон. 1900-х гг. Открытая ориентация на прототипы и в то же время нек-рое дистанцирование, легкая ирония обусловили специфичность повествования; помимо Брюсова, Кузмина, Н. Петровской и др., среди героев легко узнавался современниками и автор, выписанный с любовной автобиографичностью и, как и др. персонажи, с подчеркнутым портретным сходством (см. восп. Петровской -- ЛН, т. 85, с. 788).
С 1914 выступал как драматург; наиб, известны его пьесы "Ставка князя Матвея" ("Б-ка "Театра и иск-ва"", 1914, No 3; рец. на ее пост.: С. Яблоновский -- РСл, 1913, 28 нояб.) -- инсценировка одноим. рассказа, к-рый А. рассматривал как "образец трагич. романтизма" (письмо Кузмину от 19 нояб. 1911.-- ГПБ, ф. 124, д. 227), "Изумрудный паучок" ("Б-ка ТиИ", 1914, No 12). В третьем сб. рассказов А. "Сердце воина" (П., 1916), как и в несобранных рассказах кон. 10-х гг. ("Огонек", 1914, No 2, 43; 1915, No 35; 1916, No 7, 17, 34, 52; 1917, No 9; "Аргус", 1915, No 2, 10; 1916, No 1, 4; "Лукоморье", 1914, No 27; 1915, No 10; "Солнце России", 1915, No 42; "Весь мир", 1916, No 52), выделяются две группы: рассказы, где в основе сюжета -- клиширов. беллетристика 10-х гг., схема "борьбы чувств" в пределах треугольника, и те, где сюжетообразующую роль играет патриотич. порыв героев (О. М. Брик назвал их "традиц. "лит. медалью в память мировой войны"" -- "Летопись", 1916, No 11, с. 314). Рецензент третьего сб-ка резюмировал: "Его иск-во немного выше олеографий Б. Садовского и значительно слабее стилизации М. Кузмина" (Гвоздев А., Лит. летопись.-- СЗ, 1916, нояб., с. 126).
Проза А. интересна в первую очередь как лит. документ, засвидетельствовавший одну из "проб" 1910-х гг.-- попытку построения романа, усваивавшего опыт и символизма, и классич. прозы, а также стремление разрабатывать совр. книжную лит. речь вне обращения к внелит. фактам живой речи (разл. формы сказа) и старой рус. письменности (опыт Ремизова).
1-я мировая война застала А. за границей; вернувшись зимой 1915/16 в Россию, печатал корреспонденции с фронта. С 1918 в Москве, участвовал в газ. "Жизнь", затем оказался в Омске, где с янв. 1919 печатался в колчаковской газ. "Сиб. речь" (в т. ч. ром. "Видения жизни" -- о времени 1-й мировой войны). С нач. 1922-- в Москве. В дальнейшем, полностью разорвав лит. связи с предрев. кругом старших современников и начав лит. жизнь как бы с новой страницы, работал гл. обр. в жанре пропагандистской ист.-рев. беллетристики для юношества. Собр. его соч. (т. 1--5, 7, М., 1928) включает только повести для детей, написанные после 1922. В 1937 репрессирован.
Биогр. мат-лы:. Автобиография.-- В кн.: Писатели. Автобиографии и портреты совр. рус. прозаиков, М., 1928 (в др. ред.-- в Собр. соч., т. 1, М., 1928); Работа вслух. Этюд. (Как мы работаем?).-- ЖЖ, 1915, No 5; "Веселый день княжны Елизаветы". (Автор о своей пьесе).-- БВед, 1915, 12 окт.
Лит.: Рус. лит-ра (3, ук.); Трушкин В., Лит. Сибирь первых лет революции, Иркутск, 1967, с. 98; Веригина В. П., Восп., Л., 1974 (ук.); Зельдхейн-Деак Ж., К проблеме стилизации в рус. прозе нач. XX в.-- "Hungaro -- Slavica. 1978", Bdpst, 1978, с. 389--402; Егоров И. В., От монархии к Октябрю, Л., 1980, с. 109; Шолок Э., Живые документы первых дорев. лет. (О творчестве А.).-- "Детская лит-ра", 1968, No 3; Лит-ра и журналистика (2, ук.); ЛН, т. 72 (ук.), 85 (ук.). + НЭС; Гранат; Владиславлев; Козьмин; КЛЭ; Сов. дет. писатели. Био-библ. сл., М., 1961; Вишневский; ИДРДВ; Муратова (2); Масанов (псевдоним Серж Гелиотропов не учтен; установлен по авт. "Списку произв.".-- ИРЛИ, ф. 377, и по письму Кузмину от 22 апр. 1908, ГПБ).
Архивы: ИМЛИ, ф. 301; ЛГИА, ф. 14, оп. 3, д. 45 679*; ИРЛИ, ф. 377**.
M. О. Чудакова.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989