Астраков Николай Иванович
Об образцовой ферме

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


  

ОБЪ ОБРАЗЦОВОЙ ФЕРМѢ.
[И. А. Рѣшетникову]

I. Опредѣленіе фермы.

   Назовемъ образцовою,учено-хозяйственною фермою, или, сохраняя нашъ московскій терминъ, образцовымъ учено-хозяйственнымъ хуторомъ, усадьбу сельскую, которая совмѣстно удовлетворяетъ слѣдующимъ условіямъ: 1) Части усадьбы оборганизованы по строгимъ правиламъ раціональнаго сельскаго хозяйства въ послѣдней степени его современнаго совершенства и по законамъ сельской архитектуры; 2) на ней предпринимаются и производятся опыты, какъ для обогащенія положительными свѣдѣніями самой пауки, такъ для узнанія источниковъ богатства усадьбы; -- какъ для разрѣшенія климатерическихъ вопросовъ, относительно растеній и животныхъ, такъ равно для разрѣшенія вопросовъ о почвѣ,-- вопросовъ доселѣ, хотя мѣстно, неизвѣстныхъ и проч. 3) Вся техническая часть ея не внѣ законовъ и новыхъ открытій технологіи; она должна удовлетворять мѣстнымъ требованіямъ и проч. Техническая сторона въ хозяйствѣ -- это одинъ изъ непремѣнныхъ, и важнѣйшихъ элементовъ; онъ требуетъ зоркаго за собою преслѣдованія, даже прозорливости, иначе, вмѣсто выгодъ, результатомъ окажется убытокъ. На этой-то сценѣ обнаруживается первостепенная дѣятельность правителя фермы, вся глубина или ничтожество его знаній; ибо онъ тогда въ центрѣ сферы, слитой изъ множества разнородныхъ предметовъ. Я не говорю уже о наукахъ: здѣсь, кромѣ ихъ, неисчислимы практическія свѣдѣнія. 4)Усадьба сравнительно съ окрестными, владѣющими съ нею равными средствами, должна приносить процентъ выше, и непрерывно совершенствоваться,-- сильнѣть во всѣхъ рѣшительно средствахъ. Однимъ словомъ: учено-хозяйственная образцовая ферма есть владѣніе, которое, какъ въ общихъ своихъ формахъ и отправленіяхъ, такъ и частныхъ, заслуживаетъ непремѣннаго подражанія, конечно не слѣпаго, но обдуманнаго, отъ владѣній, ему окрестныхъ на извѣстномъ около него пространствѣ.
   На такое опредѣленіе найдется множество возраженій, въ особенности на два послѣдніе его члена постараемся дать отвѣтъ. Предубѣжденіе иногда бываетъ выше разсудка; дряхлая мысль окоренѣла, она имѣетъ много выгодъ и опоръ противъ новой,-- побѣда трудна!
   Всѣхъ возражателей можно раздѣлить, по духу ихъ понятій, на два класса: 1) закоренѣлые практики-хозяева по наглядкѣ,-- они, какъ Китайцы, не принимаютъ ни древности, ни обветшалости ни въ чемъ и идутъ тропою, пробитою за тысячелѣтіе: брозда ихъ поля неизмѣнно все тамъ же, гдѣ лежала за столѣтіе, или за два; 2) раціоналисты,-- это люди, хорошо понимающіе теорію науки хозяйства; они сознаютъ всю ея важность, но здѣсь уже и смыкается ихъ сфера: практическая сторона предмета для нихъ неразвита, и они ея не признаютъ, или признаютъ на столько, на сколько она нужна для теоріи, т. е., опытную ея вѣтвь, вѣтвь, которая почти кроется въ тѣни болѣе-важныхъ и болѣе-развитыхъ отраслей сельскаго хозяйства.
   Возраженія первыхъ грубы; они устремляются наиболѣе противъ I и II условій. Не понимая ни сущности, ни смысла дѣла, они кричатъ противъ всякаго раціональнаго распоряженія, противъ всякаго ученаго опыта, "что въ нихъ начало, сѣмя убытка и разоренія, что всякое нововведеніе уменьшаетъ доходъ". Голосъ ихъ слышатъ многіе сосѣди, и эти многіе убѣждаются ими. Въ нашъ вѣкъ, этотъ крикъ возможенъ; но убѣждающій отвѣтъ на него внѣ всякой возможности:-- онъ былъ бы безуміемъ. Дѣйствительно, убѣдите въ истинѣ того, кто лишенъ органа, чрезъ который бы могъ воспринять эту истину. Въ нашемъ дѣлѣ должно начинать съ хозяйственной да станутъ ли читать ее они, признающіе себя первоклассными хозяевами и сочиняющіе даже сами трактаты о сельской промышлености {Смотри 1) ("Библіотеку для Чтенія" за разные года и мѣсяцы; 2) Листокъ (заглавіе забылъ), который, по преимуществу помѣщаемыхъ тамъ статей о картофелѣ, назовемъ картофельнымъ, издаваемый гг. Песоцкимъ и Булгаринымъ; тамъ-то собрана вся современная безсмыслица сельскаго хозяйства, и 3) Чьи-то лекціи, отрывки или извлеченія, которыя были помѣщены въ "Сѣверной Пчелѣ".}? На ихъ возраженія стыдно отвѣчать.
   Раціоналисты говорятъ: технологическіе предметы не должны входить сюда (въ область науки хозяйства); они имѣютъ свое отдѣльное мѣсто, свое отдѣльное значеніе, управляются своими законами, а не агрономическими; сцена фабричной промышлености не ферма земледѣльческая, а заводъ, мануфактура: каждому свое. Ученая ферма не лавка,-- ея цѣль не прибыль, получаемая какъ-нибудь, нѣтъ, она имѣетъ другое назначеніе, высшее: для науки изъ нѣдръ природы; истина, лелѣемая для блага; -- вотъ ея главная мета! Далѣе, можетъ ли ученая ферма выдержать состязаніе въ доходахъ съ окрестными, когда она должна производить опыты, наблюденія, нисколько не влекущіе за собою выгодъ, напротивъ часто требующіе значительной траты и капитала и земли, и труда и времени? Таковы возраженія теоретика-хозяина; они, по-видимому, довольно сильны,-- и мы намѣрены на нихъ отвѣчать съ возможною удовлетворительностію.
   Спросите каждаго хозяина, чего онъ желаетъ отъ своего помѣстья. "Какъ можно большаго дохода, при возможномъ меньшемъ расходѣ",-- отвѣтъ короткій. Спрашиваю, справедливо ли это требованіе? По-моему, справедливо,-- справедливо, если бы даже хозяйство управлялось раціональною наукою сельскаго хозяйства. Для поясненія остановлюсь на примѣрь. Беру мѣдь; изслѣдованіе и преобразованіе этого металла составляетъ цѣль нѣсколькихъ и наукъ и искусствъ: обращаю вниманіе только на минералогію и металлургію. Минералогія изучаетъ свойства, собственно принадлежащія металлу, его внѣшній характеръ, сказываетъ его. удѣльный вѣсъ, тѣла, съ которыми онъ соединенъ въ естественномъ состояніи, формы, подъ которыми представляются эти соединенія, помѣщеніе жилъ металла, его сходство съ другими, наконецъ его свойства физическія. Вотъ чему учитъ естественная наука -- минералогія. Она предлагаетъ только свѣдѣніе, чистое знаніе; она удовлетворяетъ только познавательнымъ способностямъ человѣка, духу, стремящемуся постигнуть и обнять все; ея цѣль высится надъ матеріальнымъ интересомъ; ей нѣтъ заботы и надобности знать о приложеніяхъ, влекущихъ за собою неизмѣримыя вещественныя выгоды. Ея прямой характеръ, какъ характеръ всѣхъ чистыхъ наукъ,-- заключать собственный интересъ въ самой-себѣ.
   Перейдемъ теперь къ металлургіи -- наукѣ технической. Здѣсь отъ того же самаго предмета совсѣмъ другія требованія. Какая порода мѣди, или сплавы какихъ породъ крѣпче? Какія породы преимущественно должно употреблять для извѣстнаго рода фабрикацій? Какого будетъ качества и количества металлъ, извлекаемый изъ вновь разработываемаго рудника? Покроетъ ли прибыль расходы на работы и дастъ ли извѣстный процентъ? Далѣе, здѣсь предлагаются средства къ извлеченію металла изъ земли; изслѣдываются и даже строго разбираются тѣ правила, которыя необходимы при вскрытіи минъ; извлеченіе оттуда металла, форма печей, способы разводить огонь, управлять имъ, усиливать,-- все это дѣлается, разумѣется, условно, ибо здѣсь нѣтъ границъ, нѣтъ рѣшеній абсолютныхъ; здѣсь одинъ законъ: при наибольшей экономіи добыть возможно-болѣе металла. И такъ, здѣсь весьма часто отвергается метода физически и даже морально-лучшая, и замѣняется другою, которая представляетъ болѣе выгодъ. Металлургъ пріобрѣтаетъ свѣдѣнія, но частныя правила онъ создаетъ самъ для себя; какъ минералогъ и онъ даже прибѣгаетъ къ пособіямъ физики, химіи, механики, чтобъ рѣшить то, чего онъ не можетъ рѣшить при пособіи чистой минералогіи, которая тѣмъ не менѣе ему полезна. Положимъ теперь, что металлургія, такимъ образомъ сорганизованная, никогда бы еще не прилагалась къ дѣлу на практикѣ: безъ сомнѣнія, тогда не существовало бы новой суммы тѣхъ знаній, которыя присоединяются къ минералогическимъ свѣдѣніямъ о металлахъ. Такъ, здѣсь цѣлая вѣтвь свѣдѣній, которыя, по характеру, почти минералогическія, но которыхъ направленіе и цѣль совсѣмъ другія -- искусство.
   Нужно ли давать особенное названіе совокупности этихъ свѣдѣній и истинъ, пріобрѣтенныхъ тѣми же средствами, какими пріобрѣтаетъ минералогія? Нужно ли, потому только, что здѣсь элементарное ученіе развивается въ приложеніи, на-прим., даетъ правило строить металлоплавильни, выработывать металлъ въ произведеніи различной формы,-- нужно ли давать ему различный характеръ, назначеніе и проч.? Почему же ненужно, да и какимъ же образомъ не отдѣлить свѣдѣній теоретическихъ отъ практическихъ, теоріи отъ искусства? Справедливо, что зависимость есть между ими неоспоримая, но вмѣстѣ съ тѣмъ и возможность и даже необходимость отдѣленія. Теоретикъ остается при минералогіи.
   Послѣ этого примѣра, обратимся къ предмету болѣе къ намъ близкому, именно къ полевѣдѣнію. Здѣсь найдемъ совершенную аналогію съ предъидущимъ. Постараюсь избѣжать общностей: онѣ растягиваютъ изложеніе. Растительная физіологія -- эта вѣтвь фитологіи вообще -- научаетъ насъ, что растенія для своего развитія имѣютъ необходимость въ водѣ, теплотѣ, свѣтѣ, углѣ, кислородѣ, азотѣ и почвѣ для укрѣпленія и распространенія корней. фитологія указываетъ на условія, при которыхъ всякое растеніе проявляется въ природѣ подъ всѣми этими отношеніями. Это наука натуральная,-- не матеріально-корыстная. Здѣсь нѣкоторымъ образомъ та точка, за которую раціоналистъ не идетъ. Но полевѣдѣніе -- это знаніе техническое о растеніяхъ; оно заключаетъ въ себѣ другія свѣдѣнія, которыхъ безспорно корень въ предъ идущихъ наукахъ. Какія растенія находятся между полевыми, которыя могутъ быть воспитаны съ пользою для человѣка? Между этими какія разности по пользѣ своей выше? Какія употребляются средства при уходѣ, возращеніи, распространеніи ихъ и ихъ разностей? Какія средства заставить роста растенія далеко отъ ихъ естественнаго отечества? Какая почва для нихъ прилична? Какими приготовленіями можно довести эту почву до того, чтобъ на ней эти растенія развивались въ должной силъ,-- чтобъ выростали экземпляры сильнѣйшими и лучшими, нежели въ самой природѣ, въ дикомъ, свободномъ состояніи? Какимъ образомъ въ извѣстное время доставить требуемое растеніемъ количество воды, какъ предохранить отъ чрезмѣрно-изобильнаго притеченія этой жидкости? Какимъ образомъ можно доставить должное количество теплоты, или предохранить отъ нея, или отъ холода въ опредѣленномъ климатѣ, или во время транспорта? Какъ предохранить отъ сильнаго вліянія свѣта, или какъ усилить его дѣйствіе въ определѣнную эпоху роста растеній? Наконецъ, какимъ образомъ сохранить живымъ питательный сокъ растеній, содержащій въ себѣ матеріалы для ихъ рощенія? Всѣ эти вопросы,-- конечно, не болѣе, какъ развитіе самой фитологіи, но могутъ быть прилагаемы, безспорно, къ частнымъ цѣлямъ, къ ограниченному числу растеній, образовать особенное прибавленіе этой науки, и однако равно могутъ быть собраны въ отдѣльное цѣлое, составленное изъ истинъ, которыя могутъ существовать или имѣя приложеніе, или не имѣя никакого приложенія. Разумѣется, въ послѣднемъ случаѣ, правила, почти облеченныя въ формы матеріально-практическія, мертвѣютъ безъ всякихъ слѣдствій и развитій; между чистыми истинами фитологіи это сорная трава, небольше. Но если развить эти правила, оборганизовать въ нѣчто цѣлое, связать общею практическою мыслію, тогда образуется отдѣльная вѣтвь свѣдѣній сельскаго хозяйства,-- познаніе поля, полевѣдѣніе.
   Высочайшею задачею этого знанія будетъ: доведеніе растенія до возможно-полнаго его развитія во вс123;хъ Это же выраженіе, по моему мнѣнію, можетъ служить и опредѣленіемъ полевѣдѣнія (агрономіи). Задача второстепенная: довести растеніе до извѣстной степени развитія, или развить одну часть на счетъ другой. Это иногда бываетъ непремѣнною потребностію, а иногда и роскошью.
   Я пояснилъ двумя этими примѣрами, что должно различать науки теоретическія отъ наукъ прикладныхъ; что къ прикладнымъ, техгическимъ, съ цѣлію корыстно-матеріальною, принадлежитъ наука сельскаго хозяйства; что требованія владѣльцемъ наибольшаго дохода отъ усадьбы при наименьшемъ расходѣ весьма справедливы. Симъ же оправдывается и четвертое условіе образцовой фермы.
   Перехожу теперь ко второму возраженію: техническія производства и сельское хозяйство двѣ вещи совершенно разнородныя и они не должны идти другъ съ другомъ рука-объ-руку.
   Совершенно согласенъ въ ихъ разнородности, въ различныхъ направленіяхъ и цѣляхъ; но темъ не менѣе увѣренъ, что техническое заведеніе въ кругу сельскаго хозяйства необходимо до ощутительности. Спросите владѣльцевъ, которыя изъ ихъ даютъ болѣе процентовъ: тѣ ли, гдѣ единственный сбытъ -- хлѣбъ зерномъ и другія произведенія въ натуральномъ ихъ видѣ, или гдѣ продаваемый продуктъ -- уже произведеніе, прошедшее хоть первую степень техническаго производства, напр., зерна, превращенныя въ различные сорты муки, картофель въ крахмалъ? Безъ всякаго сомнѣнія, въ послѣднемъ; но понятно, что здѣсь, какъ и вездѣ, для удачнаго хода необходимое условіе -- глубокое, теоретическое и практическое знаніе науки сельскаго хозяйства, наукъ ей вспомогательныхъ, окрестныхъ и мѣстныхъ обстоятельствъ, равно и отдаленныхъ, которыхъ вліяніе рано или поздно коснется распоряжаемаго владѣнія: всѣми этими свѣдѣніями долженъ владѣть хозяинъ и заблаговременно ими пользоваться; тогда успѣхъ его вѣренъ.
   Но обратимся снова къ вопросу о введеніи до нѣкоторой степени техническихъ производствъ въ область естественной производящей промышлености. Существуетъ ли въ настоящее время равновѣсіе между промышленостями сельскою, мануфактурною и торговою? Рѣшительно нѣтъ; обѣ послѣднія развиваются на счетъ первой, а послѣдняя даже на счетъ двухъ первыхъ, т. е. присваиваетъ себѣ непозволительнымъ образомъ чужой процентъ. Торгашъ скупаетъ хлѣбъ еще на корню. За какую цѣну? Ужь вѣрно не за 1/3, не за 1/4, а за 1/10 или 1/15 настоящей. Скажутъ: что же велитъ помѣщику продавать такъ? Надобность въ деньгахъ; а торгашъ, какъ воронъ, издалека слышитъ эту нужду.-- Да пусть даже помѣщикъ продаетъ зерномъ или мукою: онъ продаетъ ее у себя, въ губерніи отдаленной, гдѣ цѣны на хлѣбъ въ урожай чрезвычайно-низки, а въ неурожай едва не голодъ; примѣры недалеко. Въ первомъ случаѣ, онъ опять при небольшой выручкѣ, а во второмъ, просто въ бѣдѣ. При такомъ состояніи дѣла, борьба между торгашомъ и владѣльцами непремѣнно должна быть объявлена. Помѣщики должны сами выдѣлывать лучше свои произведенія, сами возить на выгодные рынки свой товаръ, сами должны гонять скотъ и заниматься выдѣлкою различныхъ его частей. Словомъ, должны нѣкоторымъ образомъ и до нѣкоторой степени, которую опредѣляютъ обстоятельства, примѣниться къ промышлености технической и торговой. Тогда состязаніе будетъ возможно и имѣніе можетъ поправиться. И такъ, техническія производства и торговые обороты для успѣшнаго хода сельскаго хозяйства необходимы.
   Есть у насъ губерніи,-- я хочу сказать о южныхъ,-- въ которыхъ климатически возможны многія полезныя растенія, которыя доселѣ не разводятся. Еслибъ тамъ существовали фабрики, на-пр., требующія крашенія,-- вѣроятно, это скорѣе навело бы окрестныхъ хозяевъ на мысль воспитать красильныя растенія, и успѣхъ былъ бы непремѣнно удаченъ; вотъ и новый источникъ дохода. Теперь уже на югѣ дѣйствительно разводятъ красильныя растенія, но все это не въ большомъ количествѣ; то же должно сказать и о табакѣ.
   И такъ, опредѣленіе, сдѣланное нами, необходимо справедливо; иначе, ферма не будетъ образцовою, учено-хозяйственною. Понимающіе дѣло пожелаютъ осуществленія этого опредѣленія; ихъ желаніе, можетъ-быть, и сбудется: въ Россіи уже есть зародыши фермъ.
  

II. Организація фермы.

   Утвердившись въ опредѣленіи "что такое ферма?" войдемъ въ подробности ея архитектуры -- матеріальной и нематеріальной.
   Вопросъ. Дано поле изъ опредѣленнаго числа десятинъ; требуется обратить его въ учено-хозяйственную образцовую ферму. Съ чего начинаетъ директоръ будущей фермы? Онъ, во-первыхъ, подробно и быстро изслѣдываетъ качество почвы; разлагаетъ ее въ разныхъ мѣстахъ; далѣе, составляетъ карту качества почвы; потомъ, по этой картѣ, полный хозяйственный планъ. Этотъ хозяйственный планъ распадается уже на другіе: 1) агрономическій {Сюда же относятся: 1) Садовый, если садъ возможенъ. 2) Огородный.}; 2) зоономическій съ фасадными и другими сюда принадлежащими чертежами; 3) планы, чертежи, фасады и пр., для помѣщенія техническихъ производствъ; 4) планъ зданій, для помѣщенія чиновниковъ, нужныхъ при фермѣ, людей рабочихъ, т. е. занимающихся работою собственно полевою, садовою, огородною, уходомъ за скотомъ, въ техническихъ производствахъ и, пр.; 5) планъ мастерской для дѣланія земледѣльческихъ орудій, которая должна быть въ свою очередь образцовою и доставлять отмѣнныя произведенія,-- составлять одинъ изъ важнѣйшихъ пунктовъ дохода фермы; 6) планъ училища, если оно будетъ существовать при фермѣ; планъ самаго ученія,-- это важнѣйшее. Провѣривъ съ должною осмотрительностію и тщательностію свои планы, директоръ, если онъ уполномоченъ (factotum), приступаетъ къ выполненію ихъ на самомъ дѣлѣ; въ противномъ же случаѣ, представляетъ ихъ на утвержденіе тѣхъ свѣдущихъ лицъ, отъ которыхъ зависитъ. Надо замѣтить, что планъ агрономическій здѣсь всего важнѣе; отъ него зависятъ планы и зоономическій и техническихъ производствъ, да и самое размѣщеніе прочихъ зданій.
   Опредѣливъ выгоны, должно приступить къ выбору системы плодоперемѣненія или только зерноперемѣненія, смотря по ходу дѣла, не забывъ, разумѣется, луговодства. Вопросъ о системѣ весьма важенъ; онъ не рѣшается разомъ: опытность и направленіе полевоздѣлыванія измѣняютъ его рѣшеніе до извѣстной точки, гдѣ онъ и является положительно-опредѣленнымъ. Кормовыя травы, которыя, безъ сомнѣнія, пойдутъ въ систему, опредѣлятъ нѣкоторымъ образомъ количество скота, хотя онъ также находится въ прямой зависимости отъ количества воздѣлываемой земли. По этимъ двумъ даннымъ, можно судить о размѣрѣ общаго скотнаго двора, о помѣщеніи рабочихъ животныхъ.
   О строеніяхъ техническихъ и говорить нечего: они прямо зависятъ отъ двухъ первыхъ плановъ, или, въ большой части случаевъ, отъ одного агрономическаго.
   Сельская техника наша необширна. Теперь въ оборотѣ у насъ дѣланіе картофельной муки, картофельной патоки, уксусу, свекловичнаго сахара {Мы не говоримъ о селахъ, которыя отъ большихъ операцій суконныхъ, хлопчатобумажныхъ и пр., обратились въ фабрики: они живутъ какъ паразитныя растенія чужими средствами -- выдѣлываютъ произведенія чужія; тугъ сельское хозяйство уже исчезло.} -- и почти только; это слишкомъ-тѣсный кругъ; на образцовой фермѣ можно бы, на-пр., имѣть хотя вѣтреную свою мельницу, хорошаго устройства, если урочище не позволяетъ водяной: она всегда принесетъ доходъ, если будетъ въ хорошихъ рукахъ. Эта мельница можетъ приготовлять чистую пеклеванную муку, что у насъ рѣдкость; да если и не рѣдкость, то цѣна на нее чрезвычайно высока; и безъ сомнѣнія, дѣло образцовой фермы привести къ надлежащему уровню эту цѣну.
   Нечего говорить о помѣщеніи чиновниковъ и слугъ фермы: удобство для всѣхъ -- вотъ главное условіе. Слѣдовало бы говорить о мастерскихъ для земледѣльческихъ орудій, но прежде обратимся къ особенному плану. Ферма можетъ имѣть лѣсъ: тогда лѣсохозяйственный планъ необходимъ. Вопросы о сведеніи его, о сведеніи его части, раздѣленіе на правильныя лѣсосѣки для собственнаго пользованія или частію на продажу,-- эти вопросы должны быть рѣшены, предварительно, и послѣ этого форма плана окажется сама собою.
   Мастерская земледѣльческихъ орудій должна быть раздѣлена на два отдѣленія: 1) на кузню съ слесарнею и, 2) столярную. Разумѣется, необходимо владѣть хорошими мастерами, особенно слесарями, которыхъ (мимоходомъ замѣтимъ) у насъ весьма-мало: безъ мастера ничего нельзя сдѣлать. Директоръ долженъ получать чертежи новѣйшихъ агрономическихъ машинъ, орудій, опредѣлять которыя изъ нихъ у насъ могутъ быть приложены къ дѣлу и какія нѣтъ. Если машина сложна, то въ такомъ случаѣ трудно обойдтись безъ модели, и ее должно имѣть.
   Въ заключеніе этого общаго обзора организаціи фермы, скажемъ, что въ то время, когда она уже достигла своего хода, могутъ и должны быть принимаемы ученики или вполнѣ, или по нѣкоторымъ только частямъ, или даже и по одной какой-нибудь части ферменнаго устройства. Для учениковъ перваго рода должно существовать училище, въ которомъ излагались бы нужнѣйшія имъ свѣдѣнія, науки положительныя преимущественно; но не должно забывать, что практика для нихъ важнѣе, и они должны большую часть времени проводить въ полѣ или въ мастерскихъ, или участвовать въ техническихъ производствахъ, и только нѣкоторую часть времени проводить въ классахъ.-- Содержаніе и держаніе ихъ должно непремѣнно подходить къ классу крестьянскому, ибо они назначаются ему въ учителя только, и нисколько не выше; тѣ горько ошибаются, которые школы такого рода возводятъ выше ихъ кореннаго назначенія:-- это порча для людей.
   Крестьянскій классъ имѣетъ свой чинъ: къ крестьянамъ является школьникъ, что онъ имъ -- товарищъ? управитель? Товарищемъ самъ онъ не хочетъ быть, а управителемъ не сможетъ.-- Да потомъ еще чему онъ наученъ? Реторикѣ, логикѣ, географіи, статистикѣ и пр. Ждите, все это онъ приложитъ къ дѣлу, особенно на полѣ! Помѣщикъ обращаетъ его въ домашніе писаря, конторщики, или дядьки. Положительнымъ же наукамъ онъ учился въ послѣднихъ классахъ бѣгло, наскоро: трудно ихъ узнать на-скорую-руку. Такая дисгармонія между этимъ образованіемъ и практическимъ требованіемъ приводитъ къ очень-плохимъ результатамъ. Помѣщикъ, который отдавалъ мальчика въ школу, надѣялся найдти въ немъ, по окончаніи курса, человѣка практическаго, знающаго новыя методы и пріемы въ полѣ, въ скотоводствѣ, умѣющаго присмотрѣть, если не построить мельницу, молотильню и проч., понимающаго хорошо земледѣльческія орудія вообще, какъ ихъ употребленіе, такъ и устройство; но всего этого въ немъ въ сущности-то и не встрѣчаетъ; отсюда неудовольствіе, отсюда задержка развивающейся нашей сельской промышлености. По довольно,-- это дѣло видимое для всѣхъ.
  

III. О свѣдѣніяхъ директора фермы.

   Составъ учено-хозяйственной фермы довольно ясно показываетъ, какими разнообразными и какими глубокими свѣдѣніями долженъ быть одаренъ тотъ, кто распоряжается фермой. Войдемъ въ нѣкоторыя подробности. Припомнимъ, что вся организація фермы зависитъ отъ агрономическаго плана,-- точно такъ же, какъ этотъ планъ отъ идеи и соображенія фермо-правителя, котораго всѣ свѣдѣнія находятся въ непосредственной связи съ агрономіею (не въ смыслѣ Тэера). Начнемъ отсюда.
   Полевоздѣлываніе есть знаніе, во характеру своему технологическое, проистекающее отъ фитологіи, и имѣющее, какъ и всѣ науки технологическія, двѣ различныя части: одну принадлежащую фитологіи, другую гражданской экономіи (или общественной).
   Принимая полевѣдѣніе въ первомъ отношеніи, мы говоримъ: живое растеніе требуетъ мѣста для своего укорененія -- почвы, которою обыкновенно бываетъ земля; съ другой стороны, для его развитія и частнаго и общаго, необходимы свѣтъ, теплота, углеродъ, кислородъ и азотъ, къ чему присоединить должно электричество со всѣми его подраздѣленіями, напримѣръ въ процессѣ гальваническомъ и пр.; необходимы ихъ динамическія вліянія.-- Свѣдѣнія обо всѣхъ этихъ предметахъ принадлежатъ различнымъ наукамъ.-- Пересмотримъ же по порядку сокращенно эти жизненныя условія растенія.
   1. Земля (обращеніе ея въ почву). Здѣсь необходимо, во-первыхъ, изслѣдовать отношеніе почвы въ ея естественномъ (или, лучше, данномъ) состояніи къ произведеніямъ, которыя она можетъ дать; во-вторыхъ, сообразно съ цѣлію поправить ее, возбудить или удобрить. Это предметъ науки, имѣющей основаніемъ другія, именно: минералогію, химію и копрологію. Здѣсь должны рѣшиться вопросы агрономометрическіе, т. е. о богатствѣ почвы (копрологіи), ея силѣ (минералогіи), плодородности (химіи).
   Часть собственно незанимающуюся ни поправленіемъ, ни возбужденіемъ, ни удобреніемъ, а прямымъ опытомъ надъ почвою въ естественномъ (данномъ) состояніи, Тэеръ назвалъ агрономіею; но мы этому имени не будемъ приписывать того же смысла: удѣлъ агрономіи управленіе, хотя условное, плодородіемъ природы.
   Давно извѣстно, что растенія лучше ростутъ на землѣ взрыхленной, т. е. приведенной посредствомъ землепахатныхъ орудіи въ состояніе менѣе-плотное противу естественнаго. Далѣе, извѣстно также, что въ природѣ большая часть сѣменъ теряется единственно потому-что они не могутъ, хотя на нѣсколько, проникнуть во внутрь земли, которой поверхность, въ-слѣдствіе различныхъ причинъ, окорѣваетъ. Наконецъ, растенія ростутъ успѣшнѣе, если они не скучены, а разобщены, и чѣмъ земля, прикрывающая корни ихъ, тоньше, нѣжнѣе, легче, удобораздѣлимѣе: это позволяетъ проникать туда воздуху и различнымъ произведеніямъ метеорологическимъ. Чтобъ выполнить эти различныя условія, приводящія къ хорошему воздѣлыванію, должно умѣть строить различные землевоздѣлывающіе снаряды и пользоваться ими;таковы: 1-е, землеподъемные, 2-е, землепереворачивающіе, 3-е, раздѣляющіе. Не менѣе важное условіе -- изученіе двигателей.-- въ настоящемъ случаѣ животныхъ,-- опредѣленіе способа, какъ употреблять ихъ силы для приведенія въ движеніе снаряда безъ изнуренія животнаго и извлеченія наибольшаго полезнаго дѣйствія,-- это вопросъ современный. Растенія поднялись -- нерѣдко нужно орудіе для управленія ими. Пріидетъ пора жатвы -- опять новое орудіе, для выщелушенія зерна -- орудіе (машина), для его очищенія -- машина, для превращенія въ муку -- машина. Мѣханика сельская указываетъ на средства строить орудія и употреблять ихъ, и въ ней же законы дѣйствующихъ животныхъ силъ.
   2. Вода. Влага, содержимая почвою, или въ-слѣдствіе дождя, или законовъ капиллярности, подымающаяся изъ нижнихъ словъ, невсегда бываетъ пропорціональна жизненнымъ требованіямъ растенія: ея -- то недостаетъ, то много. Въ первомъ случаѣ, должно прибѣгнуть къ стороннимъ средствамъ, чтобъ пополнить этотъ важный недостатокъ: должно или провести воду посредствомъ каналовъ изъ ближайшаго источника въ резервуары, размѣщенные на приличныхъ мѣстахъ, или, смотря по удобству, къ водоподъемнымъ машинамъ. Въ противномъ случаѣ настоитъ надобность избавить почву отъ излишней влаги; здѣсь необходимы прорѣзы, окопы, и проч. Но какъ бы то ни было, въ томъ и другомъ случаѣ опять должно прибѣгнуть къ механикѣ и къ гидравликѣ. Сюда принадлежитъ устройство плотины, какъ строенія отчасти и весьма-часто необходимаго въ полномъ сельскомъ хозяйствѣ.
   3. Свѣтъ. Теплота. Теорія этихъ предметовъ излагается въ физикѣ. Доставлять растеніямъ количество теплоты и свѣта больше или меньше, нежели можетъ природа въ данное время, въ опредѣленномъ климатѣ, гдѣ они растутъ,-- вотъ какого знанія требуется здѣсь отъ форматора. Это средство, во-первыхъ, открываетъ возможность перевозить растенія въ страны жаркія или холодныя изъ странъ обыкновенныхъ или умѣренныхъ. Здѣсь же заключается возможность сокращать или продолжать нѣкоторымъ образомъ искусственно различные періоды ихъ существованія и измѣнять время ихъ зрѣлости.
   Вотъ почему дѣлаютъ иногда защиту для растенія противъ вліянія воздуха, свѣта и теплоты, или усиливаютъ ихъ напряженность на растеніе: тогда останавливаютъ, или только замедляютъ ихъ ростъ, или заставляя съ излишкомъ (противъ натуральнаго) поглощать свѣтъ и теплоту,-- развиваютъ ихъ быстро. Но во всемъ этомъ главное -- законы отношеній, которые существуютъ между движеніемъ соковъ растительныхъ, ихъ развитіемъ и пропорціональнымъ вліяніемъ теплоты и свѣта. Опредѣлить эту пропорціональность -- величайшая и вообще нерѣшенная задача; опытъ, соображеніе съ физіологическими законами до нѣкоторой степени позволятъ приблизиться къ истинѣ. Вообще, надо умѣть хорошо сличать показанія фатометра и термометра, Здѣсь есть непремѣнно законная связь, но она еще неподмѣчена. Всѣ эти правила весьма полезны въ садоводствѣ; что же касается до полеводства, то тамъ они не всегда удобоприложимы; впрочемъ, въ нѣкоторыхъ актахъ необходимо брать ихъ въ соображеніе.
   4. Метеоры. Недостаточно знать средства управлять водою, теплотою, свѣтомъ и пр. въ случаѣ ихъ избытка или недостатка; чтобъ судить о необходимости ихъ приложенія и имѣть разсчетистое, вѣрное распоряженіе ими въ будущемъ, должно знать еще, сколько природа въ данной мѣстности, въ данное время доставляетъ ихъ,-- дѣйствіе ихъ годовое, мѣсячное, денное, и вліяніе всѣхъ этихъ обстоятельствъ на растеніе. Это предметъ, или правильнѣе Физической географіи, которой необходимую намъ часть называютъ сельскою климатологіею. Средства предохранить растенія, жатву отъ вліянія нѣкоторыхъ метеоровъ, должно отнести къ сельской архитектурѣ. Сюда принадлежатъ теплицы, оранжереи и пр., равно громоотводы, градоотводы.
   5. Углеродъ (угль), кислородъ, азотъ. Растенія заимствуютъ часть питательныхъ веществъ изъ атмосферы; но эта питающая воздушная часть недостаточна ни для ихъ развитія, ни для принесенія ими плода; они должны получать пищу еще корнемъ -- это тѣла уже растворившіяся (слизь черноземная), напитанныя газами. Тѣла, предназначенныя питать растенія, въ почвѣ находятся или въ состояніи уже разрѣшенія, или еще нерастворившимися, т. е. непревратившимися въ черноземную слизь. Въ послѣднемъ случаѣ необходимо ввести стороннихъ дѣятелей, которые измѣнили бы это состояніе и сдѣлали бы способными эти вещества разрѣшаться въ водѣ, т. е., что этимъ самымъ долженъ совершиться процессъ, обогащающій почву дѣйствительно-питательными веществами. Изученіе этихъ веществъ, способныхъ къ питанію растеній и способовъ ихъ приготовленія, составляетъ опять свѣдѣніе рѣшительно-техническое, проистекающее изъ началъ химіи; его называютъ копрологіею, или знаніемъ объ удобреніяхъ во всѣхъ ихъ видахъ.
   NB. Вліяніе угля на растеніе весьма важно; а потому изученіе его свойствъ необходимо во всей подробности.
   6. Изученіе мѣстной экономіи общественной, а лучше,-- простирающейся и за эти предѣлы на нѣкоторое разстояніе, также весьма важно. Это необходимо для сбыта произведеній, даже опредѣляетъ нѣкоторымъ образомъ количество, сколько нужно какихъ продуктовъ воспитать. Сюда же принадлежатъ и свѣдѣнія о позволеніи правительства разводить растеніе, заниматься такимъ-то производствомъ, и проч.
   Но вотъ кодексъ всѣхъ этихъ свѣдѣній въ общей таблицѣ.

 []

 []

2-е. Растенія во взаимномъ ихъ отношеніи.          

   Вотъ мой взглядъ на значеніе учено-образцовой фермы. Быть-можетъ, здѣсь много найдется недостатковъ, къ которымъ пусть будутъ снисходительны разумѣющіе дѣло читатели: это первый опытъ въ-отношеніи этого предмета.

Н. АСТРАКОВЪ.

"Отечественныя Записки", No 9, 1841

  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru