Аскоченский, Виктор Ипатьевич, журналист, род. 1-го октября 1813 г., в Воронеже, ум. 18-го мая 1879 г., в С.-Петербурге. Сын священника, бывшего наставником в нотном пении всех церковнослужителей Воронежской губ., Аскоченский, после домашней подготовки, поступил в Воронежскую семинарию, по окончании курса в которой, как один из лучших учеников, перешел в Киевскую духовную академию. Усердно занимаясь здесь богословскими и историческими науками, Аскоченский, по окончании в 1839 г. академического курса со степенью магистра, был назначен бакалавром академии (адъюнкт-профессором) и сначала преподавал языки польский и немецкий, а затем патрологию, причем изучил Св. Писание и творения св. отцов, как немногие специалисты. Оставив по собственному желанию профессуру, Аскоченский в 1846 г. получил место советника волынского губернского правления и жил в доме генерал-губернатора Юго-западного края Д. Г. Бибикова, в качестве воспитателя одного его родственника. В 1849 г. Аскоченский был переведен в Каменец-Подольск совестным судьею с исправлением должности председателя гражданской палаты, но прослужил здесь всего два года и принужден был выйти в отставку в чине коллежского советника. С этого времени Аскоченский, переселившись в Киев, а затем, в 1857 г., в Петербург, отдается исключительно литературной деятельности, которая становится на долгие годы, до конца жизни, единственным источником средств его существования. Деятельность эта началась еще в 1839 году заметками и стихами в "Воскресном Чтении", "Маяке" и "Москвитянине" и отличалась большим разнообразием: Аскоченский писал стихи, басни, повести, драмы, ученые исследования, сатирические очерки, религиозно-нравственные рассказы и пр. Не имея художественного беллетристического таланта, Аскоченский был по призванию публицистом и приобрел на поприще журналистики громкую, но печальную известность, не принеся, вследствие своих крайних охранительных воззрений, той пользы, которой можно было бы ожидать при его даровании, остроумии и знаниях. "Собрание стихотворений" (1846 г.), "Пансионерка", трагедия нашего времени, в четырех отделениях с эпилогом (1847 г.), роман "Асмодей нашего времени" (1858 г.), изданный под псевдонимом В. Кочки-Сохрана, "Марфа посадница или падение Новгорода", драматическое представление в 4-х картинах (1870 г.) -- таковы литературные произведения Аскоченского, в которых он безуспешно пытался разрешить те или другие художественные задачи. Некоторый успех (разошлось все первое издание) имел только роман "Асмодей нашего времени", в котором Аскоченский впервые выступил в роли обличителя безнравственности и атеизма русского общества. Гораздо важнее научные труды Аскоченского: не говоря о "Кратком начертании истории русской литературы" (1846 г.), составленном из уроков, которые автор преподавал в одном из киевских женских пансионов, и не имеющем научной ценности, следует назвать большое двухтомное сочинение "Киев с древнейшим его училищем -- академиею" (1856 г.) и книжку: "История Киевской духовной академии по преобразовании ее в 1819 г." (1863 г.); второй труд является продолжением первого и составлен также, главным образом, по архивным материалам; значительную часть первого сочинения занимают биографии бывших питомцев Киевской духовной академии. В июле 1858 года появился первый номер "Домашней Беседы", которая выходила затем еженедельно и сначала предназначалась для народа (No стоил 5 коп.). С 1859 года формат газеты был увеличен, а программа расширена; с 20-го No 1860 г. появился отдел "Блестки и изгарь", который в продолжение 18-ти лет читался самыми ожесточенными врагами Аскоченского. С едким сарказмом и подчас не без остроумия, под предлогом защиты идей православия против распространившегося в обществе неверия, и консервативных начал против увлечений либерализмом, Аскоченский высмеивал все западноевропейское и новое в науке, литературе, общественной и государственной жизни. В своем обскурантизме и фанатической набожности он дошел, наконец, до того, что заставил охладеть к себе прежних своих приверженцев и поклонников и подготовил свое литературное падение. В начале имевшая успех, "Домашняя Беседа" в последнее время едва влачила существование и на No 45 за 1877 год (5-го ноября) неожиданно прекратилась. В этом появилось следующее "Грустное, но необходимое объявление подписчикам, читателям и почитателям "Домашней Беседы": "Редактор-издатель журнала "Домашняя Беседа" Виктор Ипатьевич Аскоченский, 19 лет послуживший верой и правдой общественно литературному делу в издании "Беседы", которая всегда была врагом духа века сего и стояла крепко на твердой почве св. православия и народности русской, вследствие усиленных занятий, 23-го октября поражен нервным ударом (воспалением в мозгу) и на днях отправлен в больницу. Надежда на скорое его выздоровление довольно сомнительна. И потому как выпуск дальнейших номеров "Домашней Беседы" за текущий год, так и подписка на "Домашнюю Беседу" в будущем 1878 году, впредь до поправления здоровья редактора, прекращаются. Жена редактора, Татьяна Владимировна Аскоченская, в глубокой горести о серьезной болезни ее мужа, который жил единственно трудами издания журнала и теперь, кроме значительных долгов, не оставил ей с четверыми детьми никаких средств даже и к дневному пропитанию, покорнейше просит гг. подписчиков извинить ее больного мужа за недоимку номеров "Домашней Беседы" в текущем году и по христианскому братолюбию помолиться о его выздоровлении, для поддержки его бедного семейства и убитой горестью жены его". Во время редактирования "Домашней Беседы" Аскоченский, между прочим, напечатал отдельными изданиями: "Чтение для православного русского народа", первое издание -- в 1860 г., второе -- в 1862 г.), "Записки звонаря", "Басни Незамая", "Письма с того света", "Панорама или очерки современной жизни", в 3-х частях, где он перепечатал "Асмодея нашего времени", дополнив его несколькими новыми главами, и, наконец, переводную с польского трагедию И. Коржениовского -- "Карпатские горцы". После смерти Аскоченского (он умер, пострадав более полутора лет, в отделении душевнобольных Петропавловской больницы). В "Историческом Вестнике" (1882 г., No 1--9) напечатано, с предисловием Ф. И. Булгакова, извлечение из его обширного "Дневника", веденного с 1835 по 1857 г. Из этого любопытного "Дневника" можно видеть, что обскурантизм Аскоченского объясняется личными житейскими неудачами: до отставки и особенно во время профессорства он был совсем другим человеком. Помимо автобиографического значения, "Дневник" важен для характеристики духовного образования провинции того времени, важен для историка театра и композитора церковного пения (Аскоченский сам написал наголову духовных пьес), для ученого богослова и педагога, которые найдут в нем ценные сведения каждый по своей специальности. По словам Булгакова, "Дневник" представляет целую энциклопедию, какая только доступна силам одного человека".
Некрологи: в "Церковном Вестнике" 1879 г. No 21 (А. Павловича) и в "Церковно-Общественном Вестнике" 1879 г., No 60. -- "Истор. Вестн." 1882 г., январь -- сентябрь, "Дневник В. И. Аскоченского", с предисловием и объяснениями Ф. И. Булгакова. -- Кратная биография Аскоченского на отдельном листе, дозволенном цензурою 24-го декабря 1864 г. и напечатанном в типографии А. Мюнстера. -- В. Аскоченский, "История Киевской духовной академии по преобразовании ее в 1819 г.". -- С. Венгеров, "Критико-биогр. словарь", т. І, стр. 827--836.
Русский биографический словарь А. А. Половцова, т. 2: Алексинский -- Бестужев-Рюмин, с. 348--350
II.
АСКОЧЕНСКИЙ Виктор Ипатье-вич [наст. фам. Оскошный, затем Отскоченский, "облагозвученная" А.-семинаристом; 1(13).10.1813, Воронеж -- 18(30).5.1879, Петербург], прозаик, журналист, историк. Сын священника. Окончив Воронеж, сем. и Киев, духовную акад. (1839) и получив степень магистра богословия и словесных наук (1840), преподавал в той же академии польск. и нем. яз., а с 1841 читал курс патрологии. С 1839 печатал заметки и стихи в ж. "Воскресное чтение", затем в "Маяке" и "Москвитянине". С 1844 жил в доме ген.-губернатора Юго-Зап. края Д. Г. Бибикова в качестве воспитателя его родственника; в том же году уволен из духовного звания. Был знаком с Т. Г. Шевченко (позднее опубл. восп. о нем -- "Дом. беседа", 1861, No 33). Перенес личные невзгоды, в т. ч. раннюю смерть первой (1844), а затем второй (1847) жены. В 1846 получил место советника Волын. губ. правления (в Житомире). Тогда же вышли две книги А. Кн. "Краткое начертание истории рус. лит-ры" (К., 1846) состояла из отд. (от неск. строк до 2--3 страниц) характеристик творчества осн. рус. писателей -- церковных и светских.
При отсутствии к.-л. целостной ист.-лит. концепции (на что указал В. Н. Майков -- ОЗ, 1846, No 9), нек-рые из этих характеристик были выразительными и емкими (примечательна высокая оценка творчества М. Ю. Лермонтова наряду с более чем сдержанным отношением к А. С. Пушкину, к-рому А. отказывал в глубоком нравств. содержании). В "Стихотворениях" А. (К., 1846; рец.: БдЧ, 1846, т. 79; "Совр.", 1846, т. 44), по иронич. замечанию того же Майкова, выразился "истинный эклектизм, поглощающий в себе творения всех рус. писателей от Нестора до сего дня" (ОЗ, 1846, No 9). Пьесы А. -- "трагедия нашего времени" "Пансионерка" (К., 1848) и драма в стихах "Марфа Посадница, или Падение Новгорода" (запрещалась цензурой; опубл.: СПб., 1870),-- изобилующие пространными монологами, ходульны (хотя в последней облику героини приданы нек-рые индивидуальные черты). В февр. 1849 А. был переведен в Каменец-Подольский на должность пред. совестного суда, но через полгода из-за острых конфликтов с чиновничьей средой вынужден был выйти в отставку в чине тит. сов. и заняться исключительно лит. деятельностью -- сначала в Киеве, а с 1857 в Петербурге. Опубл. кн.: "В. Г. Григорович-Барский, знаменитый путешественник XVIII в." (К., 1854), "Киев с древнейшим его училищем Академиею" (ч. 1--2, К., 1856; рец.: ОЗ, 1857, No 1) и "История Киев. духовной акад. по преобразовании ее в 1819 г." (СПб., 1863; продолжение предыдущей), богатые ист.-культурным материалом. Вместе с тем, как видно из интересных, в т. ч. в худож. отношении, дневников А. (опубл. в извлечениях -- ИВ, 1882, No 1--9; предисл. Ф. И. Булгакова), он пережил в эти годы мировоззренч. перелом: начав в молодости определ. свободомыслием, критикой системы духовного образования, института монашества, А. впоследствии стал исповедовать прямо противоположные взгляды: святошество, доходящее до обскурантизма, шовинизм, крайний монархизм, внося в их пропаганду фанатич. нетерпимость. Гл. герой ром. "Асмодей нашего времени" (СПб., 1858; переизд. под назв. "Панорама, или Очерки из совр. жизни" -- СПб., 1875), наиб, известного произв. А.,-- злодей-искуситель с "говорящей" фамилией Пустовцев. Гипертрофиров. изображение его пороков призвано было охранить читателя от тлетворного воздействия скептицизма, воплощение к-рого А. видел в Онегине, Печорине, Петре Адуеве. Несмотря на различие в предмете обличения, произв. А. воспринималось как своего рода предтеча "антинигилистич. романа": характерно использование его названия М. А. Антоновичем для осуждения "Отцов и детей" И. С. Тургенева (в свою очередь осуждавшихся А.: "Блестки и изгарь", ДБ, 1862, No 12). Воплощение положит. идеала А.-- герой "Записок звонаря" (СПб., 1862, б. п.), традиц. "маленький человек" ("косноязычен", "малогласен", "невзрачен"), к-рый, однако, своим религ. смирением и благочестивыми размышлениями возвышен над окружающими, погрязшими в мирской суете. Тот же религ.-проповеднич. характер носят стихотв. "Письма с того света пятилетнего брата к своей сестре" (СПб., 1871; 3-е изд.-- 1876). Басни А. (сб. "Басни", СПб., 1863) -- б. ч. прямолинейно публицистические, обличающие как "польских скорпионов" ("Скорпионы", 1863) и отеч. "поджигателей", так и тех, кто "потворствует" им своей мягкостью ("Когда уж люди так неисправимо злы,/ То вместо слов им нужны кандалы" -- "Оратор", 1862). Вместе с прямыми изъявлениями верноподданнич. патриотизма ("Заморским витиям", 1854; "По прочтении высочайшего рескрипта гр. M. H. Муравьёву", 1865) и проклятиями социальному противнику ("Нигилисту", 1863; "Ужасное открытие", 1866,-- в связи с выстрелом Д. В. Каракозова) они составили сб. стихов "Басни и отголоски" (СПб., 1869).
В 1858--77 А.-- ред.-изд. и гл. автор еженед. "Домашняя беседа" (до 1866 -- "Домашняя беседа для народного чтения"), к-рый А. И. Герцен называл "духовным журналом иезуитско-правосл. направления" (XVIII, 199; см. также его ст. "Богомокрицы и богосаранча", XIV, 309--14) и к-рый, как и сам А., был пост, объектом критики даже в умеренной печати: см., напр., протест 28 профессоров Моск. ун-та (МВед, 1861, 19 апр.) в ответ на выпады А. против речи священника Н. А. Сергиевского "О значении веры в человечество", а также ст. Ф. М. Достоевского "Щекотливый вопрос" ("Время", 1862, No 10). А. был мишенью пост, насмешек в "Искре" (многочисл. стихотв. памфлеты и фельетоны), "Свистке" (ук.) и др. Вместе с тем фанатич. последовательность А. вызывала порой и сочувственные отзывы, в частности со стороны Л. Н. Толстого (XIII, 240), Н. С. Лескова (в "Печерских антиках", VII, 178, и др.). Извещая о прекращении изд. в связи с болезнью А. (последние полтора года провел в отд. для душевнобольных Петропавлов. больницы), его жена отмечала, что "Беседа" "всегда была врагом духа века сего и стояла крепко на твердой почве св. православия и народности русской..." (см.: РБС, т. 2, с. 349).
На надгробии А. в Сергиевой пустыни (Стрельна) -- др. дата рождения: 1(13).11.1813.
Изд.: Рус. басня.
Лит.: Достоевский (ук.); Салтыков-Щедрин (ук.); Майков В. Н., Критич. опыты. 1845--1847, СПб., 1891 (ук.); Крестовский Вс. А. (В. А. Долгоруков), А.-- новый оракул, или Советы красным девицам, СПб., 1862; Приемы, знания и беспристрастие в критич. деле редактора "Дом. беседы" А., СПб., 1862; Григорьев А. А., Оппозиция застоя. Черты из истории мракобесия.-- В его кн.: Эстетика и критика, М., 1980; Поэты "Искры", т. 1--2, Л., 1955 (ук.); Писарев (ук.); Шелгунов Н. В., Очерки рус. жизни.-- РМ, 1889, No 12, с. 202--06. + Некрологи, 1879: "Церк. вест.", No 21; "Церк.-обществ, вест.", No 60. РБС; Брокгауз; НЭС; Венгеров (Сл.; Источ.; Рус. кн.); Шевченшвський словник; Муратова (1; ук.); ИДРДВ; Масанов.
Архивы: ИРЛИ, ф. 643; ГПБ, ф. 391 (письма А. А. Краевскому), ф. 874; ЦГАЛИ, ф. 1863 (ф. с. 1850 г.); Гос. публ. ист. б-ка (биография в составе Хмыровской коллекции); ЦГИА, ф. 1349, оп. 3, д. 111, л. 30 (ф. с. 1849 г.); ф. 776, оп. 2, д. 4, 7; ф. 802, оп. 4, д. 5908 [справка Т. Г. Кучиной].
Э. Л. Безносов.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989