Русь потому и называется "святою", что содержит Веру православную, апостольскую, которую исповедовали мученики, уяснили Отцы Церкви, оправдали подвижники и по которой мы славим Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздельную. Следовательно, с нами Бог!
Нетленные и цельбоносные мощи угодников Божиих всегда служили и служат вместилищем особенной благодати Божией и знамением Вышнего благоволения к роду христианскому, а ими усеяна вся наша земля, от севера и юга, запада и востока; следовательно, с нами Бог!
Были и у нас лютые годины; нападали и на Русь татары, литовцы, шведы и в недавнее время деанадесять язык всей Европы. Страшен был сон, но милостив Бог. Тии спяти быша и падоша; мы же востахом и исправихомся. Значит, с нами Бог!
Вот и теперь пришлось нам вступить в войну с Турцией не для какой-либо корысти, не для расширения наших владений, а единственно для защиты и освобождения от тяжкого ига варваров, четыре века упивающихся кровию единоверных наших братьев-славян. Смеем ли мы надеяться, что и теперь будет с нами Бог!
Что говорит нам о войне Слово Божие? Во-первых, то, что ее вели иногда люди святые; во-вторых, то, что они начинали ее с Божия благословения. Так, Авраам [1] с горстию вооруженных домочадцев своих разбил целую коалицию царей, напавших на владельца содомского, под кровом которого жил племянник его, Лот, и победителю сказано было Мельхиседеком: благословен Бог Вышний, иже предаде враги твоя под руки тебе {14, ст. 20.}. Иисус Навин покорил почти все племена палестинские, истреблял жителей и сожигал города, но не иначе, как по повелению свыше: востав, прейди Иордан ты и еси людие сии в землю, юже Аз даю им; не сопротивится человек пред вами во вся дни живота твоего. Крепися и мужайся: ты боразделиши людем сим землю, ею же кляхся отцем вашим датиим{Нав 1, ст. 2, 5 и 6.}. Гедеон [2] сокрушил громадное мадиамское ополчение тоже по слову Божию: иди в крепости твоей и спасеши Израиля от руки мадиамли, понеже Аз буду с тобою! {Суд 6, ст. 14 и 16.}Царь Давид [3], уже ничто же сумняся, исповедал, что Сам Господь Бог был научаяй руце его на ополчение и персты его на брань{Пс 143, ст. 1.}. А первый царь-христианин получил непосредственное вразумление от Господа побеждать врагов своих способом новым, дотоле неслыханным -- силою Креста Христова: сим победиши!
Многолетний, единодушный гул всего народа русского, наконец, твердые слова долготерпеливого Монарха нашего, призывающий исхитить из рук варваров миллионы страдальцев-христиан, разве это не голос Самого Бога, не благословение Его на открывшуюся брань? Глас народа, говорит пословица, глас Божий. А наши сербские добровольцы -- что это, как не передовая Божия рать, идущая на сокрушение мадиамлян? Вспомните, как расставались они со своею родиной, покидая свои дома, родителей, жен, детей? Говели, очищали покаянием грехи свои, приобщались святых тайн Христовых и шли потом в страну, вовсе им неведомую, чтобы стать впереди многовековых страдальцев, братии своих по вере и крови, и принять на геройскую грудь свою первые удары остервенившегося врага. Как вступали они на родственную им землю? Стройными рядами, в предшествии св. икон, лобызали землю, орошенную потоками крови христианской, и давали клятву или победить, или сложить кости свои на этой долине суда Божия. Взгляните теперь на доблестных воинов наших, которые рвутся на поле битвы; пересчитайте бесчисленные жертвы, приносимые мирными жителями; остановитесь с благоговением над самоотверженностью огромного числа пожилых и юных мироносиц наших, отказывающихся от всех жизненных удобств и спешащих с елеем укрепления, любви и утешения в юдоли скорби, стонов и болезней, -- что двигает всех их на такие высокие подвиги, как не мысль, что с нами Бог? И Он действительно с нами, ибо мы в настоящую минуту не предложили пред очима нашими вещь законопреступную, не с гордым оком и не с несытым сердцем идем ныне на избиение грешных земли, еже потребити от града Господня вся делающия беззаконие{Пс 110, ст. 5 и 8.}. Не станем описывать, какие ужасающие размеры приняли в наше время нечестие и безнравственность турок. Волос становится дыбом от тех ужасов, весть о которых ежедневно доносится до нас с многострадального востока. И вот Русь святая, сильная, препоясала меч свой по бедре своем и пошла, памятуя героев, прославивших ее на берегах Невы, на поле Куликовом, под Бородиным и в Севастополе. Сами враги наши начинают уже чувствовать и понимать, что Россия исполняет только святое и высокое свое призвание, и страхом-ужасом разит их слух наша победная песнь: С нами Бог! Разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог! Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинуяся есть! {Пс 93. ст. 1.}
ПРИМЕЧАНИЯ
Печатается по единственному изданию: Аскоченский В.И. [Без подп.] С нами Бог! // Домашняя беседа. -- 1877. -- Вып. 29. -- С. 831-833.
[1] Авраам -- родоначальник многих народов (Быт 17, ст. 4). Является первым из трех Библейских патриархов эпохи после Потопа.
[2] Гедеон -- один из известнейших судей израильских. В Православии почитается святым в сонме пророков.
[3] Давид (ок. 1085 г. до Р.Х. -- ок. 1015 до Р.Х.) -- святой царь и пророк, псалмопевец, умер в возрасте 70 лет после 40 лет царствования и был погребен в Иерусалиме.