Арватов Борис Игнатьевич
Б. Виппер. Проблема и развитие натюморта (Жизнь вещей)

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Журнал "Леф". 1923. N 2.


   Б. Арватов.

Б. Виппер. Проблема и развитие натюморта (Жизнь вещей)

(Казань, 1922 г., стр. 178).

  
   Надо сначала отвлечься от перегружения эстетическими терминами и импрессионистической фразеологией Б. Виппера, - от всех этих буржуазно-спецовских шаблонов искусствоведения. А тогда окажется, что книга является крупным вкладом в науку об искусстве.
   Книга дает историю натюрморта с древнейших времен до "барокко" включительно (пропущена Византия). Основное положение, которое доказывается автором на огромном фактическом материале, вкратце сводится к следующему:
   Натюрморт, т. е., изображение вещи, развивается в обратной пропорциональности к реальному деланию вещи. Первобытные, феодальные и ремесленные эпохи, когда люди утилитарно обрабатывали материалы, когда они строили вещи, натюрморт или отсутствовал или существовал в зародышевом состоянии. Позднее, в эпоху торговых городов, когда тяга к вещи, инстинкт вещной собственности был могуч, но когда делание вещи перестало быть занятием общественных верхов, натюрморт начинает расцветать. Чем дальше к нашему времени, тем изображение вещи становится все менее "вещным", объемы расплываются в светотени и цветовой "игре". Как правильно указывает автор, иллюзия побеждает реальность. Общество возмещает неорганизованное в жизни организованным в изображении.
   Этот закон, впервые формулированный т. н. производственниками, получает в книге Виппера блестящее фактическое подтверждение. К сожалению, автор, стоящий на спецовской позиции, почти не пытается дать социологического объяснения установленным у него явлениям. А тогда бы оказалось, что данный закон распространяется решительно на все виды изобразительного искусства.
   Мешает Випперу и шаблон основного термина. Пора бросить эстетские классификации в науке и говорить не о "натюр-морте", а об изображении определенных, обще-социально классифицированных объектов: предметов (стол, чашка и пр.), мертвой птицы, букета цветов и т. п. Только при таком разграничении можно будет точно устанавливать взаимосвязь между организацией данного объекта в действительности и в иллюзии.
   Характерна также для спец-ученого неграмотность в вопросах современного искусства.
   Между тем именно внимательное изучение художественной современности, впервые сознательно разрывающей с иллюзией во имя жизнестроительства, необходимо для того, чтобы наука не отрывалась от практики, и наоборот органически спаялась с ней и этим расширила и свой кругозор и кругозор художников.
  
   Источник текста: Леф. 1923. N 2. С.164 http://www.ruthenia.ru/sovlit/j/2824.html
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

букет из кустовых роз купить
Рейтинг@Mail.ru