Село Угодичи, Ростовскаго уѣзда, Ярославской губ. Историко-этнографическій очеркъ. Артынова. Ярославль, 1889 г. Историческая часть очерка г. Артынова составлена, по заявленію издателей, на основаніи сказаній мѣстныхъ старожиловъ и старинныхъ рукописей, принадлежавшихъ Хлѣбникову, Хранилову, Трехлѣтову и т. д. Наиболѣе интересныя изъ этихъ рукописей -- хлѣбниковскій ростовскій лѣтописецъ (XVI -- XVII вѣковъ) и рукопись стольника Мусина-Пушкина -- до насъ не дошли, такъ что провѣрить точность выписокъ нѣтъ возможности, а, между тѣмъ, такія имена, какъ княгиня Будислава-Лоя-Угода, царевичъ Крѣпкомыслъ, княжна Ника, князья Мадій и Прототій, которыя фигурируютъ въ повѣствованіи г. Артынова о доисторическихъ судьбахъ с. Угодичъ, заставляютъ читателя сомнѣваться не только въ исторической достовѣрности сообщаемыхъ имъ извѣстій, но и въ самой принадлежности народу этихъ сказаній. Положимъ, у малороссовъ несомнѣнно существуютъ преданія о какомъ-то древнемъ, но неизвѣстномъ исторіи князѣ Переньятѣ, у бѣлоруссовъ -- о Мечеѣ, но отъ "Крѣпкомысла", "Велесила" и "Рамира" слишкомъ вѣетъ духомъ историческихъ повѣстей изъ древне-русской исторіи временъ Карамзина и Вельтмана.
Вся историческая часть труда г. Артынова переполнена фактами очень опредѣленными и оригинальными, но, къ сожалѣнію, не подтверждающимися никакими другими источниками; онъ прослѣдилъ исторію села Угодичъ отъ до-рюриковскаго времени вплоть до нашихъ дней,-- сдѣлалъ, однимъ словомъ, для одного села то, что такъ трудно сдѣлать и для всей Россіи. Онъ признаетъ только "первоисточники", на печатныя изданія не ссылается, что и удаляетъ г. Артынова на высоту, недоступную для критики: нельзя, вѣдь, критиковать произведеніе, основанное на источникахъ, никому, кромѣ г. Артынова, недоступныхъ и неизвѣстныхъ -- утерянныхъ рукописяхъ, незаписанныхъ преданіяхъ и т. д. Въ этнографической части сообщаются не безъинтересныя свѣдѣнія о мѣстныхъ обычаяхъ -- "обливаніи водой и скаканіи -около огня", относительно которыхъ г. Артыновъ нашелъ очень опредѣленное извѣстіе въ "старинной" рукописи, приписывающей введеніе ихъ св. Владиміру, когда тотъ былъ еще язычникомъ, -- хожденіи къ мѣстнымъ властямъ во время масляницы "съ пряницею и казанскимъ мыломъ", оригинальномъ "кумовствѣ", которое сохранилось между дѣвочками, и т. д. Хорошо было бы, если бы наиболѣе оригинальныя свѣдѣнія, были подтверждены изслѣдователемъ, менѣе склоннымъ къ "опредѣленности" и "оригинальности".