Арсеньев Константин Константинович
Archives de l"Ouest. Recueil de Documente concernant l"histoire de la Révolution....

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Archives de l'Ouest. Recueil de Documente concernant l'histoire de la Révolution 1789--1800, par Antonin Proust.-- Série А. Opérations éléctoralee de 1789. No III: Cayenne. Bretagne. in-8о gr. Paris. 1867. Librairie internationale. Ц. 5 fr. 858 его.

   Это уже третій толстый выпускъ обширнаго труда предпринятаго г-мъ Пру. До сихъ поръ большинство историковъ писали исторію революціи, преимущественно сосредоточивая все вниманіе на Парижѣ, какъ на главной сценѣ, гдѣ рѣшались судьбы Франціи. Но революція, (какъ мы видѣли въ отчетѣ о Мишле) даже началась не въ Парижѣ, а въ провинціи,-- на это въ послѣднее время особенно указывали Шассенъ и его учитель Кине. Г. Пру, по выходѣ въ свѣтъ сочиненія Кине, написалъ рецензію въ провинціальномъ журналѣ: "Memorial des Deux Sevres", за которую журналъ поплатился строгимъ взысканіемъ. Теперь г. Пру, повидимому согласный въ главныхъ мысляхъ съ Кине, хочетъ написать исторію революціи.въ провинціи; но прежде выпуска ея въ свѣтъ, онъ рѣшился издать важнѣйшіе документы, на которые будетъ опираться его исторія. Большею частью, эти документы никогда еще не были изданы.
   Первая серія, первый отдѣлъ документовъ относится къ періоду выбора депутатовъ въ генеральные-штаты и снабженія ихъ челобитными, инструкціями, наказами, полномочіями. Все это, выражающее потребности и нужды всѣхъ классовъ націи -- заключается въ такъ называемыхъ тетрадяхъ -- les Cahiers. Тетради эти составлялись въ одно и тоже время повсемѣстно, по всей Франціи. Ихъ писали не только три сословія, но и отдѣльныя мелкія корпораціи каждаго городка; ихъ диктовало безграмотное населеніе деревень или своимъ священнослужителямъ или смышленымъ писарямъ изъ семинаристовъ и торговцевъ. Вся Франція, всѣ 25 милліоновъ населенія, спѣшили заявить у престола свои нужды, свои понятія о необходимой, о признанной самимъ монархомъ свободѣ. Такимъ образомъ, въ этихъ тетрадяхъ должны были отразиться, какъ въ зеркалѣ, истинныя воззрѣнія народа, и потому понятна вся важность тетрадей для здраваго, справедливаго сужденія о революціи. Историки довольно часто ссылались на тетради, но всѣ они; почти безъ исключенія, пользовались только извѣстными извлеченіями, сдѣланными еще во время самой революціи, или вскорѣ послѣ нея. Токвилль указываетъ на тетради, какъ на драгоцѣнный источникъ, но и Токвилль перечиталъ и разобралъ далеко не всѣ тетради. Огромная заслуга добросовѣстнаго изученія тетрадей и ихъ систематическаго изложенія, во всей полнотѣ и точности -- принадлежитъ молодому историку Шассену, издавшему въ 1863 году первый томъ своего сочиненія: Le Génie de la Révolution. Première partie: Les Cahiers de 1789. t. I. Les Élections {Paris. Librairie internationale. 8 фр.}. Къ сожалѣнію, до сихъ поръ вышло только два тома этого замѣчательнаго труда. Вслѣдъ за Шассеномъ, объ этихъ тетрадяхъ написалъ сочиненіе г. Понсенъ (Les Cahiers de 1789, par Léon Poncin); но это сочиненіе далеко отстаетъ отъ Шассена и по плану, и по изложенію, и по добросовѣстности изученія; авторъ очевидно воспользовался готовымъ матеріаломъ, хотя и не счелъ нужнымъ указывать на то.
   Совершенно другой характеръ носитъ "Западный Архивъ", издаваемый г. Пру, который могъ бы во многомъ послужить примѣромъ подражанія для "Русскаго Архива" въ Москвѣ, начиная съ доступности въ цѣнѣ: настоящая серія, въ 23 печатныхъ листа, слѣдов. равняясь объемомъ почти полугодовому экземпляру (6 книжкамъ) "Русскаго Архива", стоитъ съ небольшимъ 1 руб. сер. {"Русскій Архивъ", въ 1868 году, будетъ выходить въ томъ же видѣ, какъ и въ 1868, 64, 65, 66 и 67 годахъ. Всѣхъ выпусковъ въ теченіе года 12 (въ каждомъ не менѣе 4 листовъ, слѣдов. годовой экземпляръ весь въ 48 листовъ). Цѣна съ пересылкою въ города и съ доставкою на домъ шесть рублей. Подписка принимается въ Москвѣ, въ Чертковской библіотекѣ, на Мясницкой, No 7. Составитель и издатель "Русскаго Архива" -- И. И. Бартеневъ.-- Ред.}. Мы замѣчаемъ это мимоходамъ, вслѣдствіе своего убѣжденія, что такое прекрасное и полезное изданіе, какъ "Русскій Архивъ", заслуживаетъ большей доступности, и не долженъ быть облагаемъ такою высокою пошлиной, тѣмъ болѣе, что его великіе сотрудники покоятся давно вѣчнымъ сномъ и кромѣ признательности, въ большей части случаевъ, отъ издателя ничего не требуютъ. Обратимся къ "Западному Архиву". Это почтенный, кропотливый трудъ разбора и раціональнаго печатанія такихъ документовъ, изданіе которыхъ даетъ возможность каждому, оставаясь въ Парижѣ, заняться самостоятельно самымъ важнымъ моментомъ въ переворотѣ XVIII-го вѣка. Въ настоящемъ выпускѣ представлены документы, относящіеся къ двумъ провинціямъ, которыя обѣ играли значительную, хотя и разную роль въ исторіи революціи. Столицею Гіени (Guyenne) былъ городъ Бордо (позже, главный городъ департамента Жиронды), знаменитый своимъ значеніемъ въ борьбѣ жирондистовъ и террористовъ. Другая провинціи -- Бретань -- первая поднявшаяся за свободу -- позже была театромъ гражданской войны, въ которой "шуаны" (les Chouans) отчаянно дрались съ "синими" республиканцами (les bleus) за вѣру и короля Людовика XVII-го. Даже чтеніе одной разбираемой книги, одного указаннаго выпуска весьма наглядно знакомитъ съ тогдашнимъ положеніемъ вещей, съ Франціею 89-го года. Извѣстно, что публицисты и революціонеры боялись, при созваніи генеральныхъ-штатовъ,-- страшнаго разногласія и противорѣчія, которое, по ихъ мнѣнію, должно было оказаться въ многочисленныхъ тетрадяхъ; они страшились, что вѣками угнетенное населеніе останется глухо къ призыву свободы и только окончательно отдастся въ руки администраціи. На дѣлѣ же оказалось совершенно иное: единодушіе, согласіе, одинаковость въ требованіяхъ и указаніяхъ -- были поразительны, и Камиллъ Демуленъ могъ воскликнуть въ своей "La France libre": "Слушайте, Пари" и Ліонъ, Руанъ и Бордо, Кале и Марсель, съ одного конца Франціи до другого, раздается одинъ и тотъ же крикъ, всеобщій крикъ. Нація повсюду выразила одно и то же желаніе; всѣ хотятъ быть свободными." Вмѣстѣ съ тѣмъ, повсюду одинаково сказались разногласія и разладъ между двумя первыми и третьимъ сословіемъ; между дворянствомъ и духовенствомъ съ одной стороны, и городскимъ торговымъ населеніемъ -- съ другой. Для точности слѣдуетъ замѣтить, что въ то время подъ третьимъ сословіемъ разумѣлась не только одна буржуазія,-- оно включало въ себя безъ различія и сельское населеніе. Низшее духовенство тоже стояло на сторонѣ народа и играло въ началѣ важную роль въ свободномъ движеніи. Но повсюду, безъ различія, одинаково высказывается общее монархическое чувство во Франціи, благодарность Людовику XVI-му за дарованіе свободы, безграничная преданность ему и желаніе увѣковѣчить счастливый моментъ памятникомъ возстановителю свободы. Чувство это перешло въ противоположное только позже, чрезъ три года (въ 1792 году), вызванное слѣпымъ сопротивленіемъ привилегированныхъ интересовъ общественному благу, безумными интригами и заговорами, искусственнымъ голодомъ, эмиграціей и коалиціей.
   Въ "адресѣ" жителей, составляющихъ третье сословіе города Бордо, къ королю (стр. 21), въ нѣсколькихъ словахъ высказаны и любовь и уваженіе къ нему, и пробудившееся въ третьемъ сословіи сознаніе силы относительно двухъ первыхъ сословій: "Вы рѣшили въ своей мудрости, государь, созвать генеральные-штаты; вы хотите, въ средѣ вашихъ добрыхъ и вѣрныхъ подданныхъ, совѣщаться съ ними о средствахъ къ извлеченію государственныхъ золъ, къ упроченію благоденствія вашихъ народовъ, и такимъ образомъ, хотите явиться какъ наилучшимъ, такъ и наисправедливѣйшимъ изъ королей; но, государь, самая многочисленная часть вашихъ подданныхъ, та, которая, своей промышленностью и своими работами, обогащаетъ и живитъ государство; та, которая снабжаетъ солдатами ваши арміи и матросами вашъ флотъ; та, которая составляя самую большую часть націи, должна считаться ея самою крѣпкою опорою,-- третье сословіе, государь,-- неужели его голосъ долженъ будетъ только слабо раздаваться въ томъ высокомъ собраніи?.. Неужели ему не будетъ дозволено послать въ собраніе число представителей, соотвѣтствующее громадному множеству лицъ, составляющихъ это сословіе, -- для того, чтобы привести достойно вашему величеству справедливую дань восхваленій, должныхъ вашимъ щедротамъ?... Въ этомъ самое дорогое желаніе нашихъ сердецъ.... Мы не страшимся ревности другихъ сословій, развѣ не всѣ мы французы? развѣ не всѣ мы граждане той же имперіи? не всѣ подданные вашего величества?"
   Ту же самую преданность высказываютъ бретонцы, клянясь "поддерживать до послѣдней капли крови монархическое правленіе и престолонаслѣдіе въ мужеской линіи" (стр. 201). Но, вмѣстѣ съ тѣмъ, и бретонцы, какъ и всѣ другіе, требуютъ обезпеченія личной свободы гражданина, уничтоженія произвольныхъ арестовъ и заключеній, свободы прессы, обезпеченія собственности, отвѣтственности министровъ, и ставятъ своимъ депутатамъ въ непремѣнное условіе -- приступать къ совѣщанію о налогахъ не прежде, какъ по установленіи націей и по принятіи королемъ основныхъ конституціонныхъ законовъ (стр. 200-- 203: Cahier de doléances, remontrances et instructions de la ville de Nantes. Ch. I, art 10--15). Въ другомъ мѣстѣ (стр. 308, art. 73), избиратели прямо провозглашаютъ начало, и до сихъ поръ не существующее во Франціи: "Важно, чтобъ каждый французъ имѣлъ постоянно предъ глазами эту основную истину, что: никакой налогъ не можетъ быть установленъ безъ согласія націи".
   Въ другихъ тетрадяхъ касаются вопроса, и теперь не менѣе современнаго и тревожнаго во Франціи, -- требуютъ непремѣннаго уничтоженія насильственной рекрутчины и набора по жребію, "какъ вносящихъ ужасъ и отчаяніе въ селахъ; вольное вербованіе, на издержки государства, всегда доставитъ ему столько людей, сколько требуется для его службы" (стр. 321. art. 181).
   За этими общими требованіями, каждый заботится о своемъ. Въ требованіяхъ бретонскаго духовенства, напримѣръ, уже заранѣе можно видѣть грозу, разразившуюся позже вслѣдствіе католической нетерпимости. Окружное собраніе Нанта проситъ: 1) чтобъ покровительство короля и націи ограждало католическую, апостольскую и римскую религію, единую истинную, господствующую въ королевствѣ, и чтобъ содѣйствіе власти помогало энергически усердію духовенства; 2) чтобъ были приняты мѣры для подавленія вольностей прессы и книжной торговли, и для установленія ужасающихъ успѣховъ безвѣрія, роскоши и развращенія нравовъ (стр. 191. art 1 и 2).
   Ограничимся еще однимъ замѣчаніемъ о явленіи, которое поражаетъ при чтеніи этого грамаднаго и интереснаго матеріала для изученія дѣйствительной Франціи. Зло стараго порядка, заключавшееся, какъ въ недавнее время подтвердилъ Токвилль, преимущественно въ административной централизаціи, отразилось и въ "тетрадяхъ"., Народъ, составители тетрадей не могли понять и опредѣлить себѣ ясно атрибутовъ національнаго собранія; они видѣли въ немъ замѣну администраціи и думали, что его должно касаться рѣшительно все, что принадлежало прежде администрація. Несмотря на требованіе большинствомъ тетрадей учрежденія провинціальныхъ собраній и мѣстнаго самоуправленія, -- очевидно изъ разныхъ частныхъ просьбъ разныхъ общимъ, что уже въ самомъ началѣ смѣшивали аттрибуты центральнаго, общаго, національнаго собранія -- съ аттрибутами болѣе спеціальныхъ, провинціальныхъ собраній, и такимъ образомъ обращались къ національному собранію съ дѣлами, подлежавшими вѣдѣнію мѣстныхъ учрежденій. Эта путаница происходила отъ неестественнаго, непослѣдовательнаго образованія учрежденій, отъ отсутствія представительныхъ мѣстныхъ собраній, бывшихъ во Франціи столько же важными для общаго собранія, какъ и наоборотъ. Отсюда, напримѣръ, городъ Бордо высказываетъ очень серьезныя и понятныя требованія, но которыя не могли составлять занятія ни генеральныхъ-штатовъ, ни національнаго собранія: "Городъ Бордо проситъ о перенесеніи и перестройкѣ его госпиталя, Hôtel-Dieu, посредствомъ лоттереи или какого другого средства, признаннаго удобнымъ на генеральныхъ-штатахъ; проситъ также объ устройствѣ пріюта для бѣдныхъ и сиротъ; исправительнаго дома для женщинъ худой жизни; дома для нищихъ просителей; дома для родильницъ, который могъ бы въ то же время служить школою для повивальныхъ бабокъ, и госпиталя для тайныхъ болѣзней,-- учрежденій, не имѣющихся въ этой столицѣ (Бордо) или существующихъ въ неудовлетворительномъ состояніи" (стр. 145).
   Другія общины обращаются къ генеральнымъ-штатамъ съ просьбами объ устройствѣ мѣстныхъ дорогъ и сообщеній. Частныя и мѣстныя обращенія къ генеральнымъ-штатамъ, не только общинъ, но и отдѣльныхъ всевозможныхъ корпорацій, доходятъ до того, что даже нантскіе парикмахеры заявляютъ слѣдующія гуманныя требованія: 1) хозяева-парикмахеры просятъ, чтобъ болѣе не производилось новыхъ патентовъ на хозяйства, число 92-хъ, нынѣ существующихъ,-- уже слишкомъ значительно. 2) Чтобъ не было болѣе выдаваемо право на парикмахерство женщинамъ, такъ какъ сіе право принадлежитъ хозяевамъ-парикмахерамъ въ силу ихъ привилегіи" (стр. 217. Art. 162).
   Но, революція не уважила требованія провинціальныхъ парикмахеровъ, и извѣстно, что ихъ парижскіе собратья платились въ революцію весьма дорого -- еще болѣе, чѣмъ своими привилегіями,-- часто головами, за свои парикмахерскія наклонности къ интригамъ.

"Вѣстникъ Европы", т.IV, 1867

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru