АРНО, Антоний Викентий (Autoine-Vincent Аrnaud), родился в Париже 1766 г. Окончив науки в Жюльиском (de Juilly) Коллегиуме, он написал н 1791 году трагедию; Марий в Минтурнах (Marius à Minturnes), которая имела чрезвычайный успех на сцене; чрез год последовало представление другой его трагедии, Лукреция. В ней он весьма искусно изобразил Брута, притворившегося сумасшедшим при Дворе Тарквиния, и забавлявшегося над страшными своими врагами. Впрочем, Арно был привержен к монархии. 10 число Августа и сентябрьские убийства, заставили его искать убежища в чужих краях; возвратясь же во Францию в конце 1793 года, он был взят под стражу, как эмигрант, и едва не лишился жизни. В 1797 году, Наполеон поручил ему устроить управление Ионийских Островов. Тогда Арно, находясь в Венеции, написал на развалинах этой республики трагедию: Венецияне (Les Vénitiens). Потом его избрали в члены Института, и вверили ему управление народным просвещением. Пользуясь дружеским обхождением Наполеона, Арно всеми силами способствовал его возвышению, служил ему в дни величия и в годину несчастий. После вторичного падения Наполеонова, Арно был изгнан из Франции и жил в Брюсселе; но в 1819 году возвращен в отечество. Сочинения его, собранные в 5 томах (в 8 долю, в Париже 1818) несколько раз были перепечатаны в Бельгии. Из них особенно замечательны трагедии: Марий, Венецияне, Оскар, Германик, Король и Земледелец (le Roi et le Laboureur), комедия Дюгеклен, или Нравы XIV века (Duguesclin ou les moeurs du XIV siècle) и другая комедия в двух действиях Двуличные люди (Les gens à deux visages), наконец разные сочинения в прозе и стихах (Mélanges de prose; poésies diverses) и басни. Сверх того, Арно написал Политическую и военную жизнь Наполеона (Vie politique et militaire de Napoléon); это сочинение издано с литографическими рисунками в 1822 году (Париж, 3 части, в лист). В 1819 году он был снова принят в Академию Французскую, где Вплльмен приветствовал его речью; по смерти же Андриё он занял место Непременнаго Секретаря этой Академии. В 1833 году Арно издал в Париже Воспоминания шестидесятилетнего старца (Souvenirs d'un sexngénaire), в которых находятся многие любопытные и красноречивые описания разных малоизвестных событий. Он умер в Париже в Сентябре 1834 года.
Источник текста: Энциклопедический лексикон, том III: Ара--Афо, с. 163.
II.
Арно (Antoine-Vincent Arnault) -- французский поэт; род. в Париже 1 янв. 1766 г. Ему доставили известность первые произведения его -- трагедии "Marius à Minturnes" (1791) и "Lucrèce" (1792). После сентябрьских событий в 1792 г. он уехал в Англию, а затем в Брюссель. По возвращении во Францию в 1793 он был арестован как эмигрант, но затем освобожден, как автор трагедии "Marius", а в 1797 г. ему поручено было Бонапарте устройство управления Ионических островов. В 1799 г. он сделался членом Института, в 1805 вице-президентом Института, а в 1808 советником и генеральным секретарем университетского совета. В то же время А. состоял сотрудником "Академического словаря". После Второй Реставрации ему пришлось снова бежать, и он избрал своим местопребыванием Брюссель, но в ноябре 1819 г. вернулся на родину. В сотрудничестве с Жуи, Жеэ и Норвеном он предпринял издание "Biographie nouvelle des contemporains" (20 томов, Париж, 1820--25). За сочинение "Vie politique et militaire de Napoléon" (3 т., 1822) Наполеон I завещал ему 100000 франк. В 1829 г. А. был снова принят в Академию и по смерти Андриё назначен ее постоянным секретарем. Часть своих воспоминаний он издал под именем "Les souvenirs d'un sexagénaire" (1833 г., 4 т.). A. умер в Годервиле, близ Гавра 16 сент. 1834. Кроме упомянутых драматических произведений, им написаны еще "Les Vénitiens" (1799); лучшая из его трагедий -- "Guillaume de Nassau" (1826), замечательна превосходною характеристикою Филиппа II -- "Les Guelfs et les Gibelins" (1828). Представление на сцене Théatre FranГais, присланной им из Бельгии, где он в то время находился в изгнании, пьесы "Germanicus" послужило поводом к бурной демонстрации либеральной партии, вследствие чего пьеса была запрещена. А. написал, сверх того, "Fables et poésies" (1812, нов. изд. 1826) и "Fables nouvelles" (1833). В противоположность литературному направлению, выражаемому школою В. Гюго, Ламартина и Мюссе, А. постоянно являлся поборником французского классицизма. Собрание его сочинений появилось сперва в 4 томах, изданных в Гаге в 1818 г., позднее в Париже в 8 томах (1824--27).
Из сыновей его -- старший, Эмиль ЛюсиенА., родившийся в Версале 1 окт. 1787 г., известен также как поэт. Он занимал уже в 1840 г. пост интенданта иллирийских провинций и был префектом во время Ста дней. Особенный успех имела его трагедия "Régulus", поставленная в Париже в 1822 г. Менее успела имели другие его трагедии: "Pierre de Portugal" (1823), "Le dernier jour de Tibère" (1828), a также исторические драмы: "Catherine de Médicis aux Etats de Blois" (1829), "Gustave Adolphe" (1830). Призванный вновь на государственную службу по водворении Июльской монархии, он удалился от дел со времени революции 1848 г. умер в Париже 24 апреля 1863 г. Полное собрание его сочинений издано Франсуа (2 т., Париж, 1865).
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том II (1890): Араго -- Аутка, с. 146.
III.
АРНО (Arnault), Антуан Венсан [22.I.1766, Париж, -- 16.IX.1834, Годервиль, деп. Нижняя Сена] -- франц. драматург и поэт. Чл. Франц. академии. Занимал видные посты при Наполеоне I. Оказывал покровительство молодому П. Ж. Беранже. В 1816 был изгнан из Франции Бурбонами за приверженность к Наполеону (возвращен в 1819). Автор трагедий в духе классицизма, содержавших злободневные намеки на современность: "Марий в Минтурнах" ("Marius à Minturnes", пост. 1791), "Лукреция" ("Lucrèce", пост. 1792), в к-рой в уста Брута были вложены респ. тирады, "Цинцинат" ("Cincinnatus", 1793), "Венецианцы" ("Les vénitiens", 1798), "Германик" ("Germanicus", пост. 1817), проникнутый наполеоновскими настроениями, и др. Более значительны остроумные, оригинальные, подчас остро сатирич. басни (изд. 1814 и 1819) и лирич. стихотворения А., одно из к-рых -- "Листок" ("La feuille", 1815), приобрело исключит. популярность. Образ гонимого бурей листка был воспринят как поэтич. выражение чувств политич. изгнанника, преследуемого деспотизмом. "Листок" был переведен почти на все европ. языки; существует не менее восьми русских его переводов (В. А. Жуковского, В. Л. Пушкина, Д. В. Давыдова, С. Ф. Дурова и др.). А. С. Пушкин в ст. "Французская академия" писал: "Участь этого маленького стихотворения замечательна. Костюшко перед своею смертью повторил его на берегу Женевского озера; Александр Ипсиланти перевел его на греческий язык..." (Полн. собр. соч., т. 7, 1958, с. 372--73). Басни А., к-рые, по мнению Пушкина, дают А. "...более права на титло поэта, нежели все его драматические творения" (там же, с. 372), переводили на рус. яз. И. И. Дмитриев и П. А. Вяземский. Пушкин в своем стих. "Уединение" ("Блажен, кто в отдаленной сени", 1819) дал перевод стих. А. "Уединение" ("Solitude") или (в др. изд.) "К уединенному шалашу" ("Pour une cabane isolée"). В 1-й строке пушкинского обращения к Д. В. Давыдову ("Тебе певцу, тебе герою!", 1836) использован первый стих четверостишия А. ("À vous, poète, à vous, guerrier..."), обращенного к Давыдову (после того, как о его переводе "Листка" стало известно франц. поэту). А. принадлежат содержательные мемуары.
Сочинения:
Oeuvres complètes, v. 1--3, P., 1818;
Oeuvres, v. 1--8, P., 1824--27;
Fables et poésies diverses, P., 1825;
Souvenirs d'un sexagénaire, v. 1--4, P., 1833, 2 éd., 1910;
Souvenirs et regrets d'un vieil amateur dramatique, P., 1829, 2 éd., 1861.
Литература:
Пушкин А. С., Франц. академия, в кн.: Полн. собр. соч., 2 изд. АН СССР, т. 7, М., 1958;
Оксман Ю., Сюжеты Пушкина, в кн.: Пушкин и его современники, в. 28, П., 1917, с. 76--87;
Sainte-Beuve C.-A., Causeries du lundi, 3 éd., t. 7, P., [s. a.], p. 496--517;
Biographie universelle ancienne et moderne, nouv. éd., publ. sous la dir. de M. Michaud, t. 2, P., 1843, p. 255--65.
А. Ю. Наркевич.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 1: Аарне -- Гаврилов. -- 1962. -- Стб. 321.