Арманд Инесса Федоровна
Формы международной организации и коммунистические партии

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   
   Арманд И. Ф. Статьи, речи, письма.
   М., Политиздат, 1975.
   

ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И КОММУНИСТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

   На днях соберется в Москве международная конференция коммунисток39. Тот факт, что она собирается одновременно с конгрессом III Интернационала, в значительной степени предопределяет и характер ее порядка дня. Все общие вопросы, естественно, обсуждаются на заседаниях общего конгресса, в работах которого примут участие и делегатки нашего съезда, и сама наша конференция является лишь частью, одной из секций конгресса. Порядок дня конференции ограничивается только теми вопросами, которые непосредственно связаны с движением работниц и крестьянок и с работой коммунистических партий среди них.
   Сейчас важнейшей и неотложнейшей задачей, которая стоит перед международным женским пролетарским движением, является вопрос об организации движения. Женские массы пробуждаются во всех странах, но среди них проводится еще слишком ничтожная работа.
   Поэтому и на этой первой нашей международной конференции важнейшим вопросом порядка дня является выработка единых организационных форм и методов работы среди женщин коммунистическими партиями всего мира.
   До сих пор такого единства форм совершенно не существовало.
   Если в России, Германии, Италии, Швеции, Англии коммунистические и левосоциалистические партии проводят специальную работу среди женщин, то в некоторых других странах, как, например, во Франции, никакой систематической работы среди женщин еще не проводится. И во Франции та общественная пассивность женщины (неизбежное следствие их порабощенного положения при капитализме), которая нас-то как раз заставляет вести специальную работу среди крестьянок и работниц, побуждает некоторых наших французских товарищей высказываться пока что против всякой специальной работы среди женщин. Мол, все равно, пока работницы так порабощены,-- дело безнадежно; другое -- после революции. Точка зрения, конечно, сугубо неправильная, так как и революцию нельзя провести без массы работниц.
   Существует большая пестрота и в организационных формах.
   В России, Германии, Италии работа среди женщин проводится самими коммунистическими партиями. В других странах, как Швеция, Англия и др., существуют и сепаратные женские коммунистические организации.
   Конференция должна будет решительнейшим образом высказаться по этим вопросам, которые являются сейчас... важнейшими вопросами не только для женского пролетарского движения, а вообще для всего развития пролетарской революции.
   Какую из существующих форм работы должна будет принять международная конференция?
   Русские коммунистки не переставали настаивать на необходимости специальной работы среди женщин (некоторые недостаточно разобравшиеся в этих вопросах товарищи обвиняли нас за это в феминизме -- на самом деле вся наша работа является отрицанием феминизма, так как феминизм стремится расколоть рабочее движение, а мы стремимся приобщить работниц и крестьянок к общей пролетарской борьбе). Вместе с тем русские коммунистки всегда выступали против всяких сепаратных женских пролетарских организаций.
   И по обоим этим вопросам они, между прочим, вовсе не были новаторами. Такая точка зрения всегда отстаивалась всеми действительно революционными социалистами. Кларой Цеткин эти положения проводились уже с 1896 г. Российские коммунистки являлись тут лишь продолжательницами давно установившихся революционных традиций.
   Вопрос о специальной работе среди женщин тесно связан с основным для всякой революционной пролетарской организации вопросом о сплочении масс вокруг своего революционного знамени, без чего невозможна никакая революция.
   Вот почему революционные социалисты и коммунисты всегда отстаивали и до сих пор отстаивают необходимость проведения особой работы среди женщин, так как опыт показал, что только таким образом удастся пробудить, поднять женские рабочие массы.
   Вот почему, наоборот, оппортунисты, социал-предатели, для которых главным образом важны министерские кресла, которые пуще огня боятся всякого революционного массового движения, которые ненавидят революцию, никакой работы среди женщин не проводили, а наперебой с буржуями восхваляли "домашний очаг", который еще крепче и туже затягивал узы рабства женщин-пролетарок. А сейчас, когда движение женских масс становится уже слишком явным и неудержимым, эти господа стараются прикрепить его к буржуазной колеснице.
   С другой стороны, всякий коммунист, всякий революционный социалист всегда отстаивал и сейчас отстаивает необходимость тесного организационного единства движения рабочих и работниц.
   В дореволюционное время... равноправки стремились расколоть рабочее движение, противопоставив женский пролетариат мужскому; нужно было как можно громче провозгласить необходимость полного единства рабочего класса и объединение его в общих организациях...
   ...Сейчас в Советской России опасности влияния буржуазного феминизма не существует совсем, и наши враги, когда они стремятся оторвать женские пролетарские слои от общего движения, применяют уже иные аргументы и доводы (свобода торговли, свобода труда и проч.).
   В других странах, где еще властвует капитал, возможность влияния феминизма, может быть, до некоторой степени еще существует. Но и там едва ли феминизм представляет собой сейчас какую бы то ни было серьезную опасность. Война слишком ясно показала работницам бездну, существующую между ними и буржуазными женщинами, чтобы их легко можно было привлечь приманкой "милых сестричек" и другими сладкими фразами буржуазных дам.
   Все это так. И тем не менее самое полное организационное единство, движение рабочих и работниц сейчас нужнее, чем когда бы то ни было. Ибо в момент, когда наступит уже последний бой, когда необходима величайшая концентрация всех сил,-- необходима больше, чем когда-либо, единая организация, руководящая всем движением пролетарских масс, как женских, так и мужских. Всякое дробление только ослабляло бы борьбу.
   И это необходимо не только у нас, в Советской России, где капитализм уже свергнут и мы уже взялись за строительство коммунизма, которое было бы невозможно без усилий всего пролетариата в целом. Это необходимо также и во всех других странах, где пролетариат уже начал штурм капиталистической твердыни.
   Все это установлено и совершенно бесспорно для всякого коммуниста, а сейчас, в момент всемирной революции, все это приобретает особенно большое значение. И по организационному вопросу международной конференции предстоит твердо провести в международном масштабе два следующих положения: 1) что необходимо провести коммунистическими партиями особую работу среди женщин во всех странах, 2) что для этой работы никаких специальных женских коммунистических организаций не должно создаваться и что работа эта должна проводиться самими коммунистическими партиями через посредство специальных органов пропаганды и агитации.
   Необходимо будет коммунисткам на конференции столковаться также и о методах работы. Опыт показал, что для успешной работы среди женских масс необходим особый подход, учет особенностей жизненных условий женщин и созданных этими условиями особенностей психологии отсталых женских масс. Если мы не хотим, чтобы наша пропаганда и агитация проходили мимо их ушей, мы должны считаться с вопросами, которые волнуют массы работниц, исходить в нашей пропаганде и агитации из их повседневных нужд, которые особенно тяжелым бременем ложатся именно на женщину. Вместе с тем опыт показал, не только у нас в России, но также, например, в Германии и некоторых других странах, что то, что мы назвали пропагандой делом, является наилучшим подходом к женщине. Что такое пропаганда делом? Это пропаганда путем непосредственного привлечения работниц и крестьянок к активному участию в революционной борьбе, в коммунистическом строительстве. Рабство, в котором находилась женщина, и в особенности ее домашнее рабство, приводило к некоторой обособленности женщины, к почти полному устранению ее от участия в общественных делах. Поэтому работница, а тем более крестьянка оказалась в гораздо меньшей степени подготовленной к сознательной революционной борьбе и к революционному строительству, чем мужчина. И часто она не знала, как применить свои силы для дела революции, к тому же прежнее подчиненное положение развило в ней недоверие к своим собственным силам. Пропаганда делом как раз и научит их, как работать, как применять свои силы, поможет им изжить остатки недоверия к себе.
   В Советской России беспартийные делегатские собрания работниц и крестьянок являются главным орудием нашей пропаганды делом. Делегатские собрания дают нам возможность путем длительного влияния воспитывать беспартийных работниц и крестьянок в духе коммунизма, через делегатские собрания мы привлекаем работниц и крестьянок ко всевозможным партийным и советским кампаниям... к участию в самых разнообразных формах советской работы и учим их ее делать, готовим для Советской власти передовых работников. Делегатские собрания являются одним из лучших орудий влияния РКП на широкие беспартийные массы работниц и крестьянок. Таким образом, делегатские собрания являются у нас, несомненно, важнейшим органом всей нашей работы. Нам, русским коммунисткам, конечно, чрезвычайно трудно решить, насколько возможно проведение делегатских собраний в странах, находящихся еще под игом капитала, где нашим товарищам приходится еще вести полулегальную работу.
   Но несомненно, что беспартийные делегатские собрания работниц были бы в других странах чрезвычайно желательным орудием пропаганды и драгоценным орудием связи коммунистических партий с женскими рабочими массами.
   Поскольку в этих странах нет еще Советской власти, делегатские собрания там не смогут служить делу привлечения работниц к строительству, которое в России является одной из главнейших их функций. Но они тем не менее смогут сказать неоценимые заслуги. Через делегатские собрания можно было бы привлекать работниц ко всевозможным выступлениям как внутри фабрик и заводов, так и в более широком масштабе. Делегатские собрания могли бы помочь привлечению работниц к более активному участию в профсоюзах, делегатские собрания, как и у нас, могли бы служить могущественным оплотом влияния коммунистов на массы работниц. Наконец, если за границей нельзя привлекать работниц к делу строительства, то там, во всяком случае, можно было бы, ставя в порядок дня этих собраний целый ряд практических вопросов, как жилищный, продовольственный и другие, постоянно будить массы, выдвигая перед ними по всем этим повседневным вопросам, наиболее волнующим массы, точку зрения пролетарскую и точку зрения буржуазную и этим ускоряя пробуждение революционного сознания даже в самых отсталых, в самых неподготовленных слоях.
   Международной конференции коммунисток, несомненно, надо будет принять постановление, подтверждающее возможность для всей нашей коммунистической пропаганды создания таких беспартийных делегатских собраний.
   Вот те задачи, которые сейчас стоят перед международной конференцией. Если их удастся правильно решить, несомненно, что будет дан громаднейший толчок международной борьбе работниц за коммунизм, а этим самым будет сделан и величайший шаг вперед по пути к диктатуре пролетариата во всех странах, к победе рабочего класса.

Елена Блонина

"Коммунистка", 1920, No 1--2, стр. 5-7

   

ПРИМЕЧАНИЯ

   39 Речь идет о Международной конференции коммунисток, которая состоялась в Москве 30 июля -- 3 августа 1920 г. Подготовкой ее занималась И. Арманд. На конференции присутствовало 17 делегаток из России, Германия, Франции, Англии, Италии и других стран. Центральным вопросом повестки дня была выработка организационных форм и методов работы среди женщин.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru