Аннотация: (К порядку дня Всероссийской конференции работниц).
Арманд И. Ф. Статьи, речи, письма.
М., Политиздат, 1975.
ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ДОМАШНЕГО РАБСТВА
(К ПОРЯДКУ ДНЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ РАБОТНИЦ)
Всероссийская конференция работниц поставила на обсуждение все те сложные вопросы строительства новой жизни, которые особенно близко затрагивают интересы работниц.
...При капитализме работница несла двойное бремя -- труд на фабрике и труд дома по хозяйству. Она должна была не только ткать или прясть на фабриканта, она должна была еще стряпать, стирать и шить для своей семьи.
И работница давно пыталась избавиться от ... двойной невыносимой эксплуатации.
Но единичное, индивидуальное хозяйство соответствовало буржуазному строю, и устранить его было чрезвычайно трудно, почти невозможно.
Теперь другое дело. Буржуазный строй упраздняется. Мы вступили в полосу социалистического строительства... Вместо тысяч и миллионов маленьких единоличных хозяйств, вместо прежних кустарных нездоровых, плохо оборудованных кухонь, вместо доморощенного корыта должны быть созданы общественные кухни, общественные столовые, общественные прачечные, чистые, светлые, в которых будут работать не хозяйки-работницы, а люди, специально занятые этим делом.
И от этого, конечно, выиграют все, так как только при таких условиях можно будет провести новые формы распределения и правильное питание, не говоря уже о сбережении сил, топлива и пр., которые этим достигаются.
Эта задача, таким образом, является одной из необходимых сторон нашего социалистического строительства.
И работница, конечно, вполне сознает все значение этой стороны вопроса.
Но для нее этот вопрос имеет еще и другое, особенно для нее важное значение. Для нее он является одним из вопросов ее освобождения.
Советская власть дала работнице полнее политическое и гражданское освобождение.
Но этого недостаточно. При прежнем строе порабощение женщины заключалось не только в тех или иных политических и гражданских формах, а также во всем семейном и социальном укладе, который делал из женщины рабыню. И пока мы не перестроим до основания весь этот уклад, женщина не будет свободной.
Работница после 8-часового рабочего дня (а в буржуазном обществе после 10- и 12-часового рабочего дня), проведенного на фабрике, по возвращении домой должна возиться, нередко до поздней ночи, над своим печным горшком или над своим корытом. Она, таким образом, работает не восемь часов, а двенадцать, шестнадцать часов.
Печной горшок не дает ей возможности отдохнуть, развлечься, почитать. Из-за него она не может пойти на собрание, заняться революционной работой и т. д.
Печной горшок и корыто лишают фактически работниц 8-часового рабочего дня.
В прошлом они лишали ее возможности вести борьбу с хозяином, являясь, таким образом, своеобразным подспорьем его власти. В настоящем они мешают работницам стать гражданками и коммунистками.
Что такое домашнее хозяйство? Многим это кажется мелочью, о которой не стоило бы и говорить. Между тем это одно из звеньев цепи, сковывающей работниц.
Изменить положение можно не жалобами и выкриками, а созданием новых, коммунистических форм хозяйства, заменой домашнего хозяйства новыми формами общественного хозяйства, и в частности общественного питания.
Сейчас, при переходе от капитализма к социализму, эта форма стала не только возможна, она необходимо и неизбежно вытекает из условий социалистического преобразования, которое и дает работнице полное освобождение.
Советской властью кое-что делается уже в этом направлении. Не только в городах, но и в деревнях -- всюду организуются центральные кухни, общественные столовые. Но их еще слишком мало. Необходимо по всей стране организовать целую сеть таких столовых, которые постепенно должны действительно обслужить все нужды населения...
Но такое большое дело может быть совершено только при поддержке и участии рабочих масс, только при участии самих работниц.
Работницам необходимо самим взяться за это дело...
Следует при заводах, при районах организовать общие столовые, обслуживаемые центральными кухнями. При заводах, в районах следует создавать общественные прачечные, обслуживающие работниц, и т. д.
И все это следует делать ни в каком-нибудь далеком будущем, а теперь же, сейчас.
Таким образом, работница отделается от последних пут, еще сковывающих ее.
Таким образом, у нас освободится много сил для нашего дела, строительства и революции.