Иаков Черноризец. -- На основании изысканий митроп. Макария и Погодина, монаху XI в. И. Черноризцу приписываются: "Сказание о свв. страстотерпцах Борисе и Глебе"; "Житие блаж. кн. Владимира"; "Память и похвала русскому кн. Владимиру, како крестися Владимер и дети своя крести и всю землю Русскую от конца и до конца, и како крестися бабка Владимера Ольга, преже Владимера" и "Послание к Божию слузе Дмитрию" (вел. кн. Изяславу). Этому же И. Черноризцу некоторые исследователи приписывают славянский перевод написанного к Черноризцу И. "Правила м. Иоанна". Наиболее ранним сочинением И. Черноризца, по-видимому, было "Сказание о Борисе и Глебе"; "Житие Владимира" написано позднее, а еще позже -- "Память и похвала в. кн. Владимиру". "Сказание о Борисе и Глебе", обнаруживающее в авторе очень близкого современника, полно морально-лирических отступлений; этому оно, вероятно, и обязано своею большей распространенностью, сравнительно с подобным же произведением Нестора. Автор как бы старается противопоставить идеал христианской добродетели мучеников-князей пороку и преступности Святополка. Впрочем, автор винит не столько злую волю последнего, сколько исконного врага рода человеческого, дьявола. В уста мучеников автор влагает частые и длинные речи, обращения, сетования. Труд И. Черноризца в значительной доле послужил источником для Нестора. "Житие Владимира", рассказывающее о совещаниях Владимира касательно перемены веры, о походе на Корсунь, о крещении князя и бракосочетании, о крещении киевлян, о нравственной перемене, совершившейся в князе, наконец о его кончине, -- своим содержанием и порядком изложения почти сходно с летописным рассказом, и видимо послужило источником для последнего. На древность памятника указывает язык "Жития", равно как и то, что Владимир святой представляется здесь еще непрославленным, а русский народ называется "новым" по отношению к вере. В большинстве списков "Жития" к нему присоединяется третье соч. И. Черноризца -- "Память и похвала кн. русскому Владимиру", столь же древнее по языку. Оно написано, по-видимому, на основании устных, еще свежих, преданий и рассказов о равноапостольном кн. Владимире и св. Ольге. Как и на "Житии", на "Похвале" еще не заметно влияния каких-либо письменных памятников XI в. Помимо стороны литературной, произведения И. Черноризца имеют весьма важное значение и как памятники исторические; они нередко дополняют летописи новыми указаниями и представляют некоторые новые данные для начальной истории нашей церкви. Так, автор сообщает, что Владимир ходил на Корсунь не перед крещением и не для него, а спустя четыре года после крещения; ни словом не упоминается о приходе к Владимиру послов с предложением вер и т. д. Дошедшие до нас списки "Жития" и "Похвалы" -- довольно поздние (с XVI в.) и представляют между собою значительные отличия. "Послание к вел. кн. Изяславу" написано в ответ на послание князя, до нас не дошедшее; оно любопытно по высоте взгляда на христианские обязанности. Только любовью к ближним можно исполнить заповедь Христа... "Если хочешь, -- пишет Черноризец князю, -- и чудеса творить, по примеру апостолов, -- и это возможно: они врачевали хромых, исцеляли сухоруких, -- ты научи хромых в вере, ноги текущих на игрища обрати к церкви, руки иссохшие от скупости сделай простертыми на подаяние нищим". Отличительная черта послания -- преобладание афоризмов и изречении из св. Писания. Есть в послании и бытовые черты. "Церковное правило" м. Иоанна, обращенное к И. Черноризцу, вместе с "Уставом" кн. Владимира было первым опытом у нас местного церковного законодательства. Язык славянского перевода "Правила" весьма неясен. Сохранился и греческий его подлинник. Биографических известий о И. Черноризце почти не сохранилось. Преп. Феодосий Печерский, перед смертью († 1074), предлагал своей братии на место себя в игумены пресвитера И., который не был постриженником Печерского м-ря; а пришел туда с р. Альты (вероятно, из Переяславского м-ря, построенного во имя Бориса и Глеба, на месте их убиения). Предполагают, что этот пресвитер И. -- одно лицо с И.-писателем.
Ср. Калайдович, в I ч. "Русск. достопамятностей" (М., 1815); Востоков, в "Описании Рум. музея"; Макарий, в "Хр. Чтении" (1849 г. кн. 2); Погодин, в "Известиях II отд. Акад. Н." (I, СПб., 1852); Бутков, "Разбор трех древних памятников духовной литературы" ("Современник", 1852, ч. II); A. Ф. Тюрин, "Мнение о И. мнихе академика П. Г. Буткова" (в "Известиях II отд. А. Н.", II, 1853); Неволин, "О м-те Иакове II, как сочинителе послания к архиепископу римскому Клименту" (там же, II); Срезневский, "Древние жизнеописания русских князей Х -- XI в." (там же, II); Макарий, "Еще об И. мнихе" (там же, II); позднее в "Истории русской церкви", II, 1868, стр. 141--158); Шевырев, "Истории русской словесности" (II, 1860); И. И. Хрущов, "О древнерусских исторических повестях и сказаниях". В приложениях к "Истории русской црк." Макария переизданы (по списку XVI в.) "Житие Владимира" и "Память и Похвала" и напечатано, по списку XVI в.: "Послание к Изяславу". "Сказание о св. Борисе и Глебе", по древнейшему списку (Сильвестровскому сборнику XIV в.), изд. Срезневским, в СПб., в 1860 г., вместе с подобным же сочинением пр. Нестора. Лучшее издание "Правила м. Иоанна" принадлежит проф. Павлову ("Русская историческая библиотека", VI, СПб., 1880).
А. Архангельский.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XIIIa (1894): Исторические журналы -- Калайдович, с. 613--614.