10 Мая артисты Императорскаго Московскаго Театра давали концертѣ въ домѣ Е. С. Апраксина. Пѣтое тріо: Кто бѣднымъ милости творитъ, заслуживаетъ особенное вниманіе при нынѣшнихъ обстоятельствахъ. Слова и музыка пріятны. Пріятно и то, что господа артисты не забываютъ прежнихъ аріи изъ Русалки, которыя столько лѣтъ занимали Публику, смѣшили зрителей и доставляли удовольствіе. Пѣсня: Милый мой сердечный другъ, и къ ней придѣланный хоръ: Юность! юность! веселись! были искусно выражены пѣвицею, Г-жею Насовою. Вторая пѣсня къ Царю-Батюшкѣ: Понесись по подъ небесью птица и проч. принесли великое удовольствіе. Пѣніемъ управлялъ Г. Керцелли, а музыкою Г. Морини. Вообще концертѣ заслужилъ одобреніе.
12 Мая П. А. Позняковъ соединилъ безцѣнный даръ благотворенія съ пріятностями общественныхъ забавъ. Данный спектакль въ пользу воиновъ, раненыхъ подъ стѣнами Парижа, обращалъ на себя вниманіе не столько игрою лицъ, сколько, пользою и цѣлью спектакля. Благодарность ожидаетъ Благотворителя; но онъ ее не требуетъ; Рускому свойственно только великодушіе; удовольствіе благотворить есть лучшая его награда. Въ комедіи Подложный кладъ многія сцены занимали пріятно публику. Во второй піэсѣ: Оборотни, или спорь до слезѣ, а объ закладъ не бейся, актриса, представлявшая сестру Угрюмина, привлекла вниманіе, и заслужила похвалу. Когда она пѣла арію на торжественное шествіе АЛЕКСАНДРА въ Парижѣ, многіе плѣнялись талантомъ актрисы; но всѣ радовались особливо благотворительнымъ намѣреніемъ хозяина; и я, выходя изъ театра, твердилъ съ безсмертнымъ нашимъ Поэтомъ!
Почувствовать добра пріятство
Такое есть души богатство,
Какого Крезъ не собиралъ.
19 Мая общество Благородныхъ людей, ревностное къ славѣ Отечества и дѣламъ своего Монарха, торжествовало великую эпоху особеннымъ праздникомъ {Мы не видали сего праздника, но не сомнѣваемся, чтобы всѣ его черты не были вѣрны и точны, хотя онъ описаны молодымъ человѣкомъ, В. И.} въ домѣ Г. Полтарацкаго, у Калужскихъ воротъ. Народныя увеселенія начались съ 4 часа послѣ обѣда. Для народа были, качели, карусели, балансеры, ташеншпилеры и пѣсельники при громкой игрѣ военной музыки. Передъ вечеромъ яркое освѣщеніе сада и потѣшные огни въ томѣ же саду представили блестящее зрѣлище. Изъ печатной программы сего праздника извѣстны аллегорическіе предметы иллюминаціи... По съѣздѣ посѣтителей и посѣтительницъ и по прибытіи Господина Главнокомандующаго въ домѣ сего собранія, въ 9часовъ открылась сцена, и на ней былъ представленъ прологъ -- Мелодрамма, храмъ безсмертія, въ трехъ лицахъ, съ хоромъ Европейскихъ народовъ. Россія, въ отсутствіи своего МОНАРХА, молитъ Небо о возвращеніи Отца Отечества; къ ней является радостная Европа, освобожденная Россійскимъ Государемъ; за нею въ слѣдъ идетъ Слава и возвѣщаетъ дѣла МОНАРХА. Вдругъ открывается сіяющій храмъ безсмертія, въ которомъ видѣнъ Бюстъ Императора. Россія преклоняетъ колѣно, всѣ Европейскіе народы окружаютъ Священный Образѣ, Слава вѣнчаетъ его лаврами.
Три Благородныя Дамы представляли аллегорическія лица Россіи, Европы и Славы. Россія превосходила всякое описаніе: ея Царской величавости соотвѣтствовали богатыя украшенія; блескъ ея алмазовъ ослѣплялъ зрѣніе, а выраженіе чувство.
Къ Нему моя любовь
О Боже! ясно доказалась:
Лилась Россіи кровь
И грудь моя нещадно раздиралась.
Смерть зрѣла я моихъ сыновъ;
Но врагъ не наложилъ оковъ:
Къ Царю я вѣрной пребывала,
На брань младыхъ и старцевъ созывала,
И жертвуя собой,
Лишь слезы я лила, но не роптала,
Эти стихи были произнесены со всею чувствительностію признательной Россія къ своему МОНАРХУ, Европа имѣла достоинство выразить свое щастіе, свою радость; а въ лицѣ Славы видѣли мы образъ сей богини. Все рукоплескало. Плескъ не умолкалъ въ продолженіе всего пролога.
Праздникѣ заключился великолѣпнымъ баломъ и ужиномъ; и танцы продолжались до 4 часовъ утра.
Араповъ.
-----
Арапов П.Н. Московския записки: (Сообщено) / Арапов // Вестн. Европы. -- 1814. -- Ч.75, N 12. -- С.292-295.