Нѣсколько дней сряду торжествовали мы славную эпоху; и картина сего великаго торжества, столь далекаго отъ обыкновенныхъ Праздниковъ, не загладится долго въ памяти нашей и въ памяти: нашихъ дѣтей.
День 13 го Апрѣля былъ для Москвы первымъ вѣстникомъ всеобщей радости. Курьеръ, пріѣхавшій изъ С. Петербурга, привезъ полуденное черезъ Берлинъ извѣстіе о занятіи Парижа. Ревностное начальство спѣшило обрадовать народъ симъ извѣстіемъ. Въ мигъ разнеслась молва; вмигъ одинъ радостный вопль: Парижъ взятъ! загремѣлъ изъ конца въ конецъ обширнаго города. Но вѣнцемъ нашей радости былъ прекрасный день 17 го Апрѣля, когда Графъ Васильевъ, какъ Геній, летящій съ трубою Славы, принесъ Москвѣ торжественную вѣсть побѣды отъ имени МОНАРХА. Народъ бѣжалъ, кареты скакали, -- казалось, что вся Москва летѣла на встрѣчу Царскаго посланника внимать изъ устъ его повѣствованію Славы. Но скоро Московскій Начальникъ удовлетворилъ общему нетерпѣнію сообщеніемъ любопытныхъ подробностей о покореніи столицы Франціи.
23 го Апрѣля, въ день, освященный лучезарнѣйшимъ солнцемъ, Московскіе жители стекаются въ Кремль, чтобы принесть благодареніе во храмѣ Бога Боговъ и Царя Царей. Звонъ колоколовъ, пѣснь торжественнаго молебствія, толпы радостнаго народа, покрывающаго Кремлевскую Площадь, стеченіе Чиновниковъ, Дворянъ и купцовъ, молящихся во храмѣ и на Паперти, живая радость, написанная на всѣхъ лицахъ, изъ устъ въ уста перелетающее имя Земнаго Избавителя Европы -- все представляло величественную картину, которая плѣняла взоры и трогала сердца. Но когда громъ пушекъ потрясъ воздухъ въ стѣнахъ Кремлевскихъ, гласъ Отечества снова закипѣлъ въ сердцѣ вѣрныхъ сыновъ его, -- и толпы народа, какъ быстрыя волны, приведенныя въ движеніе, волновались на площади отъ сердечнаго восторга, при громкихъ восклицаніяхъ радости. Наконецъ всѣ возвратились домой, чтобы говорить, радоваться и удивляться произшествіямъ времени.
Три дни сряду торжественный звонъ не умолкалъ въ Столицѣ; три вечера сряду яркое освѣщеніе города удаляло ночную темноту и привлекало толпы народа. Жители гуляли по улицамъ и веселились ночью, какъ днемъ. Прозрачныя картины аллегорическія, эмблемы, девизы, надписи въ честь и славу Монарха, гремящая во многихъ мѣстахъ музыка, стихи пѣтые хорами пѣвчихъ, тысяча экипажей обтекающихъ городъ, представляли волшебное зрѣлище. Никогда радость не была живѣе и признательность подданныхъ къ ихъ Государю справедливѣе!
Московское Дворянство, движимое общею радостію и тронутое новыми благодѣяніями, ему оказанными Монархомъ во время его безпокойства и заботы о спасеніи Европы {Извѣстно, что Государь прислалъ на исправленіе дома благороднаго Собранія 150,000 рублей.}, праздновало въ одно время щедроты и побѣды Государя великолѣпнымъ баломъ, даннымъ 24 го Апрѣля, на который приглашены были многіе члены имянитаго купечества. Господинъ Главнокомандующій, Графъ Ѳедоръ Васильевичъ Растопчинъ, присутствовалъ на балѣ и раздѣлялъ общее веселье. Громкій оркестръ музыки и хоръ пѣвчихъ повторяли Польскій, сочиненный на случай торжества;
Московскій Императорскій университетъ, сей храмъ искусствъ и наукъ, принесъ въ свою очередь дань хвалы и благодарности дѣламъ Великаго Монарха. Онъ имѣлъ торжественное Собраніе 25 го Апрѣля. Прекрасная музыка открыла засѣданіе Музъ; потомъ Г. Профессоръ Тимковскій говорилъ изящную Рѣчь въ честь Избавителя народовъ. Пѣтые хоромъ куплеты изъявляли общее чувство сердецъ. Г. Профессоръ Н. Н. Сандуновъ заключилъ собраніе чтеніемъ превосходной Оды, сочиненной Господиномъ Попечителемъ на занятіе Парижа. Такимъ образомъ Московскія Музы исполнили долгъ свой передъ Отцемъ Отечества. На другой вечеръ Московскіе Именитые Граждане давали въ домѣ Степана Степановича Апраксина великолѣпный маскерадъ какъ для купечества, такъ и для Дворянства. Какъ- пріятно было видѣть Рускій нарядъ! всѣ дамы были въ богатыхъ сарафанахъ. Очарованному воображенію казалось, что тѣни древнихъ Бояръ Рускихъ воскресли, и что молодыя красавицы изъ уединенныхъ теремовъ своихъ перенеслись на театръ нашихъ блестящихъ увеселеній.
Наконецъ 26 го числа П. А. Позняковъ угощалъ Москву маскерадомъ. Хоръ гремѣлъ и пѣлъ:
Посѣтители сего маскерада замѣтили съ удовольствіемъ аллегорическую картину, выставленную въ залѣ. На быстрыхъ коняхъ мчится колесница; Геніи управляютъ ею; Александръ въ порфирѣ стоитъ на колесницѣ и Минерва вѣнчаетъ ЕГО, лаврами. Подъ колесами лежитъ чудовище безглавое, съ зади море и Меркурій; у колесницы окованная Европа представлена въ видѣ женщины, и Донской козакъ снимаетъ съ нее цѣпи. Геній означаетъ рѣзцомъ тотъ день, въ который столица Франціи приняла своего Побѣдителя. Впереди видны Парижскія башни. Жители бросаютъ, шляпы и сыплютъ цвѣты въ знакъ благодарности къ ихъ Избавителю; матери ведутъ къ нему дѣтей; другіе обнимаютъ его колѣна. Слава гремитъ трубою и развѣваетъ знамя съ надписью:
Праздники кончились, а сердца наши не перестаютъ еще праздновать великій день, для Отечества, и великіе подвиги нашего Отца-МОНАРХА.
Араповъ.
-----
Арапов П.Н. Московския записки: (Сообщенная статья): [О вступлении русских в Париж и празднествах по этому поводу в Москве] / Арапов // Вестн. Европы. -- 1814. -- Ч.75, N 10. -- С.133-138.