Арагон Луи
Луи Арагон: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   АРАГОН (Aragon), Луи (р. 3.X.1897, Париж) -- франц. писатель и обществ. деятель. Чл. ЦК Франц. компартии (с 1954). Учился в лицее, затем (с 1915) на мед. ф-те (Париж). Участвовал (с 1917) в 1-й мировой войне санитаром. Война пробудила в А. чувство страстного протеста против капиталистич. мира, разочарование в бурж. культуре. Этот протест вылился в анархич. лит. бунт. Первые стихи, увидевшие свет, А. написал в 1917. В нач. 20-х гг. он вместе с П. Элюаром и др. литераторами примкнул к дадаизму (сб. стихов "Фейерверк" -- "Feu de joie", 1920, роман "Анисе..." -- "Anicet ou le panorama", 1921), позднее был одним из представителей сюрреализма (роман "Парижский крестьянин" -- "Le paysan de Paris", 1926). Но уже в первых стихах он резко критиковал бурж. мир и мечтал о его изменении. В эволюции воззрений А. большую роль сыграли Октябрьская революция в России, активизация рабочего движения во Франции, возникновение Франц. компартии. В 1927 А. вступил в ее ряды. Знакомство с жизнью, лит-рой СССР и прежде всего с В. В. Маяковским (1928) способствовало развитию реалистич. эстетики А., поискам героя, к-рый не только видит фальшь и уродство бурж. мира, но и борется, чтобы построить новый мир. Осенью 1930 А. и его жена -- писательница Эльза Триоле, приезжали в Харьков на 2-ю Междунар. конференцию революц. писателей. СССР становится для А. символом нового мира (поэма "Красный фронт" -- "Le front rouge", 1930, рус. пер. 1931, сб. стихов "Ура, Урал!" -- "Hourra, l'Oural!", 1934). В 1934 А. участвовал в работе 1-го Всесоюзного съезда сов. писателей. Вместе с А. Барбюсом, Р. Ролланом, П. Вайян-Кутюрье А. -- в первых рядах бойцов против фашизма и войны. Исходной позицией писателя являются теперь

0x01 graphic

   положения марксистской эстетики об идейности искусства (выступление на Междунар. конгрессе писателей в защиту культуры, 1935, Париж; сб. статей "За социалистический реализм" -- "Pour un réalisme socialiste", 1935; ст. "Реализм социалистический и реализм французский", 1938). В 1934 вышел роман А. "Базельские колокола" ("Les cloches de Bâle", рус. пер. 1935), открывающий цикл романов "Реальный мир"; здесь рабочий класс показан как восходящая сила нации. В романе "Богатые кварталы" ("Les beaux quartiers", 1936, рус. пер. 1958) А., рисуя борьбу буржуазии и пролетариата, разоблачает заправил Третьей республики. Полемизируя в это время с противниками своей реалистич. концепции, писатель утверждал, что в порядке дня стоит вопрос о социалистич. реализме: "Реализм, который я защищаю, хочет познавать действительность, знакомить с нею и преобразовать ее" ("Интерн. литература", 1937, No 1, с. 226). Продолжая цикл, А. выпустил романы "Пассажиры империала" ("Les voyageurs de l'impériale", 1940, окончат. ред. 1947) и "Орельен" ("Aurélien", 1944). Герой первой из этих книг, созерцатель, индивидуалист, идет по жизни вслепую, руководимый только эгоистическими инстинктами. Роман "Орельен", действие к-рого происходит в 1922 (эпилог в 1940), рисует образ молодого человека бурж. мира, рантье, опустошенного войной. Для всего цикла характерно острое чувство современности, стремление показать смысл историч. явлений прошлого, проницат. взгляд в будущее. Во время нац.-революц. войны 1936--1939 в Испании А. был на стороне исп. республиканцев, приезжал в Испанию и писал пламенные стихи о ней. Он -- один из организаторов 2-го Междунар. конгресса писателей в защиту культуры (1937, Барселона, Мадрид, Валенсия, закончился в Париже). Развивая широкую антифашистскую деятельность, А. в 1937 вместе с Ж. Р. Блоком основал и редактировал прогрессивную газ. "Ce soir" ("Сегодня вечером"), запрещенную в 1939 правительством Даладье (возобновлена в 1945).

0x01 graphic

"Богатые кварталы" (Париж,
1936). Обложка.

   Когда гитлеровские войска оккупировали Францию, а петеновцы укрепились в Виши, А. ушел в подполье; начался новый этап в его жизни (1940--44), органически связанный с франц. Движением Сопротивления. Он участвовал в создании подпольного еженедельника "Les Lettres Françaises" (1942), выпустил сб-ки стихов: "Нож в сердце" ("Le crève-coeur", 1941), "Глаза Эльзы" ("Les yeux d'Elsa", 1942), "Паноптикум" ("Le musée Grévin", 1943), "Французская заря" ("La Diane française", 1945), сб. рассказов "Падение и величие французов" ("Servitude et grandeur des français", 1945) и др. В стихах А. горечь поражения была неотделима от призыва к борьбе, любовь -- от ненависти к врагам, нежность -- от ярости бойца-антифашиста. После войны он опубл. сб. стихов "Снова нож в сердце" ("Le nouveau crève-coeur", 1948). После смерти Ж. Р. Блока (1947) А. вновь взял на себя редактирование газ. "Ce soir", в 1949 в качестве ее руководителя был лишен гражд. прав (на 10 лет), но до закрытия газеты (1953) оставался на посту ее директора. А. принимал деятельное участие во всемирных конгрессах в защиту мира (1949, Париж; 1952, Вена).

0x01 graphic

"Падение и величие французов"
(Париж, 1945). Обложка.

   Эстетич. позиции А. нашли наиболее яркое выражение в романе "Коммунисты" ("Les communistes", t. 1--6, 1949--51, рус. пер. 1953), завершающем цикл "Реальный мир". В романе изображен один из наиболее трагич. периодов франц. истории (1939--40). Бурж. Франции противопоставлен трудовой народ и компартия как его авангард. Гл. ценность романа -- в худож. раскрытии психологии коммунистов, самоотверженно отдающих все силы, а часто и жизнь ради родной страны. А. принадлежат лит. портреты лучших людей Франции (М. Торез, Ж. Дюкло, Ж. Р. Блок и др.), собранные в книге "Человек-коммунист" ("L'homme communiste", t. 1--2, 1946--53), книга о Г. Курбе, статьи о В. Гюго, Э. Золя, Р. Роллане, А. Барбюсе, А. Рембо, П. Элюаре и др. В книгах "Племянник господина Дюваля" ("Le neveu de m. Duval", 1953) и "Свет Стендаля" ("La lumière de Stendhal", 1954) А., обличая реакцию, воинствующее мещанство, продолжает борьбу за действенное "искусство -- оружие". В 1954 вышла поэма "Глаза и память" ("Les yeux et la mémoire"); важнейшие проблемы развития человечества сочетаются в ней с лирич. суждениями о чувствах, любовь к людям -- с ненавистью к тем, кто готовит новую войну. В этом произв., новаторском по своей ритмике, богатом поэтич. метафорами, звучит вера в будущее, в жизнь, в человека. В 1954 А. выступал на 2-м Всесоюзном съезде сов. писателей. В 1955 он выпустил книгу "Советские литературы" ("Littératures soviétiques"), в к-рой он оценивает расцвет многонац. культуры СССР как закономерное следствие Октябрьской революции. Мн. книги сов. писателей (Ю. Тынянова, Ю. Яновского, М. Ауэзова и др.) вышли в Париже под ред. и с предисловиями А. или в его переводах на франц. яз. (повесть "Джамиля" кирг. писателя Ч. Айтматова, 1959).

0x01 graphic

"Страстная неделя" (Москва,
1960). Титульный лист.

   В 1956 появилась большая поэма А. "Неоконченный роман" ("Le roman inachevé"), посвященная событиям 20 в., в к-рые вплетается биография поэта. В 1958 опубл. стихи, направленные против фашизма и зачинщиков войны в Алжире. В романе "Страстная неделя" ("La semaine sainte", 1958, рус. пер. 1960) описаны семь мартовских дней 1815, шествие Наполеона Бонапарта, покинувшего остров Эльбу, к Парижу и панич. бегство Людовика XVIII за пределы Франции. Образ художника-демократа Т. Жерико становится в романе одним из типических характеров эпохи. А. представил художника, находящего путь к народу, на широком обществ.-историч. фоне, отведя достойное место в романе нар. массам, страдавшим одинаково тяжко и при Людовике XVIII, и при Наполеоне; показал самоотверженность простых людей, в сердцах к-рых ничто не может заглушить чувство патриотизма, рост нац. самосознания. Ломая рамки традиц. историч. романа, А. смело перебрасывает "мосты" к современности, намечает пути, по к-рым эстафета идей и идеалов передается от одного поколения к другому. ЦК Франц. компартии расценил роман "Страстная неделя" как нац. событие. В 1959 опубл. поэма "Эльза" и сб. статей о социалистич. реализме "Я раскрываю карты" ("J'abats mon jeu"), в 1960 -- поэма "Поэты".
   А. -- директор еженедельника "Les Lettres françaises" (с 1953), член Всемирного Совета Мира. В 1957 А. присуждена Междунар. Ленинская премия "За укрепление мира между народами".

Сочнения:

   Choix de poèmes, Moscou, 1959;
   Poésies. (Anthologie. 1917--1960), P., 1960;
   в рус. пер.-Собр. соч., т. 1--11, М., 1957--1961;
   Лит-ра и иск-во. Избр. статьи и речи, М., 1957;
   Неоконченный роман. Эльза. Поэмы, М., 1960.

Литература:

   Песис Б., О герое прогрессивной лит-ры Франции, М., 1956;
   Исбах А., Луи Арагон, М., 1957;
   Коган Р., Луи А. на пути к социалистическому реализму, Л., 1957;
   Трущенко Е., Луи Арагон, М., 1958;
   Социалистический реализм в зарубежных лит-рах, М., 1960;
   Луи А. Биобиблиографический указатель, 2 изд., М., 1956;
   Juin H., Aragon, P.; 1960 (имеется библ.);
   Lescure P. de, A. romancier, P., [1960];
   Garaudy R., L'itinéraire d'A., P., 1961;
   "Biblio", 1961, No 1 (имеется библ.).

А. А. Исбах.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 1: Аарне -- Гаврилов. -- 1962>. -- Стб. 271--274.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-2711.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru