|
Скачать FB2 |
| |
К. И. Арабажинъ.
Леонидъ Андреевъ.
Итоги творчества.
Литературно-критическій этюдъ.
С.-ПЕТЕРБУРГЪ.
Типографія т-ва "Общественная Польза", В. Подъяч., 39.
1910.
ОГЛАВЛЕНІЕ.
ВМѢСТО ПРЕДИСЛОВІЯ.
I.
Первые шаги.
Причины быстрой извѣстности Андреева.-- Талантъ Андреева.-- Онъ выразитель новыхъ настроеніи русскаго общества.
II.
Первые разсказы.
Пессимизмъ Андреева.-- Манера, письма.-- Одиночество человѣка.-- Тамъ ничего нѣтъ.-- Нельзя узнать истину.-- Сочетаніе реализма и фантастики.-- Повѣсти: "Большой шлемъ", "Смѣхъ" "Молчаніе", "Ложь", "Стѣна".-- Метафизическое значеніе "Стѣны".
II.
III.
Трагедія человѣческой мысли.
Разсказъ "Мысль".-- Одинокій сверхъ-человѣкъ Керженцовъ.-- Его міровоззрѣніе.-- Месть Керженцова.-- Вопросъ о безуміи Керженцова.-- Не крахъ мысли, а крахъ одинокаго.
II.
III.
IV.
Религіозная проблема.
Тяжелый рокъ въ жизни Василія Ѳивейскаго.-- Его несчастья.-- Одиночество о. Василія.-- Замкнутость.-- Отчужденность отъ прихода.-- Отношеніе къ семьѣ.-- Вѣра въ Бога.-- Отношеніе къ людскому горю.-- Жажда чуда.-- Отношеніе прихода къ о. Василію.-- Иванъ Порфирьевичъ.-- О. Василій -- явленіе исключительное среди священниковъ.-- Языкъ повѣсти.-- Почему не удалось чудо.-- Крахъ одиночества, а не религіи.
II.
III.
Человѣкъ-звѣрь.
(Проблема любви).
"Бездна".-- Протесты молодежи и письмо С. А. Толстой.-- Исключительность условій, въ которыя Нѣмовецкій совершилъ свой звѣрскій поступокъ.-- "Въ туманѣ." -- Семья и вопросы пола.-- Павлуша и его страданія.-- Звѣрское убійство мало мотивировано.
II.
III.
VI.
Ужасы войны.
Влеченіе къ ужасамъ въ "Призракахъ".-- "Красный Смѣхъ". Войны Андреевъ не видѣлъ.-- Художественные недостатки этого произведенія.-- Накопленіе ужасовъ -- ослабленіе силы впечатлѣнія. Цѣнное въ "Красномъ Смѣхѣ".-- Гуманная идея.-- Прозрѣніе ужасовъ будущаго, какъ слѣдствія одичанія во время воины.
II.
VII.
Трагедія человѣческой жизни.
"Жизнь человѣка" какъ первая русская стилизованная драма.-- Что такое стилизація. Смерть быту! Почему Андреевъ ухватился за стилизованную манеру письма.-- Кто такой Нѣкто въ сѣромъ?-- Древне-греческой фатумъ и нѣкто въ сѣромъ не имѣютъ ничего общаго.-- Старухи.-- Родственники человѣка.-- Жизнь человѣка. Его планы, его радости.-- Автомобиль.-- Друзья и Враги. Одиночество человѣка.-- Домъ на горѣ вдали отъ города.-- Человѣкъ-сынъ нашего времени.-- Всѣ герои разсказовъ Андреева и самъ Человѣкъ -- типичные мѣщане нашего времени.-- Они захвачены врасплохъ требованіями новаго капиталистическаго уклада жизни.-- Разсказъ "Набатъ", какъ символическій образъ, характеризуетъ отношеніе Андреева къ жизни. Личность и общество.-- Критика о "Жизни человѣка".-- Заключеніе.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
VIII
IX.
VIII.
Революціонный годъ.
Отзывчивость Андреева на событія революціоннаго года.-- "Губернаторъ".-- Психологія террористическихъ актовъ. "Такъ было -- такъ будетъ".-- "Къ звѣздамъ".-- Дѣйствующія лица.-- Маруся.-- Трейчке.-- Сергѣи Николаевичъ,-- Любовь къ ближнему.-- Любовь къ дальнему.-- Техника пьесы.
II.
III.
IV.
V.
IX.
Трагедія анархизма.
Проблемма анархизма.-- Свобода и порядокъ.-- Организація порядка и организація господства.-- Египетъ и Греція.-- Порядокъ и хозяйственныя формы быта.-- Переходныя эпохи.-- Анархизмъ и интеллигенція въ XIX вѣка.-- Анархизмъ и другіе общественные классы.-- Драма Андреева "Савва".-- Савва; любовь къ дальнему и его анархическій планъ.-- Гордый человѣкъ.-- Чудо.-- Святость иконы.-- Торжество соборнаго начала и гибель Саввы.-- Тюха, царь Иродъ.-- Сперанскій, Липа и др. "Савва" какъ произведеніе для сцены.
II.
III.
IV.
V.
VI.
X.
Ниспроверженіе добра и безсмертія.
"Елеазаръ". Лазарь и художникъ.-- Лазарь и императоръ.-- Почему Августъ побѣдилъ. "Іуда"; Реабилитація Іуды.-- Минскій, Розановъ и др. объ "Іудѣ".-- Недопустимость искаженія легендъ.-- Первое покушеніе на Голгоѳу.-- "Тьма" какъ новый взрывъ отчаянія.-- Неправдоподобный террористъ.-- Стыдно быть хорошимъ.-- Новая мораль -- не мораль Христа, а "выше" Contradictio in adjecto; критика о "Тьмѣ".
II.
IV.
XI.
Царь-Голодъ.
(Соціальная трагедія человѣчества).
"Царь-Голодъ" какъ отрицаніе смысла въ исторіи человѣчества.-- Отъ реализма къ фантастикѣ и кошмарамъ.-- Творимая Андреевымъ легенда жизни.-- Фантастическіе образы Царя-Голода, Звонаря-времени, Смерти.-- Общественные классы въ пониманіи Андреева: Рабочіе. Lumpenproletariat. Крестьяне. Богатые.-- Незнаніе быта и исторіи рабочихъ: три типа рабочихъ.-- Клевета на рабочихъ, какъ "разрушителей" культуры.-- Босяки, какъ безнадежный антропологическій типъ микрокефаловъ.-- Крестьянинъ-горилла. Отношеніе къ крестьянину и страхъ передъ нимъ у Андреева и Гершензона.-- Богатые люди.-- Односторонность въ изображеніи ихъ.-- Лубочный характеръ письма.-- Кошмарная правда сценъ суда -- лучшая въ пьесѣ.-- На чьей сторонѣ Андреевъ?-- Дѣвушка въ черномъ. "Онъ насъ пугаетъ, а намъ не страшно".-- "Они перестали понимать правду, а это начало смерти".-- Смерть, какъ наиболѣе законченный образъ въ "Царѣ-Голодѣ".
I.
II.
III.
IV.
V.
V.
VI.
XII.
Lucidum intervallum.
(Повѣсть о семи повѣшенныхъ).
Повѣсть о семи повѣшеныхъ -- какъ лучшее произведеніе Андреева послѣднихъ лѣтъ.-- Нѣжность, лиричность тона.-- Удавшіеся типы.-- Лучшія сцены ("поцѣлуй и молчи").-- Таня Ковальчукъ.-- Недостатки.-- Черты андреевскаго настроенія.-- Смерть и страхъ смерти, какъ центръ вниманія автора.-- Полное незнакомство съ психологіею революціонеровъ - террористовъ.-- Вернеръ,-- "уставшій отъ жизни", а не террористъ.-- Муся -- тоже.-- Она христіанская мученица.-- Преувеличеніе страха смерти.-- "Мы не такъ умираемъ".
XIII.
Городъ и одиночество.
Страхъ жизни и общества въ первыхъ произведеніяхъ Андреева. Раздвоенность настроеній Андреева. "Проклятіе звѣря". Одинокое я и множество. Природа и культура.
XIV.
Формула желѣзной рѣшетки.
(Второе покушеніе на Голгоѳу.)
"Мои записки".-- Саркастическій характеръ "Записокъ".-- Осмѣяніе идеи прогресса.-- Восхваленіе совершенствъ тюрьмы.-- Удары, наносимые Христу.-- Нѣтъ полноты жертвы. Картина Рибейры.-- Второе покушеніе на Голгоѳу произведено.-- Великое отчаяніе, призрачность правды и лжи, жизни и смерти. Все призрачно.
XV.
Послѣдніе удары кумирамъ и очистительный огонь.
"Любовь къ ближнему".-- "Дни нашей жизни", "Анфиса", "Черныя Маски" -- какъ завершеніе пути и гимнъ всеочищающему огню (ignis sanat!).-- Символика пьесы.-- Литература не собраніе ребусовъ и шарадъ.-- Психологическое объясненіе пьесы.-- Лоренцо бывшій и Лоренцо вошедшій.-- Техническое объясненіе раздвоенія личности.-- Вторая картина должна была быть первой.-- Драма въ душѣ герцога Спадары. Душа замокъ, ярко освѣщенный огнями.-- Очистительный огонь, въ которомъ сгораетъ позорное прошлое, и рождается новый человѣкъ.
II.
II.
XVI.
Андреевъ о смыслѣ жизни и ницшеанство.
Исканія смысла жизни.-- Возможные отвѣты на вопросъ о смыслѣ жизни.-- Соціальная вѣра въ прогрессъ человѣчества.-- Соціальный инстинктъ и его вліяніе на разрѣшеніе "проклятыхъ вопросовъ".-- Теорія имманентнаго субъективизма.-- Личность и человѣчество.-- Сегодня и завтра въ жизни человѣка.-- Куда ведетъ теорія имманентнаго субъективизма.-- Полнота личнаго бытія и общественность.-- Одинокій въ исканіяхъ смысла жизни -- у Андреева.-- Иллюзіи и разочарованія.-- Человѣкъ-самоцѣль и человѣкъ, какъ средство для счастья будущихъ поколѣній.-- Разнообразные отвѣты героевъ Андреева.-- Савва и Сергѣй Николаевичъ.-- Безхитростныя радости бытія.-- Кто побѣдитъ? Элементы ницшеанства въ произведеніяхъ Андреева.-- Сверхъ-человѣкъ Андреева въ отличіе отъ сверхъ-человѣка Ницше.-- Русскія черты ницшеанства Андрева.-- Превращеніе духа въ верблюда и льва.-- Послѣднее превращеніе,-- Любовь къ дальнему.-- "Бунтъ".-- Разхожденіе Андреева съ Ницше.
II.
XVII.
Мистическіе просвѣты въ "Анатемѣ".
Невозможность жить отрицаніемъ.-- Оптимистическія потребности души Андреева.-- Куда онъ могъ прійти.-- Мистическая теорія -- какъ единственный выходъ для индивидуалиста.-- Содержаніе "Анатемы".-- Истолкованіе Анатемы.-- Анатема -- Малый разумъ, воплощеніе раціонализма.-- Великій Разумъ существуетъ и можетъ быть постигнуть мистическимъ откровеніемъ.-- Бытовая и художественная сторона этого произведенія.-- Общее заключеніе.
II.
III.
III.
IV.
XVIII.
Типы Андреева и его стиль.
У Андреева нѣтъ типовъ. У него маски и рожи. Ему удаются только миніатюры. Стиль Андреева вполнѣ отвѣчаетъ его личности. Патетизмъ. Грубые рѣзкіе мазки. Преувеличенія, повторенія, общая характеристика стиля. Контрасты.
Заключеніе.
|