- род. в Мадавре, в Африке, около 125 года по Р. Х., принадлежал к знатной семье и учился сначала в Карфагене, а затем в Афинах, где основательно познакомился с греческой литературой, в особенности же с философией Платона; отсюда он переселился в Рим, где занимался некоторое время адвокатурой. Все свое состояние, наследованное от отца, он потратил главным образом на путешествия, во время которых был посвящен в различные мистерии. Вернувшись на родину, он женился на богатой вдове, родственники которой обвинили его в том, что он добился этого посредством колдовства. Он публично защищал себя и был оправдан, его "Apologia" существует и теперь. Это был пылкий, неутомимо деятельный и остроумный человек, но решительная наклонность к мистицизму, даже к магии, и чересчур высокое о себе мнение помешали ему развить вполне свои дарования и побороть те недостатки, которые принадлежали его времени и родине. Его роман "Metamorphoseon lib r i XI" ("De asino aureo"), заимствованный из Лукиана и дополненный из различных других источников, - остроумная, своеобразная сатира, проникнутая поэзией. Чрезвычайно интересен в нем эпизод об Амуре и Психее, который Гердер называет самым тонким и разносторонним из всех когда-либо написанных романов. Кроме этого романа, А. написал несколько философских сочинений, из которых некоторые дошли до нас. Язык А. не отличается чистотой и, кроме того, тяжел и высокопарен; он любит злоупотреблять эпитетами и странными сопоставлениями. Ср. Коциол, "Der Stil des А." (Вена, 1872). Главнейшие издания собраний его сочинений начаты Удендорпом и Рункеном, докончены Босша (3 т., Лейд., 1786-1823) и Гильдебрантом (2 т., Лейпц., 1842). Другие издания выпущены Клоцом (2 т., Альтенб., 1778) и Гильдебрантом (Лейпц., 1843). Французский перевод издан Бетоланом (Пар., 1835, 1862). "Apologia" и "Florida" изданы Крюгером (Берл., 1864-65), "Opuscula quae sunt de рhilosophia" - Гольдбахером (Вена, 1876), "Метаморфозы" А. отдельно изданы Эйссенгардтом (Берл., 1869), отрывок об Амуре и Психее - Яном (Лейпц., 1856, 1873). Сказка об Амуре и Психее была много раз воспроизведена в различных художественных произведениях, как, напр., у Рафаэля и Торвальдсена. Ср. об этом у Фридлендера в его "Darst e llungen aus der Sittengeschichte Roms" (5-е изд., т. I, Лейпц., 1881) и Цинцов, "Psyche u. Eros" (Галле, 1881).
Источник: [Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона]
II.
АПУЛЕЙ Люций [II в. христ. эры] -- древне-римский писатель, наиболее талантливый и яркий выразитель настроения образованных классов эпохи упадка Римской империи. Это была эпоха идеологических колебаний и исканий разочарованной, оторванной от масс интеллигенции, эпоха застоя творческой мысли, мистики и суеверий, философско-литературного эклектизма и архаизма, т. е. романтического возвращения к языку древнейших лит-ых образцов. А. родился в г. Мадавре в Сев. Африке и принадлежал к аристократическому роду. Получив в Карфагене блестящее образование, он много путешествовал по Востоку, Греции и Италии. А. был поэт, ритор-софист, философ и даже слыл (особенно после смерти) магом и волшебником. Он считал себя мастером всех лит-ых жанров: писал стихи, диалоги, речи и т. д.; частично сохранился сборник его риторических декламаций на разные темы ("Florida" -- "Цветы"). Философ-идеалист и эклектик, он популяризировал в своих сочинениях греческих философов, особ. Платона и Аристотеля (сохранились три его философских трактата). Суеверия эпохи ярко отразились в его сохранившейся до нас "Апологии", -- речи, произнесенной им в свою защиту по поводу обвинения его в волшебстве. Имя в мировой литературе А. приобрел своим романом -- "Метаморфозы" или "Золотой осел"; здесь оккультизм эпохи сочетался с восточной фантастикой. Содержание романа -- всевозможные приключения осла, в к-рого в доме одной волшебницы был обращен герой романа Люций. Самая яркая часть этого романа -- большая новелла -- сказка о любви Амура и Психеи, -- о том, как сам бог любви Амур(см.) влюбился в смертную красавицу Психею и как после долгих перипетий состоялось на небе их бракосочетание. В основе всего романа лежит ионийская новелла; его стиль -- витиеватый, так наз. "азианский" (азиатский) модный стиль эпохи, получивший в обстановке восточной роскоши господствующего класса еще больше изнеженности и слащавости; яз. архаизован в духе времени. Впоследствии сделалась особенно популярной сказка об Амуре и Психее; она вдохновляла и позднейших художников (Рафаэля, Канову и др.) и писателей разных стран. В Германии в XVIII в. ее переработал Виланд (и у Гёте "Амур и Психея"; несомненно и влияние образа Психеи на его Гретхен). В XIX в. известны переработки Гамлинга и некоторых других менее значительных немецких писателей. Во Франции еще в XVII в. ее переделывал Ла Фонтэн, роман к-рого послужил образцом в России для Богдановича (поэма "Душенька", 1775). В новой поэзии можно указать на стих. Вал. Брюсова "Психея".
Библиография:
Амур и Психея, Золотой осел, пер. Соколова, СПБ., 1895; изд. 2-е, СПБ., 1899.
II.
Андерсон, Роман А. и народная сказка, Уч. зап. Каз. ун-та, 1909-1910;
Нажотт, История латинской лит-ры, М., 1914;
Дератани, История древнеримской лит-ры, М. -- Л., 1928.
Н. Дератани
Источник: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 1. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 198--199.
АПУЛЕЙ (Apuleius) нас дошли: роман "Метаморфозы в XI книгах" ("Metamorphoseon libri XI", известен также под назв. "Asinus aureus" -- "Золотой осел"), "Апология, или Речь в защиту самого себя против обвинения в магии" ("Apologia sive pro se de magia liber"; обвинение было возбуждено родственниками жены Апулея, подозревавшими, что он околдовал свою супругу); "Флориды" ("Florida") -- сб. отрывков из речей и риторич. декламаций.
Роман "Золотой осел" -- наиболее известный и читаемый из дошедших до нас антич. романов. Закрепившееся за ним назв. (впервые оно встречается у Августина) показывает, как высоко оценивали А. уже ближайшие его потомки: "золотыми" древние называли самые совершенные и мудрые произведения. Традиционная для антич. романа сюжетная схема (дерзость героя, гнев божества, бедствия и приключения героя, счастливое избавление) становится у Апулея основой первого в истории европ. лит-ры психологич. романа: в начале повествования Луций -- любопытный юнец, страдания превращают его в мудрого мужа. Вместе с тем перед читателем открывается широкая панорама быта и нравов рим. провинции 2 в. н. э.; необыкновенная наблюдательность А. и его талант рассказчика создают десятки запоминающихся картин и образов. Весь роман проникнут иронией -- холодной, ничего не щадящей, хотя и неглубокой; она ощущается даже в последней книге, в рассказе о религ. экстазе героя, где образ рассказчика (Луция) приобретает, по-видимому, автобиографич. черты. В основную сюжетную канву вплетены 11 вставных новелл (Милетские рассказы), среди них -- знаменитая сказка об Амуре и Психее (кн. 4--6), к-рую неоднократно перелагали и пересказывали писатели разных стран, в т. ч. и русские (И. Ф. Богданович, С. Т. Аксаков). Еще при жизни А. его стали отождествлять с героем романа (этому способствовало обвинение писателя в занятиях магией), а после смерти за ним настолько упрочилась слава волшебника, побывавшего в ослиной шкуре, что язычники стали противопоставлять его Христу, а христиане объявили Антихристом.
В средние века теологи толковали историю Амура и Психеи как аллегорию о душе, томящейся в оковах тела.
А. мастерски строит сюжет, но композиция его романа рыхловата, части несоразмерны. Стремясь взбудоражить читателя, заставить его как можно более остро, живо пережить прочитанное, А. нередко злоупотребляет языковыми средствами и риторич. приемами. Эти черты, особенно заметные в романе, но характерные также для "Апологии" и "Флорид", свойственны всей эпохе, когда жил А., и лит. направлению, к к-рому он принадлежал. Непосредственно А. оказал влияние на церк. писателей-африканцев (Тертуллиана, Августина) как представитель стилистич. направления второй софистики на рим. почве (пестрая лексика, обилие звонких созвучий, афоризмов и т. п.). В эпоху Возрождения Ф. Боккаччо и М. Сервантес и впоследствии писатели-просветители Г. Филдинг и Т. Смоллетт заимствовали из романа А. сюжеты, проникались его жизнелюбием, полнокровным реализмом.
Сочинения:
Opera quae supersunt, v. 1--3, rec. v. 1--2 R. Helm, v. 3 P. Thomas, Lipsiae, 1905--10;
в рус. пер. --
Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии. Метаморфозы в XI книгах. Флориды, пер. М. А. Кузмина и С. П. Маркиша, М., 1959.
Литература:
Тронский И. М., История античной лит-ры, 3 изд., Л., 1957;
Monceaux P., ApulИe, roman et magie, P., 1910;
Vallette P., L'Apologie d'ApulИe, [P.], 1909.
С. П. Маркиш.
Источник:Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978.Т. 1: Аарне -- Гаврилов. -- 1962. -- Стб. 258--259.