Энвери (умер между 1189--1191 гг.) Алий Аухедеддин -- знаменитейший персидский поэт-панегирист. Родился, вероятно, в 1-й четверти XII в. в Хорасане, под городком Мейхене. По-видимому, он с раннего детства остался сиротой, был усыновлен бедным, но просвещенным человеком, и стал стремиться к высшему образованию. В тусской, так называемой "мансуровской" академии он охватил все науки, входившие в круг умственных интересов его времени, и очень привязался к астрономии, в которой додумывался даже до тяготения небесных тел. В молодости Э. терпел большие материальные лишения. Однажды, по словам предания, он заметил в свите султана Синджара богато одетого всадника и узнал, что это -- придворный поэт. Э. немедленно решил бросить неблагодарные ученые занятия и в ту же ночь составил хвалебную касыду в честь Синджара (это могло быть между 1135 и 1145 гг.), сразу открывшую ему доступ ко двору. По более правдоподобному сообщению Хондемира, Э. уж и перед тем долго пытался проникнуть ко двору Синджара, но ему мешали интриги придворного "царя поэтов", Эмира-Моыззи. Как бы то ни было, Э. сделался придворным поэтом и составлял в честь султана Синджара много хвалебных од, крайне вычурных и напыщенных, но до сих пор чрезвычайно ценимых персами; по словам самого Э., они написаны "с таким блестящим красноречием, что их увидит слепой, с такими громкими метафорами, что их услышит глухой". Когда гузы в 1153 г. взяли Синджара в плен и разорили Персию, Э. оплакал это бедствие в замечательно сильной, трогательной и почти не напыщенной патриотической элегии (которая у европейцев называется "Слезы Хорасана"). После смерти Синджара (1157) Э. еще много лет успешно подвизался на поприще панегириста у других государей, пока, наконец (1185), не вздумал на основании сочетания планет предсказать гибель части мира. Хотя лучшие астрологи давали такое же предсказание, но когда предсказанный день наступил и мир остался цел, Э. подвергся всеобщим злейшим насмешкам, издевательствам и нападкам, принужден был оставить мервский двор и удалился в Бельх. Там он стал вести тихую научную жизнь, с настроением суфия и опоэтизировал свою дервишескую ученую лачугу в очень милой идиллии (см. Жуковский, стр. 18--21). Стихотворства он не оставил, но в последние годы своей жизни развернул другую, гораздо более привлекательную и интересную для нас сторону своего поэтического дарования: насмешливую, сатирическую. В его сатирах, впрочем, преобладает философский оттенок, и в них гораздо меньше личных нападок, чем у других поэтов (см. Хаканий): иногда они направлены против слащавой сентиментальной лирики, иногда и против поэзии вообще ("поэзия -- месячное очищение у мужчин"), далее -- против сословных и классовых предрассудков, против пресмыкательства, против ненормальностей общественного строя, против женщин, против пагубных страстей, против слепой судьбы и т. д. Кроме общераспространенных тогда обычных суфийских воззрений, у Э. заметно большое увлечение философией ибн-Сины (Авиценны). Об Э. см. диссертацию проф. В. А. Жуковского, "Али Аух. Э., материалы для его биографии и характеристики" (СПб., 1883); монограф. М. Ферте в "Journ. As." (1895, 235 след.); у Г. Эте в "Grundr. d. iran. Phil." (т. II, Страсб., 1896, стр. 261--263). "Диван" Э. издан полностью в Лукнове, 1880; касыды -- в Тавризе, 1260 и 1266. Европ. частичные переводы и издания перечислены у Жуковского, стр. 100--102; см. еще И. Пицци, "Chrest. persane" (Турин, 1889, стр. 76--78), и П. Хорн, "Gesch. d. pers. Litter." (Лпц., 1901, стр. 196--199). Русские переводы перечислены у А. Крымского, "История Персии и её литературы" (М., 1903, стр. 130).
Энверий, Алий Эвхедеддин, выдающийся перс. поэт-панегирист сельджукской эпохи (ок. 1115--1191). Родился и жил в Хорасане, получил очень хорошее всестороннее образование в т. н. мансуровской академии в Тусе, но славу и положение приобрел лишь тогда, когда был принят ок. 1140 г. в придворный круг сельджукского султана Синджара (1118--1157), резидировавшего то в Нишапуре, то в Мерве, и отличился прославлением сперва самого Синджара, потом тех владетелей, которые его сменили. Похвалы его, как он сам выражался, отличались таким блестящим красноречием, что "их увидел бы и слепой, и такими громкими метафорами, что их услышал бы и глухой". Эти произведения Э. за свою вычурную отделку не переставали вплоть до наших времен высоко цениться у персов. С именем Синджара связана и трогательная элегия Э., составленная по случаю того, что из Туркестана в 1153 г. хлынули в Хорасан хищные турки-гузы, разорили весь край и взяли на три года в плен самого султана Синджара, который вскоре после плена и умер (1157). Поэт должен был перейти на должность восхвалителя к другим государям. На беду для себя Э. был и астрономом-астрологом. В научной астрономии додумался он даже до позднейшего ньютонова закона о тяготении небесных тел, но для широкой публики он составлял и астрологические предсказания на счет будущего. В 1185 г. он, на основании сочетания планет, имел неосторожность предсказать, что часть мира погибнет. Из старорусского "Слова о полку Игореве" мы знаем, что тогда произошло затмение солнца, казавшееся зловещим для похода Игоря Святославича против половцев. Но в Персии и этого не было. Под влиянием нестерпимых издевательств, Э. принужден был оставить придворную атмосферу и удалиться в глухую провинцию. Там он составил ряд остроумных сатир и эпиграмм, содержащих в себе обличение ненормальностей общественного строя, классовых и сословных нелепостей и несправедливостей, и вообще осмеивал смешные стороны жизни. Он не раз отмечает и двусмысленную или прямо неблаговидную роль, которую в этом обществе играет поэт, принужденный все вопиющие ненормальности попрошайнически восхвалять и оправдывать, потому что гонорар он может получить только от сильных и богатых мира сего. Более широким успехом пользуются у персов не эти, а осмеянные самим автором панегирические его произведения. В то время как полный "Диван" Э. издается редко (Лакнау, 1880), сборники его од-касыд литографируются чаще (Тебриз, 1850 и др.). См. диссертацию Вал.Жуковского, "Анверий" (СПБ, 1883); M.Ferte в "Journal Asiatique" (1895); Edw.Browne, "A literary history of Persia", т. II (1906); A.Крымский, "История Персии и ее литературы", т. II (М., 1912), с библиографией и переводами образцов.