Анучин Дмитрий Николаевич
Америка (Антропология)

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Энциклопедический словарь Гранат, том 2 (1910): Акт -- Анатоцизм.


Америка

   Антропология. Когда европейцы проникли в А., они нашли ее населенной особою породою людей, и так как они полагали, что открытая ими часть света есть Индия, то они и назвали населяющих ее людей -- индейцами (indios, indiens). Название это осталось и после того, как стало очевидным, что А. не Индия, а представляет из себя новый материк или Новый свет (Mundus novus). Открытие этой новой породы людей вызвало у европейских мыслителей того времени представление, что она имеет особое происхождение. Парацельз первый высказал мнение, что индейцы не могли произойти от Адама, а след. и не имеют души. Другие писатели доказывали, что индейцы произошли от особых прародичей, существовавших уже до Адама, т. наз. "преадамитов". Хотя мнение это было признано католическою церковью еретическим, однако оно высказывалось неоднократно и явилось первою теорией полигенизма (допускавшего различное происхождение человеческих пород), в отличие от моногенизма, считавшего, что все люди имеют одинаковое происхождение, от одной первоначально созданной пары. Моногенисты, впрочем, тоже признавали, что человечество делится на более или менее резко обособленные породы или расы, и одною из таких рас считали американскую -- первобытных обитателей А. Мы видим эту расу уже в первых классификациях челов. пород, предложенных Линнеем, Бюффоном, Блуменбахом в XVIII столетии, хотя определить характерные признаки этой расы оказалось более трудным, чем, напр., расы негров или белых. Долгое время сев.-америк. индейцам придавалось название краснокожих, но оно было вызвано недоразумением, именно тем обстоятельством, что индейцы имели обычай (особенно отправляясь на войну и в других случаях) окрашивать себя в красный цвет. В действительности цвет кожи индейцев более или менее смуглый, переходящий у некоторых племен в бурый, до шоколадного включительно. Волоса черные или темно-коричневые, толще, чем у европейцев, прямые и круглые в поперечном разрезе; у некоторых племен мужчины отращивали их до поясницы и даже до колен, другие, наоборот, брили их, оставляя только длинный чуб на макушке. Волосатость тела слабая, борода растет плохо, хотя на с.-в. Сев. А. встречаются и бородатые особи. Монгольские признаки (скуластость, узкие глаза, широкое переносье и т. д.) нередки у многих племен, но далеко не у всех; для многих народностей характерны своеобразные черты лица, удлиненного, с орлиным носом, открытыми глазами и т. п. Вообще черты лица у индейцев довольно приятные, даже красивые, сложение стройное, иногда, особенно у горных племен, коренастое, с широкою грудью; кисти рук и ступни обыкновенно небольшие. Некоторые наблюдатели видят в индейцах даже бoльшее сходство с белой расой, чем с монгольской. По росту замечается значительное разнообразие: патагонцы Южн. A., индейцы сев.-амер. прерий, ирокезы и др. должны быть отнесены к самым высокорослым племенам света, тогда как племена сев.-зап. побережья Сев. A., индейцы pueblos, многие племена Бразилии, Огненной земли, эскимосов -- отличаются малорослостью. По форме головы и черепа одни, как многие племена прерий, Бразилии и др. -- длинноголовые (долихоцефалы), другие, как индейцы pueblos, апаши, андийские племена и т. д. -- короткоголовые (брахицефалы). Многие племена имели обычай искусственно изменять форму головы помощью повязок, накладываемых в младенческом возрасте. Исследователи, придававшие большее значение встречающимся у индейцев монгольским признакам, считали возможным допустить азиатское происхождение первобытного населения A., перешедшего туда, как они полагали, в незапамятные времена через Берингов пролив. Другие, однако, указывая на своеобразие индейских типов и на обширность занятой амер. племенами территории, склонны были видеть в индейцах самостоятельную расу, возникшую в предшествовавшую современной эпоху и заселившую постепенно весь американский материк. Это второе мнение получило себе подкрепление в палеонтологических остатках человека и его первобытной культуры, найденных в некоторых древних отложениях Сев. и Южн. А. Геологические исследования показали, что А. в третичный период находилась в более широком соединении с Европой и Азией, чем теперь, что она пережила затем, подобно Европе, обширный ледниковый период, когда надвигавшийся с севера ледяной поток покрыл собою в Сев. А. обширную область в 20 милл. кв. клм. и занес свои конечные морены до 40-й параллели; что этот период перемежался, как и в Европе, с более теплыми межледниковыми эпохами, когда флора, фауна и человек получали возможность снова распространяться на север, по оставленной отступившим ледником территории, и когда современниками человека были здесь вымершие уже ныне животные формы мамонтов, мастодонтов, гигантских оленей и др. В Сев. А. известно несколько находок палеолитического человека, сделанных, будто бы, в межледниковых отложениях и в покрывающем ледниковый щебень лёссе, но что касается остатков самого человека (его костяков и черепов), то, по словам описавшего их недавно известного антрополога Hrdli ka, значительная древность их сомнительна, a черепа не представляют существенных отличий от черепов современных индейцев. В Лагоа-Санта, в Бразилии, найдены были также древние долихоцефальные черепа, в которых некоторые исследователи думали видеть остатки особой низшей расы, но, повидимому, paca эта не отличалась по типу от современного бразильского племени ботокудов. Значительную сенсацию в ученом мире произвели описанные недавно остатки человекоподобных существ, найденных в Аргентине. Здесь, на берегу Атлантического океана, в отложениях Monte Hermoso, в слое лёсса были найдены первый шейный позвонок (атлант) и неполная бедряная кость, в которых известный аргентинский палеонтолог Амегино думал видеть остатки предшественника человека, жившего здесь, по его мнению, в третичный период. Другой исследователь, Леман-Нитше, сомневается однако в такой значительной древности этих остатков, которые, по его мнению, относятся, самое большее, к концу третичного периода (к верхнему плиоцену), a может быть и к еще более поздней эпохе, но могли принадлежать, действительно, предшественнику человека, распространившемуся сюда, очевидно, с севера, судя по тому, что в том же лёссе Monte Hermoso найдены остатки оленей, лам, волков, кошек и др. животных, родственных формам, типичным для Сев. А. и Старого Света. Недавно, при работах в гавани Буэнос-Айреса, на глубине 11 метр. ниже дна р. Лаплаты и около 13 метр. ниже уровня моря при отливе, в нижнем слое так наз. пампасской формации был найден еще фрагмент человекоподобного черепа, состоящий из лобной и частей теменных костей. Амегино, описавший эти остатки, считает их также относящимися к плиоцену (хотя менее древнему, чем указанный выше атлант) и приписывает их особому роду "предчеловека". Череп этот отличается выдающимися надглазничными дугами (хотя не столь развитыми, как у европейского "первобытного человека" -- Homo primigenius), покатым взад лбом, узостью, малою высотою и другими признаками низшего типа. Амегино считает его древнейшим остатком черепа "предчеловека", тогда как Вильзер сближает его с известн. "обезьяночеловеком" (Pithecanthropus erectus), остатки которого были найдены близ Триниля на о-ве Яве и описаны лет 17 тому назад д-ром Дюбуа. Во всяком случае нахождение на юге А. остатков "предчеловека", повидимому не менее древних, чем открытые в Старом Свете, свидетельствует о том, что А. могла быть такой же колыбелью человечества, как и Старый Свет, что в ней могло происходить параллельное образование человеческих рас, дополнявшееся, может быть, последующими переселениями в А. племен Азии и Европы, в те эпохи, когда американский континент был связан сушею с этими материками.
   Этнография. Своеобразие первобытного населения А. выражается не только в особенностях его физического облика, но и в его психических и культурных отличиях. На первом месте следует поставить отличия по языкам, относящимся к особым лингвистическим типам. Более обстоятельно изучены пока языки Северной А., которые образуют группу т. наз. полисинтетических языков; особенность этих языков заключается в том, что различные части предложения сливаются в одно целое, которое можно признать за глагол, при чем отдельные слова подвергаются большим или меньшим сокращениям, образуя одно, часто очень длинное слово. В подробностях строения американские языки представляют однако много различий и подразделяются специалистами на ряд групп или семейств. Весьма значительны также фонетические различия; в то время как языки Мексики, напр. (ацтекский и др.), отличаются скоплениями согласных (напр. имена божеств: Кветцалькоатль, Уитцилопохтли), некоторые языки Ю. А. характеризуются сравнительным полногласием. В бытовом отношении народности А. в эпоху открытия ее европейцами находились на различных ступенях культуры; многие вели охотничий образ жизни, но другие занимались земледелием, возделывали маис (кукурузу), картофель, маниоку, бататы, ямс, квиноа, особые породы бобов, подсолнечника, дынь, арбузов, приготовляли себе напитки из сока агав, кактусов, плодов какао, разводили табак, пользовались в качестве возбуждающего средства листьями кока, изготовляли себе ткани из волокон особого вида хлопчатника, из луба некоторых деревьев и т. д. Многие племена жили в каменном веке, изготовляли свои орудия -- топоры (томагавки), ножи, скребки, наконечники копий и стрел -- из кремня, кварцита, обсидиана и т. д., отчасти также из кости, рога, дерева; иные, как некоторые эскимосы и сев. индейцы, пользовались при этом самородною медью и метеоритным железом, обрабатывая их в холодном виде, подобно камню. Племена Мексики и Центральной Америки умели уже плавить медь и изготовлять из нее ножи и топоры, а перуанцы дошли до изготовления бронзы (смеси меди с оловом) и отливки из нее различных орудий и украшений. Многим племенам известно было также золото, служившее для украшений; более культурные народности умели изготовлять разнообразную глиняную посуду. Земледелие имело характер мотыжного, плуговое было неизвестно, тем более, что А. была бедна животными, которые бы годились для упряжи и перевозки тяжестей. В Сев. А. единственным домашним животным была собака; бизона и сев. оленя туземцы не в состоянии были приручить, а диких форм быков, овцы, козы, свиньи, лошади -- в А. не существовало. Только в Ю. А., в Перу и Боливии, индейцы могли приручить ламу и альпаку, в качестве вьючных животных, но это были животные малосильные, пригодные только для перевозки небольших тяжестей. Пользование лошадью было заимствовано позже, от европейцев. В общем культура индейцев была своеобразная, и даже высшие культуры Мексики и Перу были, повидимому, продуктами самостоятельного развития. Некоторое культурное влияние извне испытали, вероятно, только племена на севере Америки из сев. Азии (Сибири), а также племена сев. зап. побережья С. А-ки (Ванкувер, Брит. Колумбия и т. д.), которые в типе своих построек, резных изделий, орнаментике, масках, социальных обычаях и т. д. выказывают некоторые черты сходства с примитивной культурой Меланезии и юго-вост. Азии.
   В виду разнообразия языков и культур первобытные племена А-ки могут быть разделены на ряд этнических групп: 1) Эскимосы (иннуит) -- обитатели крайнего севера, от Аляски до Гренландии, включая Лабрадор и арктические острова. Выказывают многие черты сходства с жителями северо-востока Азии, живут охотой (на сев. оленей, мускусных быков и т. д.), бьют тюленей и китов гарпунами и ружьями, разъезжая по морю в байдарках и каяках, пользуются луками или метательными дощечками, с которых бросают стрелы, снабжавшиеся еще недавно каменными или костяными наконечниками, одеваются в меха, а также в одежды из птичьих шкурок, тюленьих кишок и рыбьей кожи, имеют своеобразные зимние подземные жилища и летние чумы, также жилища изо льда и снега, выстланные внутри шкурами, проявляют значительное искусство в обделке кости и оленьего рога, живут небольшими общинами, а в религиозном отношении находятся в стадии анимизма, имеют шаманов и своеобразную примитивную мифологию. 2) Индейцы Канады, относящиеся в лингвистическом отношении к группам атанасков и алгонкинов, охотники и рыболовы, живут в юртах и куполообразных, крытых шкурами, вигвамах; одежда из мехов и кож; в искусстве значительно уступают эскимосам и стоят на довольно низкой ступени социального и религиозного развития. 3) Приатлантические индейцы Соединенных Штатов, ныне большею частью вымершие или вытесненные к западу (сохранились только остатки ирокезов и делаваров). Это были земледельческие племена, жившие оседло в избах селениями, большей частью укрепленными (частоколом, валами и рвами); они возделывали маис, бобы, табак, подсолнечник, а зимою охотились на бизонов, оленей и лосей. Орудия были каменные и медные; лодки -- из бересты, также однодеревки; одежда из кож, мехов, перьев и тканей; в качестве знаков обмена служили нитки раковинок или вырезанных из последних бус ("вампум"), которыми вышивались также широкие пояса (в качестве символов мира при заключении договоров). Племена распадались на роды, принадлежность к коим определялась по матери; роды владели землей, подвергавшейся время от времени переделам, и имели каждый свой тотем (слово это происходит из алгонкинского языка) или символ, обыкновенно в виде животного (медведь, волк, бобр и т. д.), считавшегося покровителем или даже прародителем рода. Некоторые племена составляли мощные политические союзы. На войне у них (как, впрочем, и у многих других племен) применялся обычай скальпирования поверженных врагов. Религия представляла сравнительно высокую стадию развития: кроме верования в силу колдовства и в мир духов, существовали верования в высшие мифические существа, даже в высшего бога -- "вседержителя", или поклонение солнцу; имелись многие религиозные праздники, связанные с земледелием; умершие хоронились или на особых помостах (на столбах) или под насыпными курганами. 4) Племена прерий -- между Миссиссиппи и Скалистыми горами до Канады на севере; сюда относятся племена шошонов, сиу, дакота, манданов, команчей и др. Это -- типичные охотники за бизоном, оленем, лосем, медведем. Быт их подвергся коренному изменению после прибытия европейцев, у которых они заимствовали знакомство с лошадью и превратились в конных народов. Оружие их было лук, стрелы, палицы, томагавк (топор), позже -- ружья; жили в конических, покрытых шкурами шатрах (типи). Местами занимались земледелием, развод. маис, но главн. их пищей служило мясо, которое прозапас сушили и толкли в ступах, в виде т. наз. "пеммикана". Тканье и гончарное искусство были почти неизвестны; варили пищу в ямах, выстланных кожей, в которые опускали раскаленные камни. Одежда изготовлялась из кож, голова украшалась перьями или рогами; в кач. украш. служили также вышивки из игл дикообраза, воротники из медвежьих когтей и т. п. Обычно было окрашивание лица и тела, местами также татуировка, ношение привесок в ушах и носу. Религия не переходила стадии анимизма и шаманизма; признавались впрочем и некоторые мифические существа (напр. громовник и духи ветров). Дакота и нек. др. племена устраивали особые танцы в честь солнца; обычны были также торжества при посвящении юношей в воины, сопровождавшиеся варварскими истязаниями посвящаемых; родовой быт был менее развит, чем у западных племен. 5) Племена северо-запада Северной Америки -- тлинкиты (колоши), тсимшян, гайда, вакаш, квакьютль, беллакула, чинуки и другие -- рыболовы и охотники, искусные плотники и столяры, о чем свидетельствуют их деревянные избы с двускатной крышей (и с ступенчато углубленным в землю полом), большие резные столбы с характерным орнаментом из сплетения человеческих и животных фигур, резные ящики, сосуды, ложки, маски, жезлы, лодки с орнаментом и т. д. (б. ч. из кедрового дерева, Thuja gigantea). Не менее искусны были эти племена в обработке кедрового луба, из которого изготовлялись украшенные богатым расписным орнаментом плащи и другие одежды. Некоторые племена практиковали искусственную деформацию головы. Обычная одежда была из мехов и кож, теперь из шерстяных одеял. Кроме каменных имелись еще медные орудия, а равно из оленьих и лосиных рогов. Социальный строй выражался в делении на кланы, каждый из коих состоял из двух "фратрий", обыкновенно под тотемами "ворон" и "орел"; браки были строго экзогамны. Важную роль играли тайные союзы, устраивавшие особые празднества и пляски в масках; наиболее известный союз "хаматца", оргии которого сопровождались каннибализмом. Характерно деление на классы: благородных, обыкновенных граждан и рабов (пленных); благородство было связано с богатством и предполагало щедрость (устройство пиров). 6) Племена Орегона и Калифорнии -- распадавшиеся на множество языков и народностей и стоявшие на довольно низкой стадии культуры; питались гл. обр. дикими желудями, занимались рыболовством, отчасти охотой и земледелием. Гончарное искусство было неизвестно, но высоко развито было плетение корзин, заменявших, вместе с раковинами, сосуды. Жили в конических шалашах или куполообразных землянках, на юге в соломенных хижинах. Социальное устройство и религия были мало развиты; кланы и тотемизм почти неизвестны. 7) Обитатели pueblos -- на плоскогорьях Новой Мексики, Аризоны, южной Юта и Колорадо, -- племена хопи и зуньи, отличающиеся главным образом своими селениями из каменных или кирпичных жилищ с плоскими крышами, расположен. или рядами или террасообразно, одни над другими. Таких селений (pueblos) теперь насчитывается около трех десятков, но в прежние времена их было больше, как то доказывают остатки многих т. наз. "cliffdwellings" -- в крутых стенах каньонов Рио Гранде, Сан-Хуан, Саладо и др. рек. Такой способ жилья вызван был потребностью защиты от набегов апашей, навахо и других соседних разбойничьих плем. Индейцы pueblos -- ревностные земледельцы, пользовавшиеся с давних пор искусственным орошением. У них было развито искусство плетения, гончарное, ткацкое. Социальное устройство отличалось подразделением на классы и фратрии; религия сводилась к аграрному культу, выражавшемуся в почитании многих божеств, олицетворяемых фетишами, в особых празднествах и символических плясках (в масках). Культуре pueblos подчинились отчасти и соседние племена, из коих навахи преврат. теперь в мирн. овцеводов. 8) Сонорские племена (юма и др.) -- на пространстве от Калифорнского залива до Закатекаса, в зап. Мексике -- земледельцы с оригинальной примитивной культурой, составляющие как бы переход от индейцев Калифорнии и pueblos к мексиканцам. 9) Мексиканцы и 10) Мая -- полукультурные народы Центральной Америки. Мексиканцы распадались на ряд племен, господствующим из коих были ацтеки, пришедшие с севера; из племен мая -- наибольшей культуры достигли юкатеки (в Юкатане). В последней стране сохранились еще многие развалины древних городов -- Паленке, Ушмаль, Чичен-ица с храмами, пирамидами, жертвенниками, дворцами, украшенными скульптурными барельефами, свидетельствующими о некогда процветавшем здесь искусстве. В некоторых провинциальных городах Мексики также сохранились еще остатки храмовых пирамид. Культура этих народов представляла однако много варварского; религия сохраняла много пережитков примитивного колдовства и аграрного культа, но уже осложненного молитвами, курениями, животными и человеческими жертвами, постами и покаяниями, пением и музыкой. Человеческие жертвы играли особенно видную роль у ацтеков; приносились в жертву юноши, у которых жрец вскрывал грудь и вырывал сердце, посвящая его солнцу. С принесенных в жертву сдирали кожу и надевали ее на жреца. Весною убивали юношу, который в течение года содержался в храме и чествовался как бог Тескатльипока. При некоторых празднествах тело принесенных в жертву варилось с маисом и поедалось. Имелся обширный пантеон богов, которые почитались в форме каменных или деревянных идолов. Празднества сопровождались религиозными плясками и мистериями. О сравнительной высоте древне-мексиканской культуры свидетельствуют образное или иероглифическое письмо, достигшее наибольшего развития у мая, и пользование своеобразным календарем, а также состояние ремесл и промышленности. Материалом для орудий и оружия служил камень (особенно обсидиан, также нефрит), кость, медь; национальным оружием ацтеков была плоская палица, края которой с обеих сторон были усажены острыми осколками обсидиана, и круглый щит из нескольких слоев тростника. Весьма искусны были мексиканцы в обделке золота, в мозаичных работах, тканье (из волокон хлопчатника и агавы), в изготовлении одежд и украшений из перьев, гончарном искусстве, уменьи делать кирпич и строить из него. Народ жил оседло и занимался земледелием; возделывал маис, бататы, маниоку, ямс, какао, табак (сл. "какау", "сикар" = сигара -- заимствованы из языка мая; табак не только курился, но и жевался). Торговые сношения были очень развиты; в городах имелись рынки, между городами были проложены дороги с мостами через реки. В основе социального устройства лежал род, принадлежность к которому считалась по отцу; несколько родов составляли союз, во главе которого стоял король, носивший особую диадему. Империя ацтеков представляла союз нескольких государств, державшийся только благодаря воинственности этого в сущности немногочисленного народа. Юкатан был союзом 7--10 небольших государств. Роды уступили место, с течением времени, цехам или гильдиям, в которых ремесла были наследственными, и из среды которых выделилось впоследствии влиятельное торговое сословие. Умершие отчасти погребались, отчасти осжигались или мумифицировались. 11) Племена Никарагвы и Костарики, стоявшие на довольно высокой ступени развития, как то доказывают сохранившиеся здесь развалины храмовых пирамид, идолов, следы письменности и календаря, находки глиняных, каменных и золотых изделий в каменных гробницах и т. д. -- Что касается Ю. А., то здесь наибольшего культурного развития достигли народности, населявшие горные долины и плоскогорья, тогда как племена тропических низменностей и лесов остались в более первобытном состоянии, а племена степей, усвоив себе от испанцев пользование лошадью, превратились в типичных конных народов. 12) Племена тропических южно-американских лесов (в Гвиане до Рио-Негро и Ориноко и к югу от Амазонки по Шингу и Тапахосу), относящиеся к трем лингвистическим группам -- тупи, караибов и аруаков. Они занимаются охотою, рыболовством, мотыжным земледелием, пользуются в качестве оружия луком, метательными копьями и духовой трубкой (из бамбука), через которую выдуваются маленькие отравленные стрелы. Характерны обычаи копчения мяса и рыбы, едения земли (геофагия), лежания в гамаках, курения и нюханья табаку. Одежда сводится к минимуму и заменяется отчасти окраской тела и татуированием; украшения делаются из перьев, звериных зубов, орехов, блестящих жуков и т. д. Орудия б. ч. деревянные и костяные, редко каменные. Известно плетение, тканье и гончарное искусство. Констатирован родовой быт с тотемизмом и наследованием по матери; распространены союзы холостых, институт старшин, обычай кувады, головн. трофеев (у пл. живарос), людоедства (над врагами). Религиозные воззр. сводятся к анимизму и шаман. 13) Племена Антильских и Багамских о-вов (аруаки и караибы), давно уже истребленные и вымершие, и культура коих, в основе примитивно-лесная, выказывала следы влияния цивилизации мая. 14) Племена восточной Бразилии -- тупи и тапуя; к последним принадлежат ботокуды, борорР и др.; все они находятся на наиболее низкой стадии культуры и представляют из себя бродячих охотников, почти не знакомых с земледелием, а также с гончарством и тканьем. 15) Племена Чако (абипоны, матаки и др.), конные народы, охотники и рыболовы, местами занимающиеся немного земледелием; характерным оружием служит лук с двойной тетивой, помощью которой бросаются глиняные пули. Живут в ульеобразных шалашах из травы или в 4-угольных хижинах. Характерно деление на сословия -- благородных, простых и рабов. 16) Индейцы пампы -- степей Чили и Аргентины -- (пуельчи, техуельчи, арауканцы), иначе патагонцы, тоже конные народы, но с несколько более развитой культурой, особенно арауканцы, ныне превратившиеся в мирных скотоводов. Охотятся за гуанако и страусами (панду), при чем прежние луки и стрелы заменили болас (2--3 каменных, ныне б. ч. чугунных, шара, зашитых в кожу и соединенных длинной веревкой; их бросают в догонку животному, и они, обвиваясь вокруг тела, сбивают добычу с ног). Пищей служило мясо, плоды, коренья. Одежда и шатер делались из кож, также как и большие сапоги (отсюда, испанское название patagoD -- большая нога), волоса удерживались повязкой. Серебряные украшения, большие булавки, серьги указывают на влияние Перу. Религия сводилась гл. обр. к культу злых духов. 17) Огнеземельцы -- обитатели Огненной земли (племена яганов, алакалуф, Рна), -- стоящие на оч. низкой культурной ступени и живущие сбором слизняков, морских раков, ягод, грибов, рыболовством и охотой. Орудия б. ч. из дерева и кости, лодки из буковой коры, одежда -- очень скудная -- из кожи; быт вообще весьма примитивный. -- Наиболее культурными народами Южн. А. были: 18) Колумбийцы, населявшие горы и долины колумбийских Андов и плоскогорье Боготы, и 19) Перуанцы. Первые граничили с костарикцами и распадались на две группы племен -- куэва и чибча. Это были земледельческие народы, образовавшие несколько варварских воинств. государств под властью деспотич. властителей. Жили в круглых хижинах из бамбука, тростника, соломы или пальмовых листьев, одевались в бумажные ткани, обладали значительным искусством в гончарстве, скульптуре и -- особенно -- в обделке золота, из которого делались различные украшения -- для ушей, носа, губ, -- ожерелья, грудные пластинки, корсеты. Много таких золотых изделий было найдено в древних гробницах, где встречаются и мумии (кациков или князей). В религии господствовал культ солнца, которому приносились челов. жертвы, и духов предков. Все эти народности давно вымерли, и место их занимает теперь смешанное населениe из индейцев и испанцев. -- Под именем перуанцев разумеются различные народности, населявшие, и отчасти населяющие еще, горные долины и плоскогорья Эквадора, Перу, Боливии и относящиеся по языку гл. обр. к группам кечуа и аймарa. Ко времени появления здесь испанцев, народности эти были объединены в империи инков, которая возникла сперва на севере, в области Квито, среди племени кечуа, а затем получила свой центр южнее, в Куско, среди аймарa, где религиозным центром империи было озеро Титикака, на островах и берегах которого возвышались священные храмы и мавзолеи инков, построенные из камня в своеобразном стиле. В отличие от мексиканской империи, представлявшей конгломерат отдельных княжеств, державшейся только благодаря воинственности ацтеков, централизованная империя инков обнимала обширную территорию, управлявшуюся деспотически, при помощи всюду рассеянных крепостей, военных колоний и многочисленных чиновников. Культура Перу уступала впрочем мексиканской в том отношении, что не дошла до изобретения письменности, место ее занимали "квипу" или "кхипу" -- связки разноцветных шнуров с завязанными на них узлами, служившими для счета (войск, податей и пр.; этим способом пользуются и теперь еще боливианские пастухи для счета своих стад). Население занималось земледелием (маис, квиноа, картофель), применяя искусственное орошение и террасообразные культуры на склонах гор; из маиса приготовлялось пиво -- чича; в качестве наркотического средства употреблялись листья коки, которые жевались. Вьючными животными служили лама и альпака. Развитию торговли способствовало проложение дорог и устройство мостов. Перуанцы стояли выше всех прочих американцев в искусстве обделки металлов -- меди, бронзы, золота, серебра, в тканье (из хлопка, шерсти), в приготовлении одежды из древесной коры, в гончарстве; оба пола имели довольно полную одежду, носили сандалии и шапки и многочисленные украшения. Широко распространен был также обычай искусственного деформирования головы, при чем аймарА придавали ей высокую удлиненную вверх и взад форму, а кечуа -- расширенную, даже двухлопастную. Главная основа религии состояла в поклонении солнцу, но почитались также и другие боги (создатель -- виракоча, боги дождя, грозы и т. д.); всем им воздвигались идолы и храмы. Пользовались также почитанием духи предков, особенно же мумии умерших инков. Император-инка признавался живым богом, сыном солнца. Кроме жрецов при храмах солнца имелись женские монастыри; монахини должны были жить целомудренно и могли отдаваться только инкам -- сынам солнца, которые, впрочем, имели к своим услугам целые гаремы. Культ сопровождался животными и человеческими жертвами, музыкой, курением и т. д. О материальной культуре перуанцев свидетельствуют особенно их древние могильники (напр. в Анконе, близ Лимы); могилы состоят из колодцеобразных ям, с боковыми нишами, в которых находят мумии в скорченном положении, с ногами, согнутыми в коленях и прижатыми к телу, обернутые слоем одеял и полотенец и представляющие т. обр. бесформенные мешки, в которых кроме скелетов, покрытых кожей и одеждой, заключены данные умершим вещи -- украшения из перьев, золота, плетеные корзинки, медное оружие, золотые и серебряные сосуды, орудия для прядения и тканья, принадлежности дамского туалета, детские игрушки и т. д.

Д. Анучин.

   Источник текста: Энциклопедический словарь Гранат, том 2 (1910): Акт -- Анатоцизм, стлб. 421--459.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru