Псевдонимы:А--в, Л. Н.; А--ов, Л.; А--ов, Л. Н.; Дмитриев, Н.; Л. А.; Л. Н. А.
Учреждения, организации:
Кадетский корпус, N 1, Петербург -- не окончил;
Петербургский ун-т (юрид.) (1858-1860), Петербург -- выбыл из ун-та для поездки за границу, где жил более года;
Петербургский ун-т (юрид.) (1863-1864), Петербург -- в 1863 г. выдержал экзамены, в 1864 г. получил диплом канд. прав.
Периодические издания:
Библиотека для Чтения: журн., 1865
Источники:
Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. -- Т. 4. -- М., 1960. -- С. 39;
История русской литературы XIX века: Библиогр. указ. / ИРЛИ АН СССР; Под ред. К. Д. Муратовой. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962;
Русские писатели, 1800-1917: Биогр. слов. / Редкол.: Баскаков В.Н. и др. -- М.: Сов. энцикл., 1989-;. архивы;
Русские писатели, 1800-1917: Биогр. слов. / Редкол.: Баскаков В.Н. и др. -- М.: Сов. энцикл., 1989-;. поле 200;
БДБСРП. 11
Доп. источники:
РГАЛИ. ф. 38;
ЦНБ АН Украины. (письма);
ГИА СПб. ф. 14, оп. 5, д. 734;
РГИА. ф. 1405, оп. 61, д. 1130, 6072;
РНБ. ф. 391, д. 159 (письма А.А. Краевскому); ф. 1000 (биография)
II.
Антропов, Лука Николаевич, драматический писатель, род. в С.-Петербурге 16-го октября 1843 года, ум. 14-го сентября 1881 г., в Москве. По окончании в 1863 г. курса в С.-Петербургском университете первым кандидатом юридического факультета (по административному разряду), он стал сотрудничать в "Библиотеке для Чтения" (под редакцией П. Д. Боборыкина), где поместил в 1865 г. несколько критических и театральных заметок ("Госпожа Брошель", "Повести Н. Дмитриева", "Спектакль любителей с участием г. Васильева", "Современная русская сатирическая журналистика", No 1--3). Затем, Антропов получил место в канцелярии виленского генерал-губернатора К. П. Кауфмана, причем исправлял должность делопроизводителя в комитете по делам римско-католической церкви. Со вступлением в должность генерал-губернатора А. Л. Потапова, он покинул службу в Вильне. Дальнейшие биографические сведения об Антропове очень скудны: известно только, что в последние годы своей жизни, женатый и имевший детей, он служил смотрителем железнодорожного училища в Либаве. В 1869 г., в "Заре" появлялись "Театральные заметки" Антропова (No 1, 2 и 5) и напечатан разбор романа Гончарова "Обрыв" (No 11); в "Моск. Ведомостях" 1872 г., No 9, помещен разбор повести Тургенева "Вешние воды"; затем в "Русской Речи" 1881 г. No 4, напечатана статья Антропова "Русские раскольники и английские диссиденты". Известность Антропова, как драматического писателя, основывается, главным образом, на 5-актной комедии "Блуждающие огни", литературно написанной и не лишенной сценических эффектов. Эта пьеса представлена была в первый раз в Москве, на сцене Императорского Малого театра, 6-го декабря 1873 г., в бенефис Г. Я. Федотовой. В Петербурге, весною 1874 г., в ней с большим успехом дебютировала перед столичною публикою, на сцене Благородного собрания, М. Г. Савина, получившая затем дебют в Александринском театре и принятая после того на Императорскую сцену. Второе и последнее из появившихся в Александринском театре (в 1878 г.) произведений Антропова -- "Ванька-Ключник", драматический эскиз в 4-х действиях, особенного успеха не имело. Кроме этих двух пьес, Антропов написал две комедии в 3-х действиях каждая: "Гордое сердце" и "Очаровательный сон". Комедии эти ставились только на провинциальных клубных и любительских сценах. Все драматические произведения Антропова имеются только в литографированном виде, с цензурными пометами 1877 и 1878 гг.
Д. Д. Языков, "Обзор жизни и трудов писателей, умерших в 1881 г.", стр. 6. -- "Историч. Вестник" 1884 г., No 3, стр. 546--548 ("Воспоминания о службе в Белоруссии" И. Н. Захарьина). -- "Императорский С.-Петербургский университет в течение первых 50-ти лет его существования". стр. СХVІ (приложения). -- "Голос Москвы" 1885 г., No 50 ("Памяти Н. Н. Воскобойникова", статья г-на Шолковича). -- А. И. Вольф, "Хроника петербургских театров с конца 1855 до начала 1881 года", стр. 53, 55, 58, 66 и 78 (где говорится, что с 1874 по 1881 год обе пьесы Антропова -- "Блуждающие огни" и "Ванька-Ключник" выдержали 22 представления) -- С. Венгеров, "Критико-биогр. Словарь", т. I, стр. 689 (неверно указаны год смерти и род занятий в железнодорожном училище). -- Брокгауз-Ефрон, "Энцикл. Словарь", полут. II, стр. 867 (неверно указан год смерти; неверно заглавие "Блуждающие огоньки" и год в скобках -- 1878; неверно, что все пьесы игрались только на любительских сценах).
Русский биографический словарь А. А. Половцова
III.
АНТРОПОВ Лука Николаевич [1841(7), по др. сведениям -- 16(28).10.1843, Петербург -- 14(26).9.1881, Либава(7); похоронен в Москве], драматург, театр. и лит. критик. Из дворян (имение -- в Олонец. губ.). Учился в Петербурге в 1-м кадет, корпусе (не окончил); в 1858 поступил на юрид. ф-т Петерб. ун-та, в 1860 выбыл из ун-та для поездки за границу, где жил более года; в 1863 выдержал экзамены и в 1864 получил диплом канд. прав. С дек. 1863 по май 1865 служил пом. секр. 4-го деп. Сената (ЦГИА). Лит. деятельность начал в 1865 в "Б-ке для чтения", куда его ввел H. H. Воскобойников, статьями о театре ("Госпожа Брошель", No 1; "Спектакль любителей. Два слова вослед П. В. Васильеву", No 2) и о лит-ре (рец. на сб. Н. Д. Дмитриева "Недалекое прошлое", No 2; ст. "Совр. рус. сатир. журналистика", No 3, где критиковал поэзию Д. Д. Минаева). "В нашем ред. кружке,-- писал П. Д. Боборыкин об А. этого периода,-- он давал молодую, изящную ноту... и был чрезвычайно предан культу "чистого иск-ва"" ("Восп.", т. 1, М., 1965, с. 373). С мая 1866 по предложению К. П. Кауфмана А. причислен к управлению ген.-губернаторства Сев.-Зап. края делопроизводителем комиссии по делам католич. духовенства. Печатал в газ. "Голос" корреспонденции ("Из Гродно", "Из Вильны", "Из Минска"; 1867, 1 дек.; 1868, 3 и 25 февр., 13 и 16 июля и др.). В мае 1868 уволен ("по непредвиденным обстоятельствам") с награждением чином тит. сов. (ЦГИА Литов. ССР, ф. 378, 00, 1866 г., д. 75), однако 15 июля 1868 ген.-губернатор А. Л. Потапов сообщал в III отделение, что "не имеющий чина" А. был уволен за помещение в газетах "ложных" корреспонденции о положении в крае (ЦГАОР, ф. 109, 3 эксп., 1868 г., д. 184; там же -- перлюстрация переписки А. с Воскобойниковым с резкими оценками "террора" 1866,-- СО, оп. 1, д. 2109). В 1869--71 выступал как критик (иногда б. п.) в ж. "Заря": отд. "Театр. заметки", ст. ""Обрыв". Роман И. А. Гончарова" (1869, No 11). Входил в кружок H. H. Страхова, так охарактеризованный им в приглашении А. на собрание кружка ("всеславянскую беседу"): "Там пахнет православием/ Без церкви и попов./ Поносится с бесславием/ Маститый вождь Катков .../ С коммуною французскою/ Хотят в союз вступить,/ И общиною русскою/Давай ее крестить" (БАН УССР, 1, 5250, б. д.). Имеются сведения о сотрудничестве А. в качестве театр, критика в газ. "Голос" (Плещеев А. А., Из прошлого, "Б-ка т-ра и иск-ва", 1906, в. 4, с. 14; Антропов Р. Л., ТиИ, No 10, с. 326). В 1872--76 сотрудничал в "Моск. вед.": постоянная "Театр, хроника", обществ, обозрения "Арабески" (псевд. Посторонний, П-ний). В числе друзей -- А. И. Урусов. В кон. 1875 в связи с ходатайством С. В. Танеева о разрешении на издание театр, ж. "Мир иск-ва" при редакторе А. III отделение удостоверяло "полит, и нравств. благонадежность" последнего (ЦГАОР, ф. 109, 3 эксп., 1875 г., д. 8, ч. 2). В 70-е гг. А. выступил как драматург: пьеса "Блуждающие огни" (СПб., 1879, литографиров. изд.; 7-е переизд.-- СПб., 1911; "Театр, б-ка", 1896, No 45; Малый т-р, дек. 1873, Александрии, т-р, 1874), "драм, эскиз" по "нар. побывальщине" "Ванька ключник" (СПб., 1877, М., 1878; СПб., 1894, литогра-фиров. изд.; Александрии, т-р, 1878, Малый т-р, 1881; с успехом шел на провинц. сценах и в нар. театрах), комедия "Гордое сердце" (СПб., 1878, литографиров. изд.) с осуждением "нравств. фанатизма". Комедия "Очаровательный сон" (М., СПб., 1878, литографиров. изд.; Малый т-р, 1878) -- переделка пов. Ф. М. Достоевского "Дядюшкин сон". Перевел с французского драму О. Фёйе "Сфинкс" ("Загадочная женщина"; Малый т-р, 1874). С окт. 1878 А.-- нач. Технич. ж.-д. уч-ща в Либаве (ЦГИА, ф. 231, оп. 2, д. 5). Последнее известное выступление в печати -- ст. "Рус. раскольники и англ. диссиденты" ("Рус. речь", 1881, No 4), где А. высказывается за предоставление раскольникам общегражд. прав, в т. ч. свободы печати.
Оценка произв. А. в словаре Венгерова как не имеющих лит. значения надолго определила отношение к нему в лит-ведении. Между тем статьи А. интересны как своего рода попытка "примирить" воззрения Н. А. Добролюбова и А. А. Григорьева, под влиянием к-рого формировались взгляды А. на театр. Особый интерес А. проявлял к произв., отражающим процесс обществ, развития, анализировал социально-психол. типы новейшего времени. Такой акцент имеют и статья А. об "Обрыве" (где, предъявляя автору ряд претензий по части худож. последовательности в обрисовке осн. характеров, А. особое внимание уделял образу "нигилиста" Марка Волохова и ист. почве, на к-рой он вырос), и статьи о пьесах "На всякого мудреца довольно простоты" ("Заря", 1869, No 1) и "Трудовой хлеб" (МВед, 1874, 5 дек.) "нар. сатирика" А. Н. Островского, в чьем творчестве он видел сатир, отношение к изображаемой действительности при "народности" как "главнейшей стихии дарования" ("Заря", 1869, No 5, с. 187; МВед, 1875, 31 дек., и др.). С тем же подходом связан резкий отзыв А. о пов. "Вешние воды" И. С. Тургенева (МВед, 1872, 12 янв., No 9), вызвавший возмущение А. Ф. Писемского и самого Тургенева, однако не бывший исключением в тогдашней критике (несозвучность повести настроениям эпохи подчеркивал, в частности, П. Н. Ткачёв; об отношении современников к повести и к статье А. см.: Тургенев, XI, 462, 468; Письма, IX, 452, 538, 546). В осн. положительно оценивал А. пьесы Д. В. Аверкиева за изображение "душевных типов и характеров" (МВед, 1873, 22 янв., 1874, 31 дек.).
"Блуждающие огни" -- из числа наиб. репертуарных рус. пьес, в кон. 80-х гг. не уступавшая по числу постановок "Грозе" и "Свадьбе Кречинского"; в 1892 поставлена в Берлине (НВ, 1892, 26 мая). Популярности способствовали мелодраматизм и наличие выигрышных ролей, но гл. ее причиной был герой -- Макс Холмин -- человек, утративший интерес к жизни, т. к. подлецом, "практическим деятелем", стать не пожелал, а иного смысла не нашел (состояние, по наблюдениям современников, близкое настроениям самого А.). Эта роль более 35 лет входила в репертуар премьеров рус. сцены. Ф. В. Волховский, С. Т. Герцо-Виноградский и др. театр, критики говорили о Холмине как о совр. нац. типе -- человеке с "разорванным характером", "русском Гамлетике"; в ряде рец. с ним сближали чеховского Иванова.
Сын А., Роман [1876(?) -- 1913],-- автор пьес, рассказов, романов, театр. рецензент, фельетонист (некролог: "Театр и иск-во", 1913, No 9).
Лит.: Шолкович С. В., Памяти H. H. Воскобойникова.-- "Голос Москвы", 1885, 19 февр.; Захарьин И. Н., Тени прошлого, СПб., 1885, с. 181--87; его же, Встречи и восп., СПб., 1903, с. 289--296, 318 -- 19; Антропов Р. Л., Из жизни А., ТиИ, 1903, No 10, 15; Кремлев А. Н., 35-летие "Блуждающих огней".-- "Мир", 1908, No 5; Петровская И., Открытие не состоялось.-- ВЛ, 1969, No 2; Петровская (ук.; в прим.-- рец. на "Блуждающие огни"); Очерки истории рус. театр, критики, кн. 2 -- Вторая пол. XIX в., Л., 1976, с. 278--85. + Некролог: НВ, 1881, 20 сент. РБС; Венгеров (Сл.; Источ.; Рус. кн.); Языков; Галерея рус. писателей, М., 1901; ТЭ; Муратова (1, ук.); Масанов.
Архивы: ЦГАЛИ, ф. 38; ЦНБ АН УССР (письма); ЛГИА, ф. 14, оп. 5, д. 734; ЦГИА, ф. 1405, оп. 61, д. ИЗО, 6072; ГПБ, ф. 391, д. 159 (письма А. А. Краевскому); ф. 1000 (биография).
И.Ф. Петровская.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989