Ан-Ский Семен Акимович
Суд
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Ан-Ский Семен Акимович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1909
Обновлено: 20/07/2016. 13k.
Статистика.
Поэма
:
Поэзия
Поэзия
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
С. Ан-ский
Суд
В Яссах, в старой синагоге,
Ровно в полночь под
Йом Кипур,
При мерцании унылом
Восковых свечей печальных
Старый служка синагоги
Быль поведал прихожанам,
Быль, которую он слышал
Из безгрешных уст правдивых
Элимелеха святого,
Чьим величием и славой
Вся Румыния гремела.
В час недобрый для евреев
Вдруг издал король румынский
Злой указ несправедливый
Об изгнании евреев
Изо всех его владений.
Пост назначили евреи,
Побежали в синагоги,
Горько плакали, молились...
Но напрасно! Злые силы,
Что преследуют евреев
Со времен второго храма,
Ополчась, не допускали
Ни одной мольбы еврейской,
Ни одной слезы горячей
Ввысь к Г-споднему престолу.
Лишь одни еврей не плакал,
Не стонал и не молился.
То был старый рабби
Файвель,
Муж святой, благочестивый,
Что сидел и дни и ночи
В синагоге над Талмудом.
Про указ узнав жестокий, --
Ровно в полночь это было, --
Он сперва, как все евреи,
Духом пал и омрачился,
Но потом вдруг что-то
вспомнил,
Встрепенулся, оживился,
Заглянул тревожно в книгу
И воскликнул, пораженный:
"Как? Указ? Король
румынский?
Но ведь это беззаконно!"
Тут же в полночь рабби
Файвель
Побежал бегом к раввину
(А раввином в Бухаресте
Был в то время Элимелех),
Разбудил его поспешно
И с волнением воскликнул:
"Рабби! Рабби! Рассудите!
К вам я с жалобой явился!.."
И в горячей страстной речи
Тут же жалобу на Б-га
Изложил он пункт за
пунктом.
"Б-гом сказано Мойсею, --
Говорил он вдохновенно, --
Что Его рабы евреи.
Как же может, как же смеет
Смертный, ими не владея,
Против них писать указы?!
По какому же закону
Сам Г-сподь теперь дозволил,
Чтоб король страны румынской
Издавал указ жестокий
Против племени святого?!"
"Сын мой! -- мягко отозвался
Старый рабби Элимелех. --
Обвинять публично Б-га
В отступленье от закона,
Призывать его к раввину
Для суда и для расправы
Я считаю шагом смелым,
Даже дерзким и опасным!..
Но тебя я понимаю:
В грозный час беды великой
Заступиться ты намерен
За еврейскую общину
И готов на "мсирас нефеш".[1]
Знай же, сын мой, для общины
Я готов на подвиг тоже!
Да к тому же быть судьею,
Если жалобу приносят,
Я обязан: ведь раввин я...
Но теперь, в глухую полночь,
Для суда совсем не время".
В ту же ночь к раввину в гости
Вдруг приехали нежданно
Три великих чудотворца,
А меж ними был известный
Муж святой, раввин из Апты.
И хозяин пригласил их,
Всех троих, принять участье
Вместе с ним в суде над Б-гом.
Вникнув в дело и подумав,
Дали все свое согласье.
Рано утром в час условный
Появился рабби Файвель,
И раввины, облачившись
В талесы, надевши тфилин,
Вкруг стола уселись важно
И спокойно приступили
К беспристрастному разбору
"Дела Файвеля и Б-га".
"Изложи суду подробно,
Что имеешь против Б-га?" --
Обратился властным тоном
К рабби Файвелю старейший
Из судей, раввин из Апты.
Но реб Файвель был испуган.
Весь дрожа, он еле слышно
Прошептал в ответ раввину:
"Не могу... Ослаб я духом...
Вся душа моя в смятенье...
И вчерашнего порыва
Я уж больше не имею".
На него взглянул сурово
Муж святой, раввин из Апты,
И промолвил властным тоном:
"Файвель! Я раввин из Апты,
Я тебе повелеваю
Вновь обресть покой душевный,
Ясность мыслей, силу слова!
Говори, суду поведай,
Что за жалобу имеешь
Против Б-га. Будь уверен --
Мы рассудим по закону!"
И тотчас же рабби Файвель
Успокоился и начал
Излагать ученым слогом
Обвиненье против Б-га.
Указав на текст Писанья,
Подтвердив его обильно
Множеством цитат пространных
Из Талмуда, из кабалы
И из древних книг священных,
Он, как дважды два -- четыре,
Доказал суду раввинов,
Что указ жестокий, грозный
Об изгнании евреев
Вопиюще беззаконен.
Тут один из трех раввинов,
Что явились накануне,
Хитроумно попытался
Дать иное направленье
И процессу, и дебатам:
"Обвинитель, рабби Файвель, --
Начал он смиренным тоном, --
Не найдешь ли ты возможным
Предъявить лишь обвиненье
В нарушении закона
К королю страны румынской,
Что указ издал неправый
Об изгнании евреев?.."
Рабби Файвель возмутился:
"С королем страны румынской, --
Закричал он, -- не желаю
Пред раввинами судиться!
Что король! Простой он смертный!..
Против Б-га выступаю
С обвиненьем в беззаконье!"
Встал тогда раввин из Апты
И спросил спокойным тоном:
"Не угодно ль будет Б-гу
Дать ответ на обвиненье?"
После краткого молчанья
Отозвался Элимелех:
"Я за Б-га выступаю!..
Я согласен, -- продолжал он, --
Что евреи -- Б-жьи слуги,
И никто не смеет в мире
Их касаться, кроме Б-га.
Но ведь Он имеет право
Их карать чужой рукою..."
"Нет, Он права не имеет! --
Снова крикнул рабби Файвель. --
Мы не только слуги Б-жьи!
Нас детьми своими также
Он признал в Святом писанье,
А детей отец карает
Только собственною дланью".
"Ну, а как же Тит разрушил
Храм священный?" -- "Храм ведь Б-жий, --
Отозвался рабби Файвель, --
И за то теперь Всевышний
Плачет горькими слезами,
Восклицая: "Горе! горе!
Я свой храм святой разрушил!""
"Ну, оставим эти споры, --
Молвил рабби Элимелех. --
Но забыл ты, рабби Файвель,
Как строптивы Б-жьи дети,
Как грешны и непослушны!
Сколько раз Отец небесный
И добром предупреждал их,
И знаменья посылал им, --
А они не исправлялись,
Даже больше все грешили.
Вот теперь их беззаконья
Перешли уж все границы,
И у Б-га Ад-ная
Истощилося терпенье!"
"Как? Что значит "истощилось"? --
Закричал тут рабби Файвель. --
Если мы допустим это,
То ведь завтра Всемогущий,
Распалясь великим гневом,
Может мир весь уничтожить
Без суда и без закона!"
"Да! Всевышний даже это
Может сделать, коль захочет!" --
Отозвался Элимелех.
"Нет, не может! По закону
Поступать и он обязан!..
Объявляю вам, рабойсай [2],
Что отсюда не уйду я,
Если вы не возгласите,
Что и Б-г, как все евреи,
Сам обязан подчиняться
Праведным законам Торы!.."
Положил конец дебатам
Муж святой, раввин из Апты.
Важно, медленно, спокойно
Он поднялся, огляделся,
Молча бороду погладил
И промолвил: "Словопренье
Я законченным считаю".
А затем еще прибавил:
"Существует у евреев
С давних пор обычай строгий:
После всех речей и споров
Обе стороны тотчас же
Удаляются из дома,
Где их судьи заседают.
Если ж кто не исполняет
Повеления раввинов,
На того за ослушанье